Дорога


      Старый, двадцатилетней давности «Форд» несся по трассе со скоростью 140 км в час. Для Манура эта скорость была больше, чем лётной. Манур торопился с областного центра обратно в город угольщиков, где в реанимации лежал внук: достав через знакомых необходимую дефицитную сыворотку, он мчался назад. Зима была в разгаре, когда все водители с генералом Мороз находятся на «Вы». Время давно перевалило за полдень и, неуклонно  приседающее к горизонту, диск солнца уже не радовал, а, подавляя оптимизм, подспудно усиливал смутную тревогу. А тревога касалось одного – страх перед усиливающим морозом, как бы машина не подвела. Ситуация была почти экстремальной и как человек, не раз в жизни сталкивавшийся с такой ситуацией, Манур давал волю мозгам, которые наперегонки со стрелкой  спидометра отщелкивали и прорабатывали вероятные осложнения этой ситуации, где главным осложнением могла быть поломка автомашины. Манур – неплохой водила, но никчемный технарь. При поломках автомашины кроме открывания капота и закрывания его, сопровождая свои действия крепким матом, ума и знания его ни на что не хватало. Это в относительно теплое время года. А сейчас ситуация была особой -  за стеклами трещал 30-градусный мороз, если не больше.
Вообще, добрая часть современных людей в жизни часто рискуют. Но это не оттого, что жизнь стала такой опасной – просто люди сами создают эти условия по своей беспечности, халатности, поверхностного подхода к своей судьбе. Взять хотя бы отношение людей к технике, к этой самой автомашине.  Рискуя жизнью, люди ездят на неисправной технике, создавая угрозу жизни и здоровью окружающих людей, да и для себя лично. Не зная материальной части техники, не имея навыков для осуществления маломальского  ремонта при случайных и несложных поломках, бросаются на автомашине в путь-дорогу в зимнюю стужу, как делает это сегодня Манур. Или же в теплый летний день на исправной автомашине развивают непозволительно высокую скорость и рискуют в любой момент превратиться в фарш среди груды искореженного металла…
…Что такое?! Автомашина резко потеряла звук, Манур мгновенно, автоматически нажал на педаль сцепления и перевел рычаг скоростей на нейтральное положение. Автомашина неслась по инерции, и Манур, плавно нажимая на педаль тормоза, через сотню метров остановил автомашину. Автомашина полностью заглохла. Манур повернул ключ зажигания влево, затем вправо на завод. Двигатель молчал, будто отсоединили аккумулятор. Вышел из машины, трасса встретила его раскаленным морозным воздухом. Открыв капот, Манур убедился, что клеммы на аккумуляторах были на месте, потрогав их пальцами, ощутил их прочное соединение. От двигателя несло теплом, отчего не хотелось закрывать капот, но все же пришлось захлопнуть капот и сесть снова за руль. В салоне стало прохладно, отчего похолодело  в груди. Только тут молнией ударило в голову жалящее сердце отрывочная череда мыслей: Поломка! Мороз! Внук! Кровь ударила в висок, и лоб Манура покрылся испариной. Да, - это был СТРАХ! В первую очередь страх шкурный – я могу замерзнуть на трассе! А потом уже: если я замерзну, то, что будет с внуком?! В панике Манур снова и снова поворачивал ключ зажигания, пытаясь завести автомашину, но все было тщетно. До наступления темноты оставалось не так уже много времени, и Манур вышел на трассу, опустил ушанки шапки, надел на руки перчатки. Со стороны областного центра автомашин не было видно. Сразу пришла в голову мысль: сесть на любой транспорт, в любом направлении, если попасть обратно в областной центр, то можно приехать в свой город на автобусе или на поезде. И, как бы прислушавшись  к его решениям, впереди со стороны встречной полосы показались две автомашины. Они быстро приближались,  и Мануру показалась, что передняя была похожа на джип. Он выбежал на другой край полотна дороги и начал махать рукой, давая понять, чтобы остановились. Но несущиеся навстречу лимузины не сбавляли хода, наоборот, Мануру показалось, что они демонстративно прибавили газу. Через несколько секунд две шикарные автомашины, обдав Манура снежным вихрем, пронеслись в сторону областного центра. Да! Времена другие! И нравы другие. Раньше в сознании людей работал Закон дороги! …Снова похолодело в груди. Тут Манур вспомнил о сыворотках и кинулся к машине. В салоне уже было холодно, от его дыхания сразу запотело смотровое стекло. Манур вытащил из бардачка завернутые в салфетку две стеклянные бутылочки с сыворотками. Разорвав салфетку на две половины,  аккуратно обмотав ими бутылочки, он рассовал их во внутренние карманы пиджака. Так они не замерзнут. Манур снова выбрался из машины. Мозг лихорадило! Он уже переключился на возможность пешего спасения, воистину правильно сказано: спасение утопающих – дело самих утопающих!  Впереди до ближайшего населенного пункта было километров 10-15. По армейскому расчету это расстояние можно преодолеть марш-броском за час – час полтора. Больше ничего не оставалось делать…
Но фортуна улыбнулась Мануру. Да еще как!...
Желто-розовый КамАЗ,  как НЛО из других планет, медленно тормозил, прижимаясь к правой бровке дороги. Манур даже не успел поднять руку для голосования. Он просто опешил, не поверил случившемуся и стоял, как вкопанный и таращил глаза на автомашину. Открылась дверца кабины со стороны трассы и на землю легко спрыгнул здоровенный детина. На ногах его были унты, лисья шапка с завязанными сверху ушанками была лихо сдвинута набок, что говорил о веселом нраве владельца. Водитель с широкой улыбкой на еще более широком лице шел прямо к Мануру. Приблизившись, он вытянул правую руку для приветствия, а левой поддержал Манура за его правый локоть. От молодца повеяло спокойствием и уютом, что Мануру показалось, будто от расслабления, аж, ноги подкосились.
- Здравствуйте, здравствуйте! Я Вас сразу узнал! Что с машиной?
Манур, достав из кармана шубы ключ от машины, молча протянул его водителю. Водитель еле втиснулся в  салон «Форда», но его попытки завести автомашину не увенчались успехом. Он, не выходя из «Форда» спросил: трос есть? Только тут Манур вспомнил, что не заглядывал в багажник уже несколько дней. Но трос, точнее капроновый веревка-аркан наподобие троса у него в багажнике был. Водитель молча вылез из машины, подал свой КамАЗ задом к «Форду» и, достав из багажника веревку-аркан соединил обе машины тросом, который не внушал Мануру никакого оптимизма. Почему-то казалось, что тросик этот порвется и КамАЗ не заметив это, уедет дальше, унося с собой последнюю его надежду. Тревожные мысли Манура перебил бас водителя:
- КамАЗ можете повести?
- Конечно! Только покажите, как скорости включать?
- Как включать?! Просто! Надави на сцепление и включай! Вы же начальник милиции! Как же Вы наказываете водителей, если сами ничего не знаете? Залезайте в кабину за руль, -  с этими словами водитель поднялся в кабину с пассажирской стороны и преподал краткий курс включения передач.
Сам водитель сел в «Форд»:
- Только предупреждаю, таким буксиром мы коробку можем повредить, но больше нет выхода. Километров 12, надеюсь, выдержит.
Манур завел КамАЗ и на пониженной скорости начал трогаться. Одубевшие от холода ноги не слушались и не поддавались плавным движениям. Тем не менее, легкий толчок дал понять, что трос включился в работу. Сквозь смутное чувство радости и эйфории в сознание робко стучались вопросы: кто он такой, откуда меня знает? Но не это было главное. Стабильно обдающее с панели теплый воздух быстро обогрел Манура.
Через полчаса они добрались до ближайшего поселка, откуда был сам водитель.
- Зайдите в дом, чайком побалуемся, а может, еще чем покрепче!,- улыбка красила этого богатыря.
- Нет, что Вы! Мне срочно нужно в город. Внук в больнице. Если можно, поскорее бы починить «Форд».
- Поскорее тапочки можно починить. А это техника, да еще не русская каприза!, - с этими словами водитель отцепил трос от КамАЗа и скомандовал:
- Садитесь!
Манур интуитивно понял: он хочет на своей машине отвезти его в город. Это выход! А о судьбе «Форда» обсудим по дороге. Манур рывком поднялся в кабину КмАЗа, машина резво тронулась с места и через несколько минут  она мерно неслась по трассе.
В кабине было жарко и Манур снял шапку. Водитель продолжая улыбаться все смотрел на Манура:
- А Вы почти не изменились!
Манура уже начала злить эта загадочная улыбка и эти признания в знакомстве. Он его почти не знал. Совершенно незнакомый ему человек. И тут Манур подумал, может он его путает с кем. Манур решил играть в молчанку, пока не разгадает хотя бы приблизительный образ неожиданного знакомого. Но, ведь, он сказал, что Манур начальник милиции.  Значит, это связано с  прежней работой Манура. Но, ничего, связывающего с этим человеком, Манур так и не вспомнил.
- Вы еще работаете или на пенсии?
- Да, в отставке.
- Наверное, полковник!
- Да.. – Манур тут же покраснел, что наврал, благо в кабине было темно и водитель не заметил этого. Но тут же он чуть не расхохотался, представив строгое лицо супруги, которая не терпела фальши, зазнайства, как будто она съязвила: а почему сразу не генерал?
- А тогда Вы были капитаном. Тогда было лето, Вы были в милицейской форме, но Ваше лицо я запомнил на всю жизнь!
«Ну, где же я его видел? При каких обстоятельствах с ним встречался? Вот будет позорно, если несправедливо поступил с ним!»  Манур уже утвердился в мысли, что он был у него «на ковре». Но при каких обстоятельствах?! На нарушителя он не похож. Степенный, порядочный. О таких говорят: правильный человек, твердо держится на земле.
- Если бы Вы меня тогда посадили, то судьба моя, наверное, сломалась. Ведь те ребята, которые повезли меня на кражу мотоцикла, позже все-таки сели. Некоторые и по сей день продолжают игру в разбойников. А ведь тогда я был совсем маленький, ничего не понимал…
Тут Манур вздрогнул! Как будто открылся предо ним занавес из облаков времени и яркая вспышка памяти бросила его в  прошлые милицейские будни…

…- Что не ешь? Уже девятый час, наверное, проголодался?
Вопрос жены вывел Манура из раздумья.
- Жанна, заверни что-нибудь перекусить, там, у нас задержанный несовершеннолетний сидит.
- Что потащишься в милицию со свертком? Что люди скажут? Да тебя свои же сотрудники завтра на смех поднимут!..., -  но супруга осеклась, встретившись с твердым взглядом мужа. Молча завернув в салфетку пару кусочка мяса, хлеба и еще чего-то, положила в спортивную сумку. Взяв сумку Манур пошел в отделение.
… Еще вечером, уходя домой, как принято, зашел в дежурную часть, где за клеткой обычно шумели и матерились задержанные пьянчуги, дебоширы, хулиганы. Но в этот раз в дежурной части было тихо. Пожилой и располневший старший сержант дремал в старом деревянном кресле, что не заметил, как начальник вошел в дежурку. За клеткой как будто никого не было, но раздавалось какое-то сопение или всхлип. Манур нагнулся и увидел мальчика лет четырнадцати, который сидел, прижавшись в углу.
- Что за ребенок?
- Это бандит, а не ребенок! Кража со взломом! Участковый посадил, -  сержант это высказал с таким тоном, что можно было понять: Вы целыми днями сидите в кабинете, болтаете по телефону, а мы здесь ведем борьбу с преступностью!
- А где материалы?
- А откуда я знаю!? Спросите у участкового или инспектора УР.
Манур краешком глаза уловил, как мальчик поднялся и, подтягиваясь к верхней планке решетки, подставлял ушки к решетке, чтобы получше слышать. И в этом тихом, робком стремлении этого маленького создания к проснувшейся  вдруг в его душе надежде,  Манур физически ощутил его желание, желание быть услышанным, понятым и прощенным! И на его нежную душонку  эта металлическая решетка, покрашенная в легкий светло-голубой цвет,  давила как черный чугунный свод.
Манур со слов дежурного ознакомился с фабулой происшествия: несколько несовершеннолетних взломав гараж, пытались угнать мотоцикл. Но, увидев их,  сосед владельца мотоцикла предотвратил кражу, и ему удалось поймать одного из них. Сообщил в милицию, и приехавшие сотрудники поместили мальчика в «аквариум».

Шагая домой в «Шанхай», Манур нервничал, клеймя свое бессилие как начальника, что до сих пор не может навести порядок в дежурной комнате, ибо по инерции (или традиции ?) сотрудники продолжали помещать за клетку в дежурной комнате любого задержанного без надлежащего оформления своих действий. Главное закрыть! Потом разберутся! Материалы можно после собрать (или сфабриковать!?) Вот действительно: был бы человек – статья найдется!
… И теперь Манур шел к этому «задержанному» с «передачей».
Зайдя в дежурную комнату, Манур подчеркнуто с дежурным не стал вести разговор, просто кивком головы поприветствовал двоих дружинников и милиционеров ОВО, которые весело хохотали после очередного анекдота. Начальник молча открыл дверцу клетки,  вывел всхлипывающего мальчика и повел к себе в кабинет. В кабинете раскрыл сумку и, постелив газету на стол, положил содержимое перед мальчонком. Мальчик сразу все понял и без приглашения бросился есть.
Манур сидел в своем кресле и решал дилемму: оставление на ночь мальчика в дежурной комнате без соответствующих материалов, значит, без всяких основании – нарушение закона; отпустить просто так, после совершения ими правонарушения – тоже нарушение.
Мальчик закончил есть и начал потихоньку икать. Манур дал ему из графина воду.
- Ну, не бойся ничего. Только расскажи мне все подробно,
ничего не скрывай и неправду не говори. Понял?
Мальчик вяло кивнул головой. И начал рассказывать. Почему-то Мануру вспомнился сирота из к/ф Сергея Бондарчука «Судьба человека»…
Похождения юнцов иначе, как выходку любой шпаны, воспринимать было трудно. Ну, никак на действия организованных преступников, их поступок не смахивал. Сбежали из дома в поисках приключении из поселка, расположенного недалеко от областного центра. Решили в Майкаине угнать мотоцикл, доехать до Джасыбая и спрятать его там. Несколько дней отдохнуть и по пути оставить мотоцикл около заправки. Прямо как в кино «Берегись, автомобиля!» И даже не думают, что на трассе их остановит первый милиционер, не говоря о работниках ГАИ. Одно ребячество! Начальнику все  было ясно. Вот, только с позиции УПК, конечно, были загвоздки. Но перед ним был живой человек, причем несовершеннолетний!
Манур взял мальчика с собой и на дежурной автомашине поехал к владельцу мотоцикла. Уважаемый горняк после ужина занимался хозяйством. Увидев их, подошел к начальнику милиции, поздоровался и смеясь, повернулся к мальчику:
- Что, разбойники, попались!? Да, отпусти их, начальник! Все мы были такими. Мотоцикл цел и невредим, только замок от гаража поломали. Ну, он уже старый, весь ржавый. Так, что, никаких претензии не имею.
Все сошлось. Манур и рассчитывал на доброту горняцкого сердца, отчего стало легко в груди и весело в душе.
- Давай, хозяин, черкани заявление, что у тебя все в порядке и никаких претензии по поводу мотоцикла ни к кому не имеешь.
Через несколько минут процедура «помилования» была закончена, а еще через полчаса милиционер охраны посадил мальчика на попутный транспорт и отправил его домой.
…Вот как обернулась к Мануру его собственная доброта и  понимание!. Подросток навсегда запечатлел в своем мозгу образ своего «спасителя», поэтому он и узнал его на дороге. И тут из глубин памяти проснулась древняя притча:
«Богатый юноша, живший во времена Иисуса, влюбился в случайно встретившуюся ему на пути девушку и женился на ней. У девушки не было одной кисти, и она стыдилась юноши. Бог услышал ее молитву и восстановил ей руку. Когда супруги вернулись домой, однажды за обедом они услышали голос дервиша. Жена взяла два куска хлеба и хотела дать их нищему, но муж ей не разрешил. Она подумала, что он скупой, и заплакала. Но он сказал: «Этого мало, дай ему полную тарелку». Она взглянула на нищего и увидела, что это ее первый муж, из скупости ставший нищим. Тогда она рассказала юноше свою историю. Её первый муж был чрезвычайно скуп. Однажды, когда его не было дома, она дала нищему курицу, в которую спрятала дорогое кольцо. Вернувшись, муж очень разгневался, развелся с ней и изгнал из города, отрубив ей кисть. Тут юноша заплакал и сказал, что этим нищим был он, - золотое кольцо дало ему богатство».

… - Вспомнил! Вспомнил! Я только что вспомнил все подробно! Уже столько воды утекло! Я рад за тебя, дорогой! И, спасибо, тебе!
- Да это Вам, спасибо!... Ха-ха-ха! Спасибо! Спасибо, что не сломали мне судьбу!...
- Ха-ха-ха! Браток! Тебе спасибо! Ты меня буквально сегодня спас! И не только меня..! Ты.. Ты…
…И в этом дуэте обоюдного восхваления, в этой симфонии счастья и радости, в этом лучистом море Доброты, которая швыряла свои золотистые брызги через стекло автомашины в морозную темень, Манур, осоловев от тепла кабины, впал в  усталый, счастливый сон…


гор.Экибастуз, 2002 год




Рецензии
Очень интересно написано, сюжет замечательный и, вообще, весь рассказ оставляет после себя какую-то особую теплоту и свет. Спасибо!

Ольга Анцупова   02.05.2013 11:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.