Критика голой истины

Истина требует свободы.
- Н. Бердяев
Истина требует бесстыдства.
 - П. Скорук


         Не охоться на чужих тараканов, истребляй своих!…относительно критики, похвалы и вообще любого рецензирования чужой жизни. Особенно по заказу или по просьбе автора жизни. Очень редко это делаю и весьма скептически отношусь, когда рецензируют меня. А когда все-таки выхожу на охоту за чужими скелетами, в надежде, что они окажутся страшнее моих и мои от ужаса задрожат и рассыплются, все равно чувствую себя потом неважно. Независимо от результата охоты.

      Не помню кто - «Желаешь что-то тщательно скрыть – обнажи до цинизма», т. е. темнее всего под свечой. Т. е. надо так беспощадно исповедально препарировать, рассказать такую гомерическую правду, что люди не поверят, покрутят пальцем у виска, отмахнутся и пройдут мимо. Ладно, раздадим индульгенции - Всем всё можно! Но как только ты это вытащил на белый свет, читатель задумался, прищурив левый глаз и заткнув нос. Мона Лиза, тужащаяся на горшке, Иисус Христос в постели с Марией Магдалиной, Александр Сергеевич Пушкин, порющий крепостных девок на конюшне, и Тарас Григорьевич Шевченко, страдающий от гонореи, обязательно вызывают кризис мировоззрения.    

    Чем больше страниц в мемуарах, тем меньше друзей.  …неоднократно рассуждал о несовпадении двух положительных нравственных понятий – честности и порядочности. Это особенно относится к критике. Расскажешь честно о человеке, (даже если он жаждал этой честности от тебя), - он перестает с тобой здороваться. Начинает думать и говорить о тебе за глаза - Я ему – душу свою, - На, возьми! - а он писюком оказался щелкоперным, крапивным семенем, осотом будякоголовым. А выглядел, как приличный человек!
     Становишься непорядочным. И наоборот, - наврешь, приукрасишь, - человек скажет спасибо, но как тут быть с порядочностью?! Оправдывать себя и сочинять индульгенции типа – «Скользкий комплимент льстеца намного неприятнее, чем искренний душевный мат друга»? Унизительно.

     Все же, обладая некоторым опытом подобных резюме, в который раз убеждаюсь насколько это глубоко аморальное дело. Даже помня о принципе – «Не суди, да не судим будешь!», даже получив карт-бланш от критикуемого, ставишь себя в жуткую ситуацию по отношению к другу, ближнему, знакомому, подельнику, коллеге-цеховику. Кто имеет право судить? У всех своя точка зрения, сложившаяся, накопленная, взлелеянная система ценностей. А мы ее берем и проецируем на себя, экстраполируем чужой труд и посторонний опыт. Всегда не совпадаем. Но всегда резко двигаем локтями. Зачем?!

     Судить не нам, а времени. Оно, бесстрастное, холодное, все отсеет и расставит. Во многом – уже.


Рецензии