Пятое эссе о деньгах

     А сейчас вообразим, что вы – глава государства, и решились вы на экспорт денег своей страны. И сразу станет перед вами вопрос, как же достигать вам этой цели: гласно или келейно?.. Такой вопрос всегда стоит перед правителем в серьёзных делах.
     Соблазн келейности очень велик, ибо она при неудаче страхует от злости народа. Ведь не сможет народ судачить о деле, о коем он не оповещён. Но в условиях келейности, а, значит, и интриг, правитель не сможет опереться на весь чиновничий аппарат, ему подвластный, а только на малую кучку тех своих сторонников, кто осведомлён о деле. Чем больше тайна, тем меньше сторонников. Поэтому о своей благой цели правителю полезнее всего возвещать громогласно; соперники его тайные цели и без этого обязательно раскроют и публично оклевещут их. Келейность иногда полезна, как тактический приём, но отнюдь не стратегический…
     Но любой правитель, перед тем, как объявит он о будущих своих преобразованьях, должен будет непременно обзавестись полицейским комиссаром, ибо всякая система управления действенна только в том случае, если есть у её главы человек, который обеспечивает исполнение распоряжений начальника.
     Вспомним чудесный роман Стивенсона «Остров сокровищ». Кем был Сильвер при капитане Флинте? Квартирмейстером, который обеспечивал выполнение приказов капитана: ставить паруса, бросаться на абордаж. «О-го-го, какая дисциплина была на судне старого Джона!» – хвалил себя Сильвер.
     Такие же обязанности выполнял при Магеллане беззаветно преданный ему каптернамус, альвагасил флота Гонсало Гомес де Эспиноса, заколовший главаря бунтовщиков ударом кинжала в горло и после этого захвативший мятежный корабль.
     В российском флоте такие обязанности на судне выполнял старший офицер.
     Я называю того, кто исполняет эти обязанности, полицейским комиссаром; в больших властных иерархиях ему нужно иметь свой чиновничий аппарат. Полицейский комиссар должен стать для начальника громоотводом недовольства подчинённых.
     Полицейский комиссар и его чиновный аппарат должны быть ограничены только обеспеченьем выполнения приказов правителя и более ничем не заниматься. И если возлагают они на себя дополнительное бремя, а, значит, и излишнюю власть, то их основные обязанности окажутся в пренебрежении, а в системе управления начнутся интриги и распри; начальник должен не допускать этого.
     Всякая властная иерархия и каждый чиновник порознь всегда стремятся обрести хоть на толику больше власти, чем это необходимо для исполнения своих обязанностей, мотивируя притязанья своим усердием и похвальным стремленьем ещё лучше обслуживать начальство. Но всегда хотят обрести больше полномочий и власти, а не ответственности и обязанностей, ещё и норовя при этом оправдать свои провалы чрезмерной загруженностью работой. Для правителя особенно опасно, если в таких махинациях преуспеет его полицейский комиссар, и если себе он зацапает больше власти, чем ему следует по должности. Излишней властью всегда пользуются своекорыстно…


Рецензии