Нервы - нервишки
У человека- около семидесяти пяти километров паутин нервов. Нервы- это очень тонко чувствующая система в организме. Нервы передают свои импульсы от мозга ко всем частям тела с молниеносной скоростью- до ста двадцати метров в секунду. Сигнал подают нервы по нервным волокнам, от головного мозга и обратно. Головной мозг дает команду через спинной мозг всему организму на жизнедеятельность и работу. А отчет о проделанной работе идет обратно в верховное управление- в головной мозг. Голова для того и голова,чтобы думать!
А если есть где- то проблема на отдельном участке Вселенной Человеческого Тела, мгновенно бьется тревога и просится защита и помощь у всего человеческого комплексного Мироздания. Крик тот в виде острой боли.
Нервные волокна могут достигать нескольких десятков сантиметров. Это цельная, хорошо сбалансированная, скоординированная, высокоорганизованная система в виде ветки больших нервов и отходящих от них мелких ветвистых отростков, они во всех местах тела. Поговаривают,что якобы мозг- это центр нервной системы, и его субстанция имеет то, что есть и у волокон нервной системы. Волокна сложены из массы клеточек, и они микроскопической величины. Нервные клетки-нейроны концентрируются в нервные узлы с мелкими отростками.
Питание нервы берут: в воде, в эфирах с их запахами, в поглощении пищи, в крепком сне. А так же в хорошем настроении, которое дают: музыка и физическое влечение, спортивные занятия,труд, и прогулки на свежем воздухе, литература и художественное творчество. А так же кино-,теле- и театральное искусство. Неплохо подпитывает поэзия, и вообще любое приятное, для души и тела занятие и общение: забота о родственниках своих, занятия с детьми, а еще необходимость быть необходимым кому -то до дает нервам нашим силу и крепость. Закаляют нервную систему- преодоленные трудности и взятые на себя ответственные занятия.
Истощают нервные клетки- недостача положительных эмоций и впечатлений; Загаженный воздух,ссоры,конфликты и войны; Голод,страдания,страх,болезни и невзгоды; Тяжелый физический труд и умственное переутомление; Чувство ненужности себе,близким и любимым; Отверженность и не восприятие всерьез окружающими; Самосъедание, самотерзание, самоистязание. Ну, в общем -то - самоуничтожение. Неправильный подход к потребностям организма приводят к разрушению нервной системы, к неврозам,психозам, воспалительным процессам,к рассеянному склерозу... Помогает нам во многом инстинкт самосохранения, а это и есть помощь, которую спешит оказать наше комплексное мироздание- цельная система всех систем, образующая человеческое тело.
Давайте беречь нервную систему! Здоровые нервные клетки- это спокойный сон и приятное проживание.
Вот как о неврозах пишут в массмедиа:
"Виды неврозов:
1. Неврастения - возникает в результате неумения общаться и преодолевать барьеры в общении. Этот невроз ведет к проблемам в межличностных отношениях и даже к социальной изоляции.
Симптомы неврастении: раздражительность по малейшему поводу, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, а также бессонница, головные и сердечные боли, нарушение деятельности ЖКТ, снижение половой функции.
2. Истерический невроз (истерия) - проявляется в виде истерических приступов и чаще всего наблюдается у женщин. Развитие истерии провоцируют такие черты характера, как избалованность, капризность, неприятие критики в свой адрес, слишком высокое самомнение и завышенные притязания.
Истерика чаще всего начинается тогда, когда страдающий этим неврозом человек пытается добиться от других чего-то или хочет избавиться от нежелательной ответственности или якобы несправедливых требований и обвинений в свой адрес. Симптомы истерии: слезы, обморок, головокружение, тошнота и рвота, судороги, потеря голоса.
3. Невроз навязчивых состояний (психастения) - когда появляются навязчивые тревожные мысли и страхи. Чтобы как-то снизить тревожность, человек придумывает свои правила и ритуалы, которые ежедневно повторяются в его поведении.
Симптомы психастении: постоянное беспокойство, психическое напряжение и раздражение из-за невозможности исполнить ритуал, чрезвычайная осторожность и педантизм.
4. Фобический невроз - необъяснимые и сильные страхи, которые человек испытывает перед какими-либо конкретными объектами или ситуациями.
5. Ипохондрический невроз - проявляется как чрезвычайная обеспокоенность состоянием своего здоровья. Человек постоянно ищет и находит у себя симптомы той или иной мнимой болезни, испытывает болезненные ощущения во всем теле (фантомные боли), ходит по врачам.
6. Депрессивный невроз. Его симптомы: подавленное состояние, угнетенность, резкое снижение жизненного тонуса, потеря интереса к жизни и мысли о суициде.
Большинство людей склонны к неврастении, к фобическому и депрессивному неврозам. Эмоциональные люди и творческие личности страдают также от истерии. У пожилых людей чаще всего выявляется ипохондрический невроз.
(http://vk.com)"
Говорят: «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются», однако оказалось, что это ложное утверждение и ученые доказали жизнеспособность нервных клеток.
Вот как на эту тему пишут в массмедиа: "Исследователи-психиатры на своем съезде заявили о том, что, несмотря на многолетние убеждения, нервные клетки человека имеют способность не только к развитию, но и восстановлению в полной форме.
Главным условием, способствующим восстановлению нервных клеток, является благоприятнейшее стечение обстоятельств, формирующее в человеке спокойствие эмоционального плана, сообщает GlobalScience.
Ученые доказали, что восстанавливаться могут не только сами нервные клетки, но и нервные окончания.
Ранее ученые заявляли о том, что нервные окончания не имеют способности даже к частичному восстановлению. Также ученые полагали, что в рамках перехода человека к подростковому возрасту, мозг начинает развиваться медленнее.
Распространенное мнение о том, что алкоголь убивает клетки мозга, не вполне соответствует действительности.
Группа ученых под руководством Грете Йенсен установила, что чистый алкоголь действительно уничтожает живые клетки, в том числе нервные, но для того, чтобы это произошло, человеку придется допиться до коматозного состояния.
Прийти к такому выводу помогло углубленное обследование мозгового вещества умерших людей. Часть из них страдала алкогольной зависимостью, а другая – нет. Тщательный анализ не выявил разницы ни в количестве нейронов, ни в их плотности. Это позволило прийти к выводу, что даже злоупотребление алкоголем не убивает нервные клетки, сообщает Raut.
Дальнейшее исследование показало, что алкоголь может влиять на ткани мозга, как в отрицательную, так и положительную сторону. Один из основных положительных эффектов – снижение уровня возрастных нарушений в мыслительной деятельности при умеренном употреблении спиртного. Люди, позволяющие себе рюмочку спиртного, намного реже страдают от психических расстройств в преклонном возрасте.
Но негативные последствия от неумеренного употребления алкоголя нельзя игнорировать. Несмотря на то, что он не убивает нервные клетки, он существенно затрудняет передачу сигналов нервной системы, затормаживая ее. Это связанно с тем, что он повреждает отростки нервных клеток, которые называются дендриты, отвечающие за обмен информацией между нейронами.
Но и здесь природа подумала о том, чтобы защитить человека. Количество соединений между нервными клетками столь велико, что сигналы могут попадать в мозг и по «обходным» путям, компенсируя потери от воздействия алкоголя. Причем дендриты имеют способность к восстановлению даже у алкоголиков.
(http://vesti.ua/)"
«Озарение — жемчужина души! Н. П. Бехтерева занималась «мозговым штурмом» более полувека.
— Я часто думаю о мозге так, будто он — отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.
Есть ли душа? Если да — то что это?.. Что-то, пронизывающее весь организм, чему не мешают ни стены, ни двери, ни потолки. Душой, за неимением лучших формулировок, называют, например, и то, что будто бы выходит из тела, когда человек умирает... Где место души — в головном мозге, в спинном, в сердце, в желудке? Можно сказать — «во всём организме» или «вне организма, где-то рядом». Я думаю, этой субстанции не нужно места. Если она есть, то во всём теле.
Есть ли жизнь после смерти? — Я знаю одно: клиническая смерть — это не провал, не временное небытие. Человек в эти минуты жив. Мне кажется, мозг умирает не тогда, когда в сосуды в течение шести минут не поступает кислород, а в момент, когда он наконец начинает поступать. Все продукты не очень совершенного обмена веществ «наваливаются» на мозг и добивают его... Почему мы иногда видим окружающее как бы со стороны? Не исключено, что в экстремальные моменты в мозге включаются не только обычные механизмы видения, но и механизмы голографической природы. Например, при родах: по нашим исследованиям, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы «душа» выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая за происходящим со стороны. И в это время не чувствуют боли.
Есть ли жизнь после смерти? Ещё одна тайна мозга — сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место — например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны — это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.
Почти все люди испытывают страх перед смертью. Говорят, что страх ожидания смерти во много раз страшнее её самой. У Джека Лондона есть рассказ про человека, который хотел украсть собачью упряжку. Собаки покусали его. Человек истёк кровью и умер. А перед этим произнёс: «Люди оболгали смерть». Страшна не смерть, а умирание... Я — не боюсь.
(http://www.aif.ru)"
"Головной мозг – это орган центральной нервной системы, состоящий из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
1424 г – средний вес мозга взрослого мужчины, к старости масса мозга уменьшается до 1395 г. 1565 г – самый большой по весу женский мозг. Рекордный вес мужского мозга – 2049 г. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. У первобытных людей мозг был на 10–12% крупнее мозга современного человека.
В возрасте от 2 до 11 лет происходит самое бурное развитие мозга. Около 95% тканей мозга окончательно сформировываются к семи годам, составляя целиком законченный орган.
От 100 до 200 млрд;– таково количество нейронов в мозге. Каждый отдельный нейрон соединен примерно с 10;000–40;000 других нейронов на десяти разных уровнях.
288 км/ч – такой скорости достигают сигналы в нервной системе человека. К старости скорость снижается на 15%.
750 миллилитров крови проходит через мозг каждую минуту, что составляет 15–20% всего кровотока.
Мозг является лидером по энергопотреблению в нашем организме. Хотя процентное соотношение веса мозга к общему весу тела составляет всего 2%, на него «работает» 15% сердца, а сам мозг потребляет более 20% кислорода, захватываемого легкими.
1000 терабайт – приблизительная емкость памяти человеческого мозга. Весь Национальный архив Великобритании составляет около 70 терабайт.
На 80% мозг состоит из воды. У мужчин больше связей между зонами внутри полушарий, у женщин – между полушариями. Поэтому мужчины в среднем лучше ориентируются в пространстве и быстрее переходят от наблюдения к действию. А женщины лучше оценивают ситуацию в целом и эффективнее взаимодействуют в группах.
Лучший способ развития мозга – занятие незнакомой деятельностью и общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту.
(www.aif.ru/health)"
"Отразится ли отказ от сладкого на работе мозга? Правда ли, что без сладкого не работает мозг?
Отвечает специалист по питанию, руководитель Клиники похудения Елена Морозова: – Ваши опасения напрасны. Даже полное отсутствие сахара в рационе никак не отразится на работе мозга. Другое дело, что многие просто не могут обойтись без сладостей. Если это – ваш случай, постарайтесь правильно выбирать десерты. Обратите внимание на такие продукты, как горький шоколад с содержанием какао-бобов 70% и выше. Ешьте мед, но натуральный, приготовленный без принудительного кормления пчел сахаром. И фрукты – в них достаточно глюкозы для поддержания активной жизни и нормальной работы мозга.
(http://www.aif.ru)"
"Люди пока не смогли разгадать все загадки человеческого мозга. Однако кое-что о работе этого удивительного органа ученые уже выяснили – например, что нужно делать для улучшения работы мозга и укрепления памяти.
Чтобы улучшить память и заставить мозг лучше работать, нужно начать больше его использовать. Без тренировки мышления и памяти когнитивные способности уменьшаются. Специалисты советуют решать головоломки, изучать иностранные языки, считать в уме, а не на калькуляторе и заучивать стихотворения наизусть. Эти меры помогут не только эффективно тренировать мозг и память, но и надолго сохранять ясность мысли и замедлить старение.
Кроме всего прочего, сон используется организмом и для выведения продуктов метаболизма. К вечеру в мозге накапливаются вещества, образовавшиеся в результате его деятельности, поэтому в конце дня значительно падает эффективность мышления и обучаемость. Вот почему нужно предоставлять мозгу достаточно времени, чтобы он «очистился». Помимо этого, за ночь укрепляются связи между нейтронами, а их эластичность повышается. Словом, для хорошей работы мозга и ясной памяти нужно просто высыпаться.
Мозг является активным потребителем кислорода. Занятия спортом и активные физические нагрузки ускоряют метаболизм и улучшают обмен веществ, в том числе и в мозге. После тренировок нервные клетки начинают активнее формировать специальные белковые соединения, обеспечивающих развитие нейронных сетей, из которых состоит мозг. Доказано, что те, кто имеет регулярные физические нагрузки, обучаются в два раза лучше людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Чтобы наши серые извилины отлично работали, нужно включить в свой рацион продукты, в которых содержится все необходимое для умственной деятельности. Прежде всего, это жиры омега-3, которые содержатся в морепродуктах и рыбе, овощах зеленого цвета, грецких орехах и бобовых. Кроме того, для хорошей работы мозга нужны витамины группы В, особенно витамин В12 – им богаты мясные продукты, яйца и молоко. Жизненно необходим для мозга и витамин D, недостаток которого способен привести к психическим заболеваниям. Этот витамин вырабатывается организмом лишь на солнце, поэтому пребыванию на воздухе стоит уделить особое внимание.
(http://liza.ua)"
"Специалисты выяснили, что излучение от мобильного телефона способно повысить температуру головного мозга.
Многим известно, что мобильный телефон выделяет вредное излучение, которое приводит к разрушению мозговых тканей, нарушению нервной системы, ухудшению зрения, а также ослаблению иммунной системы.
Исследовав влияние сотового телефона на человеческий организм, итальянскими медиками было установлено, что при разговоре происходит повышение давления в среднем на 5-10 мм. Такие ощутимые скачки особенно опасны для людей старше 40 лет. Тестированием мобильников занялись и украинские ученые, подтвердившие, что излучение, исходящее от телефона, увеличивает температуру мозга человека.
Проведение опыта предусматривало использование специалистами сосуда с жидкостью в форме головы. Телефон прислонили снизу к уху, что позволило измерить его влияние на организм человека. Тем не менее, большинство медиков к этим выводам относятся скептически. Для доказательств негативного влияния мобильных телефонов, необходимы десятилетия.
В США специалисты рекомендуют беременным женщинам и детям, не достигшим возраста 7 лет вообще не пользоваться мобильным. Также врачи советуют использовать гарнитуру и соблюдать 25-минутные перерывы между разговорами, а на ночь и вовсе выключать мобильный.
(http://telegraf.com.ua)"
"Что нельзя говорить человеку, охваченному негативными эмоциями: Человек, находящийся в состоянии тревожного расстройства той или иной степени тяжести, фактически, теряет контроль над своей жизнью. Механизм, помогающий нам почувствовать опасность и предпринять решительные действия в экстремальной ситуации, начинает давать сбои в современном мире. Это же относится и к вполне обыденным вещам — приступам злости, гнева, страха, паники, отчаяния и так далее.
Окружающие, видя человека в таком состоянии, пытаются как-то поддержать и помочь ему советами, и зачастую эти советы, скорее, вредны, нежели полезны.
По словам Скотта Биа, психолога в клинике Кливленда, недостаток понимания такого состояния окружающими и их неправильные действия могут только усугубить ситуацию, делая выход из нестабильного состояния ещё сложнее.
Многие из уместных, по вашему мнению, вещей, которые можно сказать в такой ситуации, вызывают парадоксальный эффект — тревога только усиливается. Это похоже на зыбучие пески. Чем больше резких усилий вы предпринимаете для того, чтобы выбраться, тем глубже вас засасывает. Говоря в такой ситуации человеку банальное «успокойся», с большой вероятностью вы усилите его тревогу или панику.
На самом деле, существуют более эффективные способы оказания помощи, не усугубляющие при этом состояние человека.
1. Не переживай из-за ерунды.
То, что вы считаете ерундой, может быть очень важным в мире другого человека. Пытаясь придать ситуации позитивные, светлые оттенки, вы на самом деле принижаете что-то очень важное для этой персоны. Прежде чем говорить подобное, попробуйте войти в систему убеждений другого человека. В состоянии тревоги или паники всё имеет большое значение.
Не нужно убеждать человека в несущественности произошедшего. Вместо этого необходимо применить тактику поощрения. Напомните ему, что подобное происходило с ним ранее, и он прекрасно справлялся с этими эмоциями. Это способствует преодолению текущего состояния и выходу из него.
2. Успокойся.
Проблема таких состояний в том, что они зачастую не поддаются контролю. Человек рад бы успокоиться, но он просто не может. Нужна специальная подготовка и работа над собой, чтобы вот так, по команде, взять под контроль своё эмоциональное состояние.
Кейт Хамприс, психиатр из университета Стэнфорда, предлагает заменять шаблонные неэффективные фразы на слова-призывы к действию. Может, прогуляемся в парке? Помедитируем? Займёмся чем-то вместе? Успокаивающее занятие отвлечёт человека.
3. Просто сделай это.
В большей степени такие ситуации относятся к разного рода страхам и фобиям. Кто-то жутко боится летать, а в качестве аргумента слышит дразнящее «просто сделай это». Проблема в том, что призыв к действию под давлением или с попыткой взять на слабо могут усугубить страх, вызвав тяжёлый приступ паники.
Хамприс советует использовать ещё один парадокс нашего мышления, говоря фразы, наподобие «мне жаль, что с тобой такое происходит». Сочувствие в этом случае создаёт у человека ощущение, будто ему не нужно бороться с приступом эмоций, и с этого момента он начинает успокаиваться.
4. Всё будет хорошо.
Говоря эту избитую фразу, вы, фактически, никогда не добиваетесь нужного успокоительного эффекта. Всё потому, что вам не поверят. А с чего всё будет хорошо? Попытка вселить неподтверждённую ничем уверенность может улучшить ситуацию всего на несколько секунд, а затем человек быстро проанализирует всё со своей позиции и, не найдя и не услышав причин, по которым всё действительно будет хорошо, ещё глубже окунается в отчаяние.
Как бы странно это не звучало, но, по мнению Биа именно возможность принять своё беспокойство вместо того, чтобы пытаться изгнать его, может оказать куда лучший эффект.
5. Со мной то же самое.
Ещё одна распространённая техника, которая подразумевает убеждение в том, что вам сейчас так же плохо. Даже если вы действительно испытываете тот же стресс, тревогу или подобные эмоции, то вам в любом случае не стоит зацикливаться на этом состоянии. Вы все прекрасно знаете, что депрессия заразна. Стоит побыть вместе с человеком в таком состоянии, и сам поневоле начинаешь испытывать эмоциональный упадок.
При попытке поддержать другого на правах «равенства состояний» существует риск создать «взаимную подпитку» друг друга негативными эмоциями. Не стоит горевать вместе. Оптимальным будет совместное отвлечение на какое-то положительное действие: те же совместные прогулки и другое времяпрепровождение.
6. Выпей.
Тут даже говорить ничего не нужно. Напиться и забыться — это полнейший бред. В краткосрочной перспективе, то есть вот прямо сейчас, помочь может, но в долгосрочной приведёт к алкоголизму и клинической депрессии. Со временем текущие эмоциональные проблемы «при поддержке» алкоголя лишь усилятся.
7. Я что-то не то сделал?
Самое ужасное, когда от негативных эмоций страдает близкий человек. Если вы не являетесь причиной, то всё равно будете склонны предполагать наличие и своей вины в том, что происходит. Это может привести к попыткам контролировать эмоции человека, что приведёт лишь к усугублению проблемы. Вы осознаете, что все ваши усилия не приносят результата, и чувствуете злость, либо разочарование. Опустив руки, вы отстраняетесь от проблемы в целом, и близкий вам человек начинает чувствовать себя отвергнутым, брошенным, виноватым в том, что его эмоциональные проблемы мешают другим.
Единственным верным способом помочь является отказ от попыток подавлять и контролировать эмоции родных людей. Поддержка — это то, что требуется от вас в подобной ситуации, и предыдущие советы помогут вам вести себя более корректно.
(http://pokolenie-x.)"
«Вегето-сосудистая дистония (ВСД)- знакомый, наверное, каждому из нас как минимум понаслышке диагноз — фантом, достаточно любопытное явление в мировой медицине.
Этот термин исключительно на территории бывшего СССР - в других странах такого диагноза нет, как нет его и в Международной классификации болезней (МКБ).
Из-за этого диагноза не первый год уже ломают копья отечественные врачи. Более пожилые и опытные из них любят и с удовольствием пользуются привычным словосочетанием, в то время как продвинутая медицинская молодёжь обвиняет их в косности, и даже в безграмотности! Кто же прав? Давайте попробуем разобраться.
Итак, сам по себе термин «вегето-сосудистая дистония» устарел. Раньше это понятие соединяло в себе огромную группу совершенно разных болячек. В общем-то, это был универсальный диагноз, который легко применялся врачами самых разных специальностей: терапевтами и педиатрами, невропатологами и психиатрами. Диагноз, удобный для врачей, потому что на него порой «списывалось» что угодно, и нередко катастрофический для пациента, потому что слишком часто вместо необходимого лечения, которое могло бы устранить причину возникшей проблемы, он получал только временное ослабление проявлений.
На вопрос, что понимают наши врачи под ВСД, чёткого ответа нет. К этому синдрому принято относить множество самых разных жалоб: голова болит и кружится, сердце колотится, паника непонятная откуда ни возьмись, во рту пересыхает, ледяные руки без причины — всё это он, родимый ВСД. Нередко именно к ВСД врачи относят и нервные расстройства.
Более современным термином, который, кстати, предпочитают и зарубежные врачи, считается нейроциркуляторная дистония (НЦД). Так называют группу болезней, которые возникают от того, что нарушается правильная работа нервов, отвечающих за деятельность внутренних органов — вегетативной нервной системы. Но эти болезни не связаны с заболеваниями центральной нервной системы или желез внутренней секреции — первые надо лечить у невропатолога, а вторые — у эндокринолога, НЦД здесь совершенно ни при чём.
Впрочем, официально диагноза «нейроциркуляторная дистония» всё равно не существует. Но не стоит огульно обвинять врачей в том, что они «придумали несуществующий диагноз», да ещё и пользуются им по «неграмотности». Дело в том, что в практической медицине всё-таки очень удобно обозначать каким-то единым определением группу заболеваний, близких по своей природе и связанных между собой. Воспользуемся им и мы.
Нейроциркуляторная дистония широко распространена во всём мире, в основном ею страдают дети старшего возраста, подростки и молодёжь.
Причины развития этого состояния разные. Чаще всего дистония проявляется в переходном возрасте в периоды ускоренного роста организма. В это время тело и внутренние органы растут и развиваются с разной скоростью, а отвечающая за работу внутренностей вегетативная нервная система не всегда «успевает» за ними. Играют свою роль особенности психики и характера ребёнка (НЦД - «бич» чрезмерно ответственных отличников) и особенности его воспитания, например, перегруженность спортом и кружками.
У взрослых к развитию нейроциркуляторной дистонии приводит нездоровый образ жизни: физические перегрузки и стрессы; профессиональные факторы (работа на высоте, вибрации, шумы, электромагнитное излучение), экстремальные спортивные нагрузки и вредные привычки. Не обходится и без наследственности: у родителей, страдающих дистонией, обычно и дети-дистоники.
Из всего, что здесь написано, можно сделать вывод, что каких-то конкретных симптомов у нейроциркуляторной дистонии нет. Да, частенько врачи ошибочно принимают за проявления дистонии симптомы других болезней. Тем не менее, свои характерные признаки у НЦД имеются.
Это - общая слабость, головные боли и головокружения, повышенная потливость, обмороки, резкие эмоциональные перепады, раздражительность, сонливость, шум в ушах, мнительность, приступы паники (на этот симптом надо обратить особое внимание, так как паника, страх смерти сопровождает многие болезни сердца, она же может быть и признаком нервного заболевания, никак не связанного с нейроциркуляторной дистонией), колебания температуры тела. Боли в сердце и сердцебиения тоже часто бывают симптомами дистонии.
НЦД обычно никак не проявляется до тех пор, пока не появляются какие-то факторы, провоцирующие обострение болезни - например, переутомление или стресс. Тогда дистония обостряется, проявляются её симптомы: появляется резкая слабость, бледность, резкие изменения артериального давления, головокружение, обмороки, боли в животе, тошнота и даже рвота, потливость и т.п. Да, от нейроциркуляторной дистонии «ещё никто не умирал», но отравляет жизнь она по-настоящему.
В первую очередь стоит обследоваться у невропатолога и у эндокринолога, чтобы исключить болезни центральной нервной системы и желез внутренней секреции (особенно щитовидной железы), которые могут маскироваться под НЦД. Если такие болезни найдут, их надо пролечить.
Хорошо себя в лечении НЦД показали лекарства, улучшающие работу сердца и кровообращение, витамины (группы В) и успокоительные препараты. Обычно лечение сильнодействующими средствами не требуется, достаточно успокоительных и стимулирующих фитопрепаратов, которые действуют мягко.
Большую пользу принесёт физиотерапия: лечебная физкультура, массаж, иглорефлексотерапия, плавание, контрастный душ, если здоровье позволяет — баня или сауна. Полезной будет консультация психолога, психотерапевта.
Вообще, мы очень часто слышим от врачей о том, как важен здоровый образ жизни. Нас утомляет и раздражает эта фраза, мы не обращаем на неё внимания и продолжаем бежать по своим делам. А ведь это — настоящий залог успешного лечения и профилактики очень многих болезней, и нейроциркуляторной дистонии в том числе. Разумные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон и здоровая еда, закаливание, отказ от вредных привычек — всё это классические способы общего укрепления здоровья, которые в случае с НЦД имеют эффект поистине чудодейственный. Как ни смешно, но даже соблюдение режима дня — уже огромный плюс в борьбе с недугом, ведь все процессы в организме протекают циклично, и их повтор в одно и то же время быстро налаживает работу всех отделов нашего организма, в том числе и вегетативной нервной системы.
Желаю успеха всем тем, кто борется с этой болезнью-призраком! Будьте здоровы!
(Светлана Левченко http://health.mail.ru)»
«Подросток и сложности в общении – почти синонимичные понятия. Трудный, переходный, кризисный возраст – это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.
Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?
Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.
Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.
Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.
В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».
Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.
Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.
Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво: с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны; с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.
Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.
Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»
Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.
Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».
Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.
Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.
Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.
Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.
Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался. Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого. Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.
Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.
Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики. Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все. Хорошо, что нас с мужем двое – когда один выходит из себя, вступает другой и наоборот. Пока держимся…»
Часто родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку, контролируя его желания и чрезмерно опекая. Родителям просто необходимо проявить инициативу, понять, что ребенок уже вырос из детских штанишек и помочь ему пережить сложный подростковый период как можно легче, сохраняя эмоциональную близость.
Залогом того, что подросток из ершистого негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.
(http://www.uaua.info)»
«Родители очень часто задают вопрос: как найти общий язык с подростком?
Психологи утверждают, что наладить отношения с подростком достаточно просто, для этого необходимо следовать некоторым правилам при общении с ребенком.
Предлагаем вам узнать, как именно необходимо общаться с подростком, чтобы он вам доверял и видел в вас друга.
Как общаться с подростком: советы родителям
1. Занимайте правильную позицию при разговоре. Не становитесь и не садитесь напротив ребенка, старайтесь сесть или стать рядом с ним, там, где обычно находятся его друзья в тот момент, когда он с ними общается. Такая позиция при разговоре позволяет подростку расслабиться, быть более открытым и раскованным, если родитель идет или сидит рядом, ребенок не чувствует давления, он ощущает, что вы общаетесь на равных.
2. Общайтесь с ребенком онлайн. Зарегистрируйтесь в соцсетях, добавьте в друзья своего ребенка, установите скайп и подружитесь с ребенком там.
Подростки очень любят общение онлайн, ведь во время такого общения они не видят собеседника, а значит, чувствуют себя увереннее и спокойнее при разговоре.
3. Делайте вместе добрые дела. Например, если вы любите животных, вы можете помогать за ними ухаживать в приюте вместе с ребенком. Это объединяет и сближает вас с ребенком. Главное, найти такое занятие, которое было бы вам и ребенку по душе.
4. Интересуйтесь увлечениями ребенка. Чтобы сблизиться с ребенком, у вас с ним должны быть общие темы, поэтому вам стоит интересоваться увлечениями ребенка. Если подросток увлечен футболом, тогда и вы старайтесь быть в курсе футбольных событий, чтобы вечером за ужином вы могли обсудить с ребенком главные новости спортивной жизни. Благодаря таким разговорам, ваш ребенок почувствует, что он вам интересен, что вы на его стороне, что вы прекрасно его понимаете.
5. Назначайте встречи. Старайтесь хоть раз в месяц пригласить ребенка куда-нибудь, предложите ему пойти на выставку, открытие галереи, на каток или в бильярд, например. Помните, что во время такого похода, вы не должны говорить об обязанностях, вам должно быть весело, тогда успех обеспечен.
6. Говорите с подростками перед сном. Именно перед сном вам будет легко завоевать внимание подростка, так как каждый человек к вечеру устает и теряет над собой контроль, он становится более мягким и открытым в ожидании отдыха.
Кроме того, к вечеру ребенок уже успеет проанализировать события дня, возможно, он захочет поделиться с вами своими чувствами и переживаниями, а также рассказать о планах на следующий день.
Четыре правила успешного разговора с подростком: - никогда не читайте лекций, это отпугивает, ребенок просто отключается и перестает вас слушать;
- внимательно слушайте ребенка, давайте ему возможность высказаться, не перебивайте его, задавайте уточняющие вопросы; - используйте язык тела, следите, чтобы во время разговора ваша поза говорила об открытости, не стойте над ребенком, когда он сидит или лежит, не садитесь напротив него; - устраивайте ежедневные семейные ужины, безусловно, у всех мало времени, но лучше стараться каждый день поужинать вместе, чтобы обсудить семейные дела и то, что произошло у каждого сегодня. Взаимопонимания вам с ребенком!
(www.uaua.info)»
"Можно ли предупредить болезнь Альцгеймера?
Одна из самых страшных напастей для стариков - болезнь Альцгеймера. Этот недуг, связанный с серьезным поражением мозга и нервной системы, способен стать источником проблем и переживаний не только для пожилого человека, но и для его близких. Как избежать подобной участи, не превратиться на склоне лет в обузу для других членов семьи?
Разумеется, полностью застраховаться от наступления старческого слабоумия не может никто. Но можно снизить свои шансы стать жертвой болезни Альцгеймера. Для этого существуют разные способы.
1. Медицинские препараты: К сожалению, на сегодняшний день все существующие лекарства от болезни Альцгеймера способны оказывать лишь временный эффект. Сейчас исследователи из института Каролины в Швеции проводят клинические испытания вакцины, уничтожающей аномальный белок, который становится причиной заболевания. Однако новый препарат способен лишь тормозить развитие болезни на длительный срок – он не в состоянии восстанавливать уже разрушенные ткани, а также не может служить средством профилактики. Впрочем, по словам медиков, со временем на основе этой разработки будет проводиться и вакцинация людей с наследственной предрасположенностью к болезни Альцгеймера.
2. Пища и питье. К сожалению, большая часть населения развитых стран отдает предпочтения продуктам с повышенным содержанием жиров. А это - основной фактор риска развития болезни Альцгеймера: жиры губительно воздействуют на мозговые нейроны! Канадские медики предлагают нам резко сократить употребление мясомолочных продуктов и сладостей и обязательно включить в ежедневный рацион рыбу – в ней содержится вещество «омега-3», предотвращающее дегенерацию нервных клеток. Зато кофе, как ни странно, тоже способствует профилактике старческого слабоумия. К такому выводу пришли ученые из Университета Куопио (Финляндия) и Каролинского института в Стокгольме. Согласно статистическим исследованиям, этот напиток, вероятно, благодаря содержащимся в нем антиоксидантам, на 60-65% сокращает риск развития болезни Альцгеймера. Правда, если вы употребляете его в среднем возрасте и в умеренных количествах – 3-5 чашечек в день. Если вы выпиваете больше или находитесь уже в пожилом возрасте, это просто вредно для сердца!
3. Умственная деятельность. Как известно, многие деятели науки и творчества до глубокой старости сохраняют ясный ум. По мнению исследователей из Университета Сан-Раффаэле и Национального института неврологии в Милане, чем выше уровень образования и интеллект человека, тем меньше шансов, что у него разовьется старческое слабоумие.
В исследовании, проведенном итальянцами, приняли участие 242 пациента с болезнью Альцгеймера, 72, страдавшие умеренным нарушением умственных способностей, и 144, считавшихся здоровыми. Организаторы эксперимента протестировали их интеллектуальные способности, память, потенциал обучаемости и т.д. В течение 14 месяцев у 21 испытуемых из второй группы развилась болезнь Альцгеймера. Но при этом оказалось, что при одинаковой степени органического поражения мозга умственные способности у людей, имевших высокий уровень образования и занимавшихся интеллектуальной работой, пострадали меньше. Автор исследования Валентина Гариботто объясняет этот феномен тем, что интеллектуальная нагрузка частично компенсирует органическое повреждение мозга. Механизм явления пока еще недостаточно хорошо изучен.
(https://www.facebook.com)"
Мигрень – это приступ (пароксизм) интенсивной головной боли в половине головы (гемикрания), чаще в глазнично - лобно - височной области, который сопровождается тошнотой, и даже рвотой, повышенной чувствительностью к световым и звуковым раздражителям.
Приступ мигрени: Распространенность мигрени – 5 – 25%. Чаще болеют женщины молодого возраста – начало заболевания до 20 лет, пик в 25 – 35 лет.
Мигрень – наследственно обусловленное заболевание. Если оба родители страдают мигренью, у ребенка шанс заболеть увеличивается до 60 – 90%, если только мама – 70%, только отец – 20%. Таким образом, понятно, что мигрень передается по материнской линии.
Механизм развития мигрени сложен, до конца не изучен. Провоцирующими факторами могут быть эмоциональные и физические перегрузки, нарушения питания, алкоголь (пиво, красное вино, шампанское), курение, нарушения сна, изменения метеоусловий, перегрев на солнце, шум, сильные запахи, гормональные изменения в организме женщины, менструация, прием гормональных контрацептивов. Употребление в пищу продуктов, богатых тирамином – шоколад, кофе, какао, сыр, орехи, копченности, цитрусовые нарушают процессы обмена серотонина в центральной нервной системе, что рассматривается одним из факторов развития приступа мигрени. Ведущую роль в развитии мигренозного пароксизма играет активация ядра тройничного нерва. Чаще страдают люди с высокой социальной активностью, с повышенной тревожностью, с высокими амбициями.
Основные симптомы мигрени: приступообразная, пульсирующая, средней интенсивности или сильная боль в половине головы, которая длится от 4 до 72 часов. Эта боль усиливается при физической нагрузке, наклоне головы, сопровождается тошнотой, рвотой. Яркий свет, резкий звук, сильный запах усиливают боль. Хочется обхватить голову руками и спрятаться в тихое, темное место. Больные часто перевязывают голову полотенцем, прикрывают больную сторону и глаз. Если Вам испытали такое состояние как минимум 5 раз – у Вас мигрень. Иногда бывает двусторонняя мигрень.
Приступу мигрени может предшествовать аура (примерно в 20% случаев). Аура – это неврологические симптомы – зрительные, слуховые, чувствительные, двигательные, афатические, вестибулярные, предшествующие приступу. Развивается аура в течение 5 – 20 минут и продолжается не более часа. Чаще бывает зрительная аура – человек видит мелькание ярких вспышек (фотопсии) в правом или левом поле зрения, молнии, змейки, выпадения поля зрения или его фрагментов с искажением предметов.
Возможно онемение конечностей (правых, левых, только руки). Существует гемиплегическая аура, при которой не двигаются правые или левые конечности. Базилярная форма мигрени с аурой характеризуется шумом в ушах, головокружением, парестезиями в конечностях, фотопсиями в биназальных или в битемпоральных полях зрения, иногда бывают обмороки. При вегетативной форме присутствует паника, страх, сердцебиение, дрожь, учащенное дыхание, слабость, полиурия.
Мигренозный статус – тяжелое осложнение мигрени. Это серия тяжелых, с многократной рвотой, следующих один за одним приступов мигрени. Интервалы между приступами не более 4 часов. Такое состояние нуждается в стационарном лечении.
Повторяющаяся головная боль должна обязательно привести Вас к неврологу. Диагноз ставится клинически – опрос, осмотр. Но: мигренозные пароксизмы могут быть первыми симптомами опухоли мозга, сосудистой мальформации. Поэтому необходимо тщательное неврологическое обследование для исключения органического процесса. Придется посетить врача офтальмолога, проверить поля зрения, остроту зрения, глазное дно, сделать электроэнцефалографию, компьютерную или магнитно-резонансную томографию, магнитно-резонансную томографию в режиме ангиографии. Препараты для купирования приступа и профилактического лечения Вам назначит невролог.
Для купирования приступа мигрени используют:
- нестероидные противовоспалительные средства – парацетамол, ибупрофен, диклоберл, или в комбинации с кофеином седалгин, пенталгин, солпадеин;
- препараты дигидроэрготамина (выпускаются в виде назальных спреев);
- селективные агонисты серотонина – суматриптан (антимигрен), золмитриптан (золмигрен, рапимиг), наратриптан, ризатриптан, алмотриптан. Препарат нужно принять в начале приступа, а не ждать несколько часов в надежде, что приступ может пройдет сам. В случае неэффективности препарата повторный прием возможен спустя 2 часа.
Немедикаментозное лечение мигрени: Во время приступа нужен покой в тихой, теплой, затемненной комнате с достаточным притоком свежего воздуха. Допускается легкий массаж головы и воротниковой зоны, массаж точек ушной раковины, иглорефлексотерапия, теплые или холодные повязки на голову.
Больные мигренью сами уже знают провоцирующие у них приступ мигрени обстоятельства. Нужно постараться максимально их устранить.
Для профилактического лечения и предотвращения приступов мигрени используют медикаментозные препараты и немедикаментозные методы лечения в комплексе. В качестве немедикаментозных методов используют иглорефлексотерапию, массаж воротниковой зоны, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, водные процедуры – жемчужные, хвойные ванны, лечебную физкультуру с акцентом на шейном отделе позвоночника, диету.
Медикаментозная профилактика мигрени назначается с учетом провоцирующих факторов, эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих заболеваний. Используются ;- блокаторы ( метопролол, пропранолол), блокаторы кальциевых каналов (флунаризин), антидепрессанты, антагонисты серотонина, антиконвульсанты (топирамат).
Профимиг – в дозировке 1,5 мг в вечернее время или топирамат – 25 мг вечером длительное время. Эти препараты назначаются неврологом и принимаются только при установленном диагнозе мигрени.
Профилактическое лечение назначается, если пароксизм мигрени случается более 2 раз в месяц, если приступы длятся более 48 часов, если приступы очень тяжелые, с осложнениями.
Лечение мигрени – это не только медикаментозная терапия, но и модификация образа жизни. Нормализация сна, питания, физических и эмоциональных нагрузок. Исключить или хотя бы уменьшить употребление какао, шоколада, алкоголя, никотина, специй. Промежутки между приемами пищи не должны быть более 5 часов, завтрак обязателен. Нужно использовать продукты максимально полезные, богатые витаминами, микроэлементами и энергией – свежие овощи и фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты, яйца. Очень полезны водные процедуры – контрастный душ, плавание, ванны с морской солью.
Легко сказать: «не волнуйтесь», трудно не волноваться. Но по возможности старайтесь избегать стрессовых конфликтных ситуаций, менее эмоционально реагируйте на сложившиеся обстоятельства, пересмотрите круг общения. Прием седативных препаратов – валериана, персен, дормиплант поможет снять эмоциональное напряжение. Эффективно используйте свободное время и период отпуска – туристические поездки, активный отдых с небольшими физическими нагрузками (например, пешеходные прогулки, плавание).
Консультация врача невролога по теме мигрень:
Вопрос: зачем при мигрени мне назначили препарат против эпилепсии?
Ответ: антиконвульсанты, в частности вальпроат и топирамат используют для профилактики мигренозных пароксизмов. Топирамат достоверно снижает частоту приступов мигрени и является препаратом первой линии для профилактики мигрени.
Вопрос: какие точки массажируют для снятия приступа мигрени?
Ответ: точки, расположенные на брови, между бровями, в верхнем углу лба на границе роста волос, от центра брови вверх, ушную раковину, кончики пальцев, точку в углу, образуемом первой и второй пястными костями (точка G4), над головкой лучевой кости (Р7), в центре надплечий, еще волшебную точку можно найти положив кисть на согнутую коленку, средний палец положить на большеберцовую кость – тогда под безымянным пальцем будет расположена Е36. Массажировать нужно до сильных болевых ощущений. Возможен легкий массаж воротниковой зоны.
Вопрос: нужно ли каждые полгода принимать курсы «капельниц»?
Ответ: нет. Мигрень профилактически лечится длительным (до 4 - 6 месяцев) приемом таблеток – антиконвульсантов.
(Врач невролог Кобзева С.В. https://www.facebook.com)
Свидетельство о публикации №212091500783