Мифы о России. Ч. 4. Продолжение

  "У ТЕБЯ БЫЛИ КОРОВЫ, ДОМ И КОНСЕРВЫ В БАНКАХ. КАКОГО Х.... ТЫ ПРИПЁРСЯ В НАШУ СТРАНУ, ПРИДУРОК?!"
(вопрос, часто задаваемый нашими солдатами немцам в 1945)
 Кстати, то, что жители Европы жили лучше нас в 30-40 гг - это миф. Да, жизнь среднего европейца отличалась от жизни среднего советского человека, но не сильно. Те же немцы жили вовсе даже небогато. Достаточно вспомнить, что в Первую Мировую Германия потерпела поражение, ничуть не менее катастрофическое, чем во Вторую. В 20-х годах страну потрясали кризисы, бушевала гиперинфляция, Германия выплачивала гигантские репарации. Всё это, кстати, подробно описано у Ремарка. Например - в "Чёрном обелиске". Большинство немцев связывало свои надежды либо с нацистами, либо с коммунистами. Только эти две партии что-то предлагали конкретное.
    Да, после прихода нацистов к власти, положение в стране стало потихоньку выправляться. Нацистам удалось поднять экономику, практически свести к нулю безработицу и даже транспорт стал ходить по расписанию. Но зарплата кадрового высококвалифицированного рабочего составляла  около 300 марок. Это вовсе не много. Вычтите из этой суммы налоги и всевозможные взносы в различные фонды и программы вроде "Зимней помощи", которые платились как у нас - в "добровольно-принудительном" порядке. Кстати - у нацистов тоже были пятилетние планы и плановая экономика. А сверхбогачи, вроде Симменса и Круппа, вовсе не являлись полноправными владельцами своих предприятий. Сами заводы были национализированы, а их владельцы  стали директорами.
  И в Германии тоже был дефицит. Продовольствия, в частности. Да, немецких бауэров не загнали в колхозы, в Германии сохранялось и помещичье землевладение, и частная собственность на землю, но ведомство Вальтера Дарре - "Продовольственный комитет" - выгребало закрома не хуже наших продотрядов в гражданскую. К тому же - в немецкой деревне ощущался дефицит рабочих рук. В первую очередь - мужских. Молодые мужчины стремились на заработки в города, а на хозяйстве оставались женщины, подростки и старики. Плюс ко всему - механизация сельского труда была только в помещичьих хозяйствах. В крестьянских по по-прежнему основной тягловой силой была лошадь.
 Да, собственно, брошенный Алоизычем лозунг "Пушки вместо масла!" - говорит сам за себя. Не даром при заключении пресловутого Пакта Молотова-Риббентропа основной упор в нём делали на продовольственные поставки. В частности - хлеба. Но Сталин и тут натянул нос Алоизычу. Зерно поставлялось не пищевое, а кормовое. То-есть - фуражное. Руда - необогащённая.  Короче - кинул Иосиф Виссарионыч Адольфа Алоизыча. Потому как не дурак был и не доверял кому попало.
       Ну, а теперь, сопсна, ответ на вопрос - какого х... припёрся. Действительно - их сюда никто не звал.
 Немецкая литература о войне - "взгляд с той стороны" меня всегда очень интересовала. Но в советские времена с этим было туговато. Мемуары, например, того же Манштейна у нас просто не издавались. Как и писания Пауля Каррелля. Хотя - последнего уж могли бы и не издавать - не стоило на него время тратить. А я условно разделила немецкую военную литературу на два вида: первый - это "покаянная литература". Пример - Отто Рюле  "Исцеление в Елабуге" - мемуары участника Сталинградской битвы, проза Гюнтера Грасса, тем более ценная, что автор служил в СС, хоть и не долго и не в карательных частях, а в ваффен-СС - это войсковые части, которые воевали так же, как и вермахт, или Генриха Бёлля. Авторы там искренне раскаиваются в случившемся, ощущая свою причастность и искренне ужасаются содеянному их соотечественниками. Второй вид - это не смирившиеся с поражением. Их писанина больше напоминает истерику шпаны, получившей достойный отпор. Как пример - опус некоего Отто Кариуса "Тигры" в грязи". Или тот же Пауль Каррелль. Всё содержание их писанины можно свести к следующему: "Как эти русские варвары посмели победить?!" Собственно - большинство мифов - родом оттуда. Проиграв войну в жизни, они потом выиграли её в мемуарах.  В основном эти писатели расхваливали немецкого солдата - какой он был раззамечательный - и товарищество-то было у него в крови, и самопожертвование...Знаете - всё то же самое про своих солдат пишут генералы во ВСЕХ армиях мира. А вот во всём остальном... в поражении германской армии в России виноваты "Генерал Мороз и Генерал Грязь". В предыдущем отрывке я уже коснулась этого мифа и повторю вопрос: а где были наши солдаты? В каком таком чистом, сухом и тёплом месте?
  Вот опять с нашего форума "...только благодаря суровой зиме русские смогли победить немцев под Москвой и Сталинградом. То есть, заслуга СССР не такая уж и большая: повезло с климатом. М. Зефиров (это уже наш горе-"историк") даже вывел синдром "зимних успехов": дескать, русские наступали зимой, а немцы летом*. Почему он не приписал немцам синдрома "летних успехов" - непонятно....
Вот только синдрому "зимних успехов" очень мешают Курская битва, переправа через Днепр, операция "Багратион" и пр. "незимние" наступления. Да даже Висло-Одерская операция, пусть и проводилась зимой, но в Польше, зимы в которой теплее**, нежели чем в России.
Страдали ли немцы от русской зимы? Да, действительно страдали. Температура под Москвой (см. график) уже в декабре опускалась ниже 30С. Учитывая, что средняя зимняя температура в Германии колеблется от -6С до +1,5С, немцам было до преувеличений.
Хайнц Гудериан:
"12 ноября температура упала до 13 градусов мороза, 13 ноября - до 22 градусов".
Итак, действительно было холодно. Но почему именно холод выставляют виновником поражений Вермахта? Климат есть климат, он просто есть. Глупо, например, ругаться на болото, если сам в нём же утопил свою машину: зачем туда сунулся?!
То есть, виновниками были сами немцы, точнее, командование Вермахта: они не озаботились подготовкой к зиме.
Хайнц Гудериан:
"14 ноября утром я посетил 167-ю пехотную дивизию и беседовал со многими офицерами и солдатами. Снабжение войск было плохим. Не хватало белых маскировочных халатов, сапожной мази, белья и прежде всего суконных брюк. Значительная часть солдат была одета в брюки из хлопчатобумажной ткани, и это - при 22-градусном морозе!"
"Наших солдат, одетых в русские шинели и меховые шапки, можно было узнать только по эмблемам".
"Гололедица сильно препятствовала действиям танков, тем более, что шипы ещё не были получены. Из-за морозов потели стёкла оптических приборов, а специальная мазь, противодействующая этому, до сих пор не была получена",
Герберт Крафт, эсэсовец:
"Советы своевременно позаботились о своих солдатах. Валенки, ватные штаны и телогрейки, меховые рукавицы и шапки, лыжи и сани были их стандартным оснащением. Оружие их тоже хорошо стреляло на морозе. А мы без зимнего обмундирования лежали в наших ледяных пещерах. На летние шинели мы набрасывали одеяла, словно накидки в армии Наполеона. Через до смешного тонкие шерстяные перчатки продувал ледяной ветер".
    Выходит, солдаты мёрзли всего лишь из-за плохого снабжения. То есть, Вермахт сам виноват, что не смог вовремя снабдить солдат всем необходимым. А почему так вышло? Потому, что немцы рассчитывали на "блицкриг" - захватить Россию,  или тогдашний СССР до наступления холодов. И зимовать в тепле и комфорте. Просчитались.
    Умаляет это обстоятельство наш вклад? Да нисколько: Мы-то к зиме подготовились и попросту использовали благоприятные (для нас же) условия. Ведь от одного холода немцы бы не ушли.
Сложилась всего-навсего следующая ситуация: одна армия оказалась неготовой к зиме по собственной вине. Вторая оказалась готовой. Где лучше думали? Выходит, во второй армии, т.е., в РККА.
      Руаль Амундсен, норвежец, не русский и до СССР, сказал: "К холоду привыкнуть невозможно". Холода не переносят ни чукчи, ни эскимосы, они умеют при нем жить и бороться с ним. Однако - к холоду можно приспособиться. К тому же "настоящий сибиряк не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается". Да и потом уже, в  последующие зимы солдаты вермахта были обеспечены тёплым обмундированием. А группа армий "Норвегия" с самого начала. Поэтому зима 1941.1942 гг. - это просчёт немецких тыловых служб. Как и советских в "Зимнюю" войну, когда на финский фронт прибывали зимой части из центральных районов в хлопчатобумажном обмундировании.
   Но самое паскудное - что наши отечественные "горе-историки" подхватили этот миф и во-всю его тиражируют. Да, в какой-то степени мы сумели использовать климат своей родной страны. Суровая холодная зима 1941-42 гг, например, позволила проложить по льду Ладожского озера знаменитую "Дорогу Жизни" уже в ноябре. И это спасло многих людей - кого-то сумели вывезти в тыл, уже в конце декабря-январе последовала первая прибавка к продуктовой норме. В декабре же 1941, после взятия нашими войсками Тихвина было восстановлено железнодорожное сообщение с городом. Впрочем - про "блокадные мифы" я уже упоминала.

       Ещё один интересный миф - о религии. Здесь, точнее, гуляет множество мифов.
Представлю две категории:
1. Руководители III Рейха были поголовно оккультистами, надеялись на всяких идолов, кровавых божков германских племён и пр., пр., пр. Потому что демоны, и христианами притворялись!
2. Православие помогло выиграть войну, кабы не Бог, проиграли бы! Ну, и соответственно: где РПЦ, там победа и всё такое. В совокупности с первым мифом: борьба Бога и Дьявола.
Начнём с первого. Да, какие-то оккультные течения в самом рейхе были. Да, Алоизыч с присными пытались создать какое-то учение из обрывков древнегерманских мифов, языческих культов и извращённых христианских догм. Те же СС создавались по типу монашеских военных орденов с очень жёсткими правилами и уставами. Да и священнослужители обеих конфессий - и лютеранства, и католичества, в Германии подвергались репрессиям. Но не за веру, а по обвинению в антигосударственной деятельности. Очень часто действия священников шли вразрез с государственной политикой. И пасторы, и католические падре оказывались противниками режима именно благодаря своим убеждениям. Что же до основной массы немецкого народа - то позиции церкви - как католической, так и лютеранской - были довольно сильны. Во всех частях вермахта были полковые капелланы обеих конфессий. И нацистская верхушка была вынуждена к церкви прислушиваться. Плюс нет ни одного доказательства сатанинских обрядов и пр. Были преклонения перед реликвиями. Использовались и руны, однако ничего мистического и сатанинского в этом не было, ибо руны - это символ. Раньше они как письмо использовались. Поэтому их и использовали.
Войска СС, к слову, аж на две трети состояли из христиан, подавляющая часть - протестанты.
   2. Православные мифы. Немного по-другому дело обстояло с православием. Православную диаспору составляли в Германии русские эмигранты, осевшие в стране после революции и гражданской войны. Приход к власти нацистов восприняли по-разному, но основная масса решила, что их это не касается. Хотя - многие, и в их числе писатель Набоков - покинули Германию. С Зарубежной Православной Церковью нацисты тоже установили контакты, рассчитывая использовать её служителей и прихожан при завоевании СССР и России, как её части. Однако, никаких особых привилегий Православной церкви и православию, как религии, делать не собирались. Более того - Церковь планировали расчленить и расколоть на множество маленьких церквей и сект по принципу - чем больше моментов, разрывающих СССР на части, тем лучше.
   В самом СССР все 20 и почти все 30-е гг. проводилась оголтелая антирелигиозная пропаганда, с арестом священников и монахов, да и простых, но очень активных верующих, с закрытием и взрывом храмов. Причём, это касалось не только православных, но и представителей других конфессий - мусульман, иудеев, буддистов, сектантов - молокан, духоборов, но этим было не привыкать - их и при царе гоняли. Поворот к национальным основам, отказ от установки на интернационализм и "мировую революцию" произошёл в 1937-38 гг. и , во многом, благодаря "Большому террору" и Великой Чистке. во уж воистину - нет худа без добра. Вот тут вспомнили и про русские традиции, и про героев Древней Руси - в школе снова стали изучать былины, на уроках истории заговорили о подвигах Кутузова и Суворова. Частично освободили репрессированных священников и даже разрешили служить. Правда, всё это было строго дозировано и под контролем государства. Однако - основной перелом в сознании и в отношениях с Церковью произошёл после начала войны. Сталин обратился к народу в своей знаменитой речи как священник обращается к пастве: "Братья и сестры!"
  В 1943 году был вновь избран Патриарх. До него, после смерти патр. Тихона в чекистских застенках, на троне сидел местоблюститель Патриарха. Русская церковь, ограбленная, униженная и гонимая, продолжала пользоваться в русском народе влиянием и авторитетом. Даже высшие офицеры носили при себе иконки, а нательные крестики были у большинства солдат - даже у комсомольцев и коммунистов.
     Есть легенда о том, что Ленинград крёстным ходом обошли с иконой, которая  и помогла городу выстоять. То же и с облётом Москвы с иконой Тихвинской Божьей Матери. Этим легендам нет подтверждений. Но раз они есть - значит - так надо.

 И, очередью полоснув окоп,
Зажав в зубах нательный медный крестик
Я прыгаю на головы врагов
На шеи этих белокурых бестий.

Минувшая война для нас ещё и потому есть и останется Великой, что рядом, плечом к плечу в ней дрались атеисты и верующие, христиане и мусульмане, наши деды и прадеды. Дрались за свою страну, за свою веру, за то, чтобы мы с вами жили.
Да, православным могут помянуть, как патриарх Тихон молился о победе германского оружия (было и это, тексты могу выложить), как Гитлер открывал для РПЦЗ православные храмы даже в Берлине, для порутчиков Голицыных да корнетов Оболенских, будущих эсэсовцев 15 корпуса Фон Пловица.
Да, правоверным могут напомнить предательство крымских татар - а оно было почти поголовным, это предательство. Могут напомнить, как ударили в спину 51-й армии, как резали наших раненных в санбатах, грабили русские и украинские деревни, насиловали беженок, напомнить, как выносили гитлеровцам подносы краснормейских книжек от каждого села. Но крымские татары не народ - так, диаспора.
    А сами татары воевали геройски, и не только простые мусульмане, но и 266 имамамов в Татарстане - участникам Великой Отечественной войны, а Габдулла Гарифуллин стал Героем Советского Союза. И рядом с нашей православной танковой колонной "Дмитрий Донской" ушла на фронт мусульманская "имени имама Шамиля". Потому что сказанно Пророком: " Любовь к Родине есть часть твоей Веры!" А Муса Джалиль, национальный герой Татарстана, боровшийся даже в плену? В Казани, возле Кремля, ему был поставлен удивительный по красоте и выразительности памятник. А всего во время войны Церковь снарядила ТРИ танковые колонны для Красной Армии? Говорят, правда, только про одну "Дмитрий Донской". Митрополит Сергий благословил лично танкистов, идущих в бой.
   А фильм "Александр Невский" помните? Его сняли как раз перед войной, в 1938, но показали впервые в 1942 году.
А что до власовцев, бандеровцев и протчей шантропы, напоказ носившей кресты или совершавшей намаз - ну так Вера здесь не причем. У апостолов и то один бракованный оказался.
  Из нас воспитывали "интернационалистов" - читай, глобалистов. Людей "родства не помнящих".Поэтому и посейчас большинство уверено, что солдаты, идя в атаку, кричали "За Родину, за Сталина!" Да не кричали они так! Мат там стоял. Сплошной мат-перемат и молитвы вперемешку. Вот так вот. А про "изнасилованную Германию в другой раз поговорим. Тоже очень увлекательная тема.
Продолжение следует тут:http://www.proza.ru/2012/09/17/1935


Рецензии
Полезное рассуждение.
В войну в Германии жили не так уж роскошно. Помню, в сентябре-октябре 1941 года немецкие солдаты посылали своим семьям в Германию посылки из оккупированной Украины. Вес посылок был ограничен. Но можно было посылать не одну посылку. Я видел, что каждый солдат паковал большое количество небольших коробочек, наполняя их фасолью. Сало, мясо не пошлёшь - испортятся. Возле Гоголева в Киевской области была ниточная фабрика. В первые дни оккупации там без охраны лежали большие бобины ниток. Мноие немцы посылали в Германию и нитки. Следовательно, фасоль и нитки являлись ценностью, достойной пересылки. Говорили, что немецкие крестьяне обязаны были сдавать продукты своего хозяйства, например, яйца, а для своего питания получали яйца по карточкам. Однако, немцы не голодали.
Но в Советском Союзе не только во время войны, но и перед войной было с продуктамии и промтоварами туговато. В Киеве за сахаром стояли огромнейшие очереди. В Гоголеве хлеб продавался в магазине строго по спискам и в зависимости от состава семьи, только служащим (учителям и т.д.) Считалось, что крестьяне (колхозники) сами пекут хлеб, смолов муку из зерна, полученного по трудодням.
"Сидить баба на ряднi
Та й рахує трудоднi ...
Трудодень, трудодень,
Дай хлiба хоч на день!"
***

Гюнтер Грасс служил не в карательных СС, а в боевых частях СС (Waffen SS). Эти части воевали, как обычные армейские части.

Олег Киселев   15.09.2012 01:24     Заявить о нарушении
спасибо. А отрывок сейчас отредактирую и дополню)

Анастасия Игнашева   15.09.2012 11:01   Заявить о нарушении
И, кстати, Олег! Замечу ещё вот что. В 1938 году Германия аннексировала часть территории у Чехословакии и присоединила Австрию. Так вот. Во времена ГДР жил в этой маленькой гордой стране такой писатель - Франц Фюман. И родом он был как раз из Моравии, то-есть - из Чехословакии. Так вот, он очень точно описал, как всё происходило. Как немецкое население устраивало провокации в духе нынешней нашей оппозиции, как геббельсовская пропаганда вела информационные войны, как потом чехи уходили с присоединённых земель - чешские солдаты шли в походных колонах и плакали, крестьяне бросали урожай и скотину, потому что забрать можно было только то, что унесёшь в руках. а вдоль дорог стояли "лица немецкой национальности" с нацистскими флажками в руках. А потом приехавшие из "Большого Рейха" немцы были очень удивлены и даже поражены, как сытно и зажиточно жило немецкое население в Чехословакии. То же самое в Австрии. Первым делом после аншлюсса солдаты и офицеры доблестного вермахта понеслись по лавкам и магазинам, скупая всё подряд - пока имперские законы не ввели. В самой Германии ещё до войны было очень жёсткое распределение продуктов, а с началом войны и вовсе ввели карточки.

Анастасия Игнашева   15.09.2012 18:08   Заявить о нарушении