сказка За голосом Великого Нума 3

3. Встреча Мальчика с Совой

Проснулся Мальчик оттого, что неподалеку раздавались негромкие странные звуки – какое-то хлопанье, как будто ткань полощется по ветру, смешивалось с тоненькими всхлипами. Мальчик понял: кому-то нужна его помощь! Он вскочил на ноги и побежал туда, откуда доносились звуки.
На сопке сидела большая белая Сова и плакала. Она то и дело взмахивала большими крыльями, производя то самое хлопанье, которое услышал Мальчик, но улететь никуда не могла – одно из крыльев было не белым, а ярко-розовым от крови.
- Тебе больно? – спросил у Совы Мальчик, но тут же понял, что спросил глупость и поправился, - чем я могу тебе помочь?
- Спасибо тебе, добрый малыш, - проплакала птица, - но помочь ты вряд ли чем-нибудь сможешь – вон какой ты маленький…
- А если б я был большим? – не отставал Мальчик.
- Если бы ты был большим, ты бы мог поднять меня на плечи и унести на Красную сопку, где растет волшебный серебряный мох, который исцелил бы меня… Но ты слишком мал, не донесешь… придется мне умереть, - сказала Сова и снова принялась плакать.
Мальчик подошел к Сове и твердо сказал:
- Забирайся ко мне на спину и держись крепче!
- А ты не боишься, что у тебя не хватит сил? – спросила Сова.
- Я прогнал свой Страх еще вначале пути и теперь ничего не боюсь! – просто ответил Мальчик.
Сова взгромоздилась ребенку на плечи.
- Показывай, куда идти!
И они пошли.
Вначале идти было совсем не тяжело, но к вечеру Мальчику показалось, что Сова стала намного тяжелей. Потом стали болеть плечи, ведь Сова, чтобы не упасть, все сильнее впивалась в них острыми когтями. Малица на плечах у Мальчика была изодрана, и когти птицы уже касались мальчишечьей кожи.
- Сова, а далеко еще? – спросил, задыхаясь, ребенок.
- Если ты устал, оставь меня здесь, ты уже и так сделал больше, чем мог, - произнесла слабым голосом птица.
- Нет, я донесу тебя! – твердо ответил ребенок.
Еще два долгих дня прошло. Мальчик шел, не останавливаясь, ведь знал – стоит ему остановиться хоть на миг – не будет сил двигаться дальше. Пот заливал ему глаза, по плечам струилась кровь птицы, вперемешку с его собственной, которая текла из ран, сделанных когтями Совы. Мальчик подумал, что никогда они не доберутся до заветного места, где растет целебный мох, но вдруг услышал совсем уже тихий голос Совы:
- Здесь…
Мальчик остановился и оглянулся вокруг себя. Вся тундра была как будто расшита серебряными нитями. Это было так красиво, что он забыл о своей усталости и боли: по разноцветному тундровому мху, как по палитре художника Нума струились ручейки серебряного мха. Он сорвал пучок и поднес к клюву Совы. Она впилась в сочные побеги. Мальчик сорвал целебного снадобья и для себя.
Они пробыли на волшебной поляне всю ночь и еще день, и еще ночь. Наутро Сова, которая уже совсем поправилась, сказала Мальчику:
- Ты спас меня. Я в долгу перед тобой. Я знаю, куда и зачем ты идешь и помогу тебе.
- Ты знаешь дорогу к Великому Нуму? – не поверил Мальчик.
- Дорогу к Нуму знают многие, но немногие знают, как по ней пройти. Знаешь ты, где мы сейчас находимся?
- Да, в Среднем мире, где живут все люди, звери и низшие из духов, - ответил Мальчик
- Я вижу, Отец-шаман многому научил тебя. Но не всему. Для того, чтобы знать все, ты был еще слишком мал. Теперь же ты повел себя как большой сильный мужчина. Я покажу тебе путь и ты спасешь свое стойбище и получишь имя. Но я должна тебя предупредить – ты можешь погибнуть, если поступишь нечестно или глупо. Итак, мы с тобой – в Среднем мире, а Великий Нум живет на Седьмом небе Верхнего мира…
- Значит, мы идем на Седьмое небо Верхнего мира?
Сова нахмурилась:
- Никогда не перебивай меня! Ни один, даже самый сильный шаман никогда не поднимался выше пятого неба.
- А, понял! Значит, надо попросить Нума самому спуститься к нам?
- Ты так простодушен, что, думаю, Нум простит тебе твою наглость! Он спускается к ненцам только в самом крайнем случае, да и то не ко всем, а к настоящим героям.
- Я готов стать героем.
- Многое тебе придется пережить, но, думаю, ты справишься. Тогда вперед, на первое небо!
- А как мы туда попадем?
- Тут не обойтись без духа-проводника. Ты когда-нибудь обращался к духам предков?
- Но я даже не знаю, кто мои предки…
- Тебе и не обязательно это знать, главное – они знают тебя.
От того, как это было сказано, мороз пробежал по коже Мальчика – все-таки не очень приятно, когда тебя знает кто-то, кого не знаешь ты, тем более, когда этот кто-то – дух. Он спросил Сову:
- А как сделать так, чтобы  эти духи появились?
- Нужно развести жертвенный огонь, капнуть в него каплю своей крови и бросить прядь волос. После этого в тебе проснется голос крови и заставит тебя петь тайную песню рода. Ее не услышу даже я – только ты и духи твоих предков. Они услышат песню и придут к тебе на помощь.
Скоро все было готово для призывания духов предков. Когда Мальчик  бросил в огонь прядь своих волос и , порезав палец, капнул в костер каплю крови, он увидел, что все вокруг него как будто растворяется, теряет свои очертания – пропала Сова, пропали сопки, наконец, пропала тундра под ногами и небо над головой – остался только маленький ненец у своего первого жертвенного костра. Он почувствовал, что кровь внутри него как будто кипит, и вот – он уже не может сдержать песни, которая так и льется из горла:

Да не погаснет вечно Солнце рода!
Пускай его умножатся стада!
Пускай он процветает год от года,
Не ведая несчастий никогда!

О, духи предков доблестного рода,
Пусть не оставит вас Великий Нум!
Пришла беда в край вашего народа,
Пришло несчастье в маленький наш чум!

Зову вас, духи предков, помогите!
Со мною вместе тундра вся  зовет:
Скорей потомков от беды спасите,
Чтоб дальше продолжался славный род!

Да не погаснет вечно Солнце рода!
Пускай его умножатся стада!
Пускай он процветает год от года,
Не ведая несчастий никогда!

Примерно так пел Мальчик, не в силах остановиться. Великая вещь – голос крови!
Когда Мальчик пришел в себя, был уже вечер. Сова мирно дремала на сопке. Никаких духов, которых ожидал увидеть ребенок, поблизости не было. В воздухе таял дымок жертвенного костра.
; Ничего не получилось? – легонько толкнул он Сову.
; Не может быть, - твердо ответила Сова, - духи не могли оставить без внимания Песню рода.
Тут  Мальчик почувствовал, что кто-то теребит край его малицы. Он посмотрел вниз и увидел маленького белого лемминга, который яростно дергал его.
; Смотри, Сова! Он, наверно, голоден, - взял зверька на руки Мальчик.
; Ну-ка, дай, посмотрю… Да это непростой лемминг…- задумчиво оглядывала зверька Сова.
; Почему?
; Эх, ты! Много ты в тундре видел леммингов в белых малицах , да еще с ножами?
Присмотревшись, Мальчик увидел, что на зверьке полное богатырское снаряжение. А Лемминг закричал:
           - Ну, наконец-то! – развел он лапки в стороны, - сами сначала зовут, беспокоят, а появишься – не видят! Ты зачем меня звал? – сердито спросил он у Мальчика.
           - Я? Разве я звал тебя? Постой…Так ты – дух моих предков? Мои предки – лемминги? – в отчаянии закричал ребенок.
           - Успокойся, - сказал Лемминг, - твои предки – люди, как и у всех ненцев, но разве ты не знал, что низшие духи живут так же, как и вы – занимаются охотой, рыбалкой, пасут олешков… Когда они услышали песню рода, то стали спорить, кому идти тебя провожать. У одного – в стаде отел, у другого – сын родился, помогать женщине надо, третий – чум новый ставит… В общем – у всех причины нашлись. А у меня – ни стада, ни жены, ни чума – вот меня и отправили. Старший из духов сказал, что с твоей бедой и я справлюсь, - объяснил Лемминг.
             - А ты-то что делал среди духов его предков? –подозрительно спросила Сова.
             - Я – священное животное рода, его тотем! Теперь – поняли?
             - Поняли. Сможешь проводить нас на Первое небо?
             - На Первое и на Второе небо – провожу, а дальше мне нельзя, там другие духи правят, - сказал Лемминг. И они отправились в путь.


Рецензии