Книги и летопись в России. Своды летописные

Книги и летопись в России. Своды летописные.

Летопись – вид повествовательной литературы в России XI-XVII вв., первоначально возникла и велась в монастырях. Монастыри, способствовавшие распространению грамотности и книжного дела, основывались в городах и селениях; больше всего монастырей было вокруг городов - Киева и Новгорода, в них люди спасались, молились за упокой души жертвователей, занимались хозяйством, переписывали церковные книги. В ту пору грамотными людьми долгое время были почти одни священники и монахи. Книги, привезенные с собой греческими священниками, были переведены с греческого языка на церковно-славянский язык и на этом языке переписывались и были написаны церковные книги. Печатать книги в старину не умели, поэтому их переписывали, а переписыванием книг занимались в монастырях иноки, труд этот считался угодным Богу, поэтому они относились к нему с большим вниманием и благоговением.

И если было бы возможно оказаться в том далеком веке, то можно было увидеть, как работали над написанием книг монахи. И если попытаться представить то время, то может быть тогда в тот день ярко светило солнце, своими лучами освещая келью, или падал снег, а может быть моросил осенний дождь, словно темная завеса спущенная с неба, и келью тускло освещала лампада, а за аналоем сидел и трудился над написанием книги молодой инок. Перед ним лежала книга и лист пергамента, он только что закончил одну страницу и принимается за другую. Острой палочкой он проводит сначала на равном друг от друга расстоянии линии для строчек, затем он берет в руку гусиное перо и срисовывает черной краской каждую букву. Буквы он пишет похожие на печатные буквы, особенно старательно вырисовывает он заглавные буквы каждой главы. Их он рисует красной краской и золотом, и украшает узорами. Эти буквы получаются очень необычными и сразу бросаются в глаза, потому что некоторые из них изображают зверей, птиц и людей. Поля страниц он расписывает разнообразными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, и сказочных чудовищ; и всё это переплетается с какими-либо растениями, с кружочками или решеточками.

Медленно идет работа над книгой, молодой инок отрывается от написания книги лишь на время церковных служб, и успевает переписать не больше одного листа в день. Полгода тому назад начал монах свой труд и всё ближе наступает радостный момент окончания его работы. Когда она закончится, он аккуратно поставит год, число, месяц начала и окончания письма и сделает приписку, где в ней он опишет своё радостное настроение об окончании трудной работы, радуясь написанной им книге, как радуется моряк, достигнув тихой пристани после долгих странствий, как радуется странник, вернувшийся на родину.

А рядом с молодым монахом сидит старец и тоже пишет книгу, иногда изредка отрываясь от работы и что-то вспоминая. Уже несколько лет подряд записывает он каждый год все, что случилось ему видеть или слышать, излагая в своей книге о жизни своего монастыря, об избрании и смерти игумена, про строение новых церквей. А также описывает он и то, что происходило в городе или княжестве, про нашествие врагов, неурожаи и мор, про выборы новых князей, про их труды и славу. В свой рассказ старец переписывает и предания из прошлого родной страны, как Вещий Олег завоевал Киев, про его поход на Царьград и про крещение Руси. И так строка за строкой, написанная монахами, сказание за сказанием образуются в записи по годам, в летописные своды, в исторические произведения – летописи, которые сохранились главным образом в позднейших списках, дошедших до нас, благодаря скромному труду монахов-летописцев.

уuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии