Паспорт

Две недели стажировки в Австрии меня утомили. Уже не вызывали первоначальной радости и щенячьего восторга ни величественные хребты альпийских гор, ни раскинувшийся у их подножья уютно-спокойный Санкт-Иоганн, ни достигающие местами двухметровой высоты белые шапки на крышах домов, ни эдакая стрекочущая, похожая на голубиное гурканье тирольская речь. Тянуло назад, домой, к своим.

Стоит ли удивляться, что рано утром в день моего возвращения примерно за полчаса до прихода такси, я был уже абсолютно готов: позавтракал, тщательно проверил вещи и документы, сдал номер, после чего, прогуливаясь по сухой, освободившейся от талого снега брусчатке, вглядывался в редкие проезжавшие мимо автомобили, выискивая среди них тот, который доставит меня в мюнхенский аэропорт.
 
Ровно в 7:30 появился долгожданный восьмиместный шатл. Водитель поприветствовал меня, ловко определил чемодан в багажное отделение и предложил занять любое удобное место в пустом салоне. Минут через пять мы, распрощавшись с Санкт-Иоганном, выехали на автотрассу, асфальтовым серпантином соединявшую горнолыжные курорты, небольшие поселения и одиноко стоящие виллы. Время от времени мы делали остановки, забирая, а затем высаживая любителей зимних видов спорта. Иногда нам везло – новые пассажиры, навьюченные рюкзаками и лыжами, уже ждали микроавтобус в положенном месте, иногда везло меньше, и ждать приходилось нам самим. В итоге традиционно двухчасовая поездка растянулась аж на полдня, а я, видя, как неумолимо уплывает отведённое на дорогу время, решил отвлечься от мрачных мыслей, посему распахнул портфель, извлёк оттуда ворох бумаг и попытался освежить в памяти темы недавних семинаров. Впрочем, игривое весеннее солнце, непрестанно дразня и щекоча тонкими слепящими лучами, вынудило меня отправить бумаги на прежнее место.

В аэропорт мы приехали примерно за 20 минут до окончания регистрации. Не теряя ни секунды, я схватил вещи и рванул к стойке Аэрофлота. На ходу попытался достать документы. Однако среди них почему-то отсутствовал паспорт. Я остановился. Заглянул во все отсеки портфеля – пусто! Вывернул наизнанку карманы брюк и пиджака – пусто! Распахнул чемодан, вывалив всё его содержимое прямо на скамейку – паспорта как не было, так и нет! В это время динамики громогласно оповестили, что регистрация на мой рейс окончена. «Шайзе!» – выругался я. Последняя оставленная на отъезд чистая рубашка предательски прилипла к телу. Что делать?! Куда идти?! Ладно, собрались! Я подошёл к расписанию – следующий рейс на Москву в 23:30. Времени навалом.

Первым звеном цепи неожиданно возникших препятствий мне показались немецкие пограничники. С них я и решил начать. Небольшая коморка на третьем этаже с трудом вмещала статных великанов Бундесгренценшутц. Меня внимательно выслушали, после чего попросили оформить утерю паспорта в полицейском участке:
– Здесь, недалеко. Сами найдёте?
– Попробую, - неуверенно пожал я плечами.
– Хорошо. Сейчас мы позвоним, попросим, чтобы за Вами зашли.

Вежливость и толерантность немецких полицейских окончательно успокоили меня. На установление личности и получение  выписки по форме ушло не более десяти минут. Окрылённый успехом взаимодействия с немецкими властями, я направился в офис "Аэрофлота". Сейчас его было не узнать: ни привычного шума и гама возбуждённых пассажиров, ни суеты, ни баррикад из сумок и чемоданов. Одинокая рекламная стойка, на ней несколько брошюр и относительно свежих российских газет. Заглядываю в приоткрытую дверь. За компьютером сидит молодой мужчина.
– Можно? – Обратился я к нему.
– Слушаю Вас.
– Я пассажир только что улетевшего в Москву рейса. Вот билет. По дороге в аэропорт странным образом потерял паспорт. Вот справка из полиции. Хочу улететь вечерним рейсом.
Сотрудник "Аэрофлота" повертел мои бумаги в руках, затем зашел вместе с ними в соседний кабинет, что-то обсудил с коллегой и через пару минут вышел обратно:
– Тут, такая ситуация. Вообще мы не против взять Вас на борт. Но по закону Вам необходимо получить временный документ в российском консульстве. Оно находится в центре Мюнхена. Вот схема. Видите, совсем недалеко от метро.
Я пожал плечами, взял схему, поблагодарил и вышел.

Поездка в Мюнхен показалась мне отличной возможностью размяться, потратив оставшееся время на знакомство со столицей Баварии. Пребывая в приподнятом настроении, развалившись на сидении электрички, я смотрел на благоухающие весенней свежестью равнины, тщательно возделанные поля, аккуратные пригородные постройки, а также на счастливые лица людей, улыбающихся мне с рекламных щитов. В отличие от горных районов Тироля здесь всё выглядело совершенно иначе: никакого намёка на зиму, никаких серпантинов, никакого тумана, незаметно переходящего в облака. «Привет, – набрал я жену, – я тут паспорт потерял, вылететь своим рейсом не удалось, планирую ве...» Связь оборвалась. Немецкий роуминг за секунды съел остатки денег на австрийской сим-карте.

Тяжёлая металлическая дверь российского консульства не внушала особого оптимизма. Я дёрнул за ручку – глухо. Нажал на кнопку звонка – никакой реакции. Позвонил еще раз, и еще. В сердцах пнул дверь ногой.
– Слушаю Вас! – раздалось из громкоговорителя.
– Добрый день. Я паспорт заграничный потерял. Мне дубликат или что-нибудь в этом роде нужно.
– Приходите в понедельник!
– Какой понедельник? Сегодня только пятница! К тому же у меня вечером самолёт.
– Минуточку, – голос был явно не доволен.
Массивная дверь отворилась, из темноты казённого дома вынырнул серый человек, всем своим видом походивший на коллег моего отца по КГБ СССР образца 80-х годов: костюм - серая тройка, сливающиеся с ним галстук и сорочка, непроницаемое, ничего не выражающее лицо.
– Вы паспорт потеряли?
Невольно я оглянулся по сторонам – в радиусе ста метров никого не было.
– Я.
– Заходите. Какие-то другие документы у Вас есть?
– Да, пожалуйста! Это билет, это выписка из полиции, это мои визитки. Могу дать контакты моего работодателя и гостиницы, где я проживал...
– Не надо. А общегражданского паспорта у Вас нет?
– Нет, я его за границу никогда не беру.
– А жаль. Он бы сейчас пригодился. Ну, а, может быть, права?
– Тоже нет.
– Минуточку, – став полубоком, мой собеседник достал мобильный телефон, набрал номер, – Алексей Николаевич! Ты еще не уехал? Слушай, тут такое дело. К нам тут гость явился, говорит, что потерял паспорт. Нет, вроде приличный, даже более чем. Нет, других документов с собой нет. Вот и я думаю, что по-полной! Всё по букве закона! Ага! Заедешь? Ну, давай, добро! Ждём!
Довольный собой работник консульства вынес вердикт:
– Для установления Вашей личности потребуется сделать официальный запрос через МИД. Он в свою очередь свяжется с МВД, МВД с органом внутренних дел по месту жительства, последний ответит и дальше по цепочке в обратную сторону.
– И как долго всё это продлится?
– Четыре-пять рабочих дней.
–???
– А как Вы хотели? Это еще наилучший расклад. Теоретически вопрос может растянуться и на две недели. А если там у Вас какие-нибудь проблемы...
С улицы постучали.
– А вот и второй консул! Можете сами его обо всём спросить.
Алексей Николаевич производил впечатление человека более близкого к менталитету страны пребывания. В движениях было больше легкости и свободы, во взгляде читался ум, а уголки рта, подёргиваясь, создавали очертания улыбки.
– Как же Вас так угораздило? Простите, не знаю Вашего имени, отчества.
– Владимир Геннадьевич.
– Это, проблема, Владимир Геннадьевич!
– Скажите, сколько времени займёт решение моего вопроса?
– Постараемся побыстрее. В понедельник сделаем запрос, ну а там как карта ляжет. Рассчитывайте на неделю.
– Погодите, какую неделю? Мне улететь сегодня надо. В понедельник на работу. Да и виза у меня заканчивается.
– Ну, тут уж ничего не поделаешь. Порядок есть порядок. Человек, я вижу, Вы не бедный, снимите гостиницу, тут недалеко есть приличный отель, а начиная со вторника, захаживайте, будет информация, мы сразу сообщим.
– Послушайте, но почему так долго? Есть же телефон, факс, электронная почта, базы данных с фотографиями...
– Молодой человек, не учите нас работать! – перебил меня серый человек.
– И по-другому никак не получится?
– Как? Вас же немцы без паспорта никуда не выпустят!
– А можно от Вас домой позвонить?
– Нет, нельзя.
Понимая, что "ловить" больше нечего, я поблагодарил за потраченное на меня время, попрощался и вышел. Гулять по Мюнхену уже совершенно не хотелось. Хотелось побыстрее вернуться в аэропорт, чтобы ещё раз на месте прояснить ситуацию. Ведь услышанное в консульстве не только по тональности, но и по смыслу мало соотносилось с информацией немецкой стороны. И если немецким таможенникам кроме справки из полиции больше ничего не нужно, остаётся только уладить вопрос с "Аэрофлотом".

До семи вечера офис российской авиакомпании был закрыт. Праздно слоняясь по зданию аэропорта, я набрёл на итернет-кафе. «Zhopa! – начал я письмо жене, этого показалось мало, – polnaja zhopa!»

Парни из «Аэрофлота» с ящиком пива наперевес выскочили как чёрт из табакерки, когда я, сгорая от нетерпения, сидел у входа в их офис.
– В консульстве меня послали, – усмехнулся я.
– Ты не первый, заходи, – меня пропустили вперёд, – Значит, послали?
– Ага. Предложили неделю, а то и две ждать.
– Ладно, сейчас попробуем тебе помочь. Есть хочешь? – мне протянули кусок колбасы и ломоть хлеба, – Выпьешь?
Только сейчас я понял, что с самого утра ничего не ел. Отказываться было глупо и неуместно. Пока я ел, Сергей – так звали одного из парней – сделал несколько телефонных звонков,  уточняя детали моего возвращения домой. Оказалось, что для пересечения российской границы мне нужно предъявить на таможне общегражданский паспорт и заплатить штраф 1600 рублей:
– Есть кто-то, кто мог бы тебе паспорт в аэропорт привезли?
– Есть, конечно. Жена.
– Звони!
Другой сотрудник тем временем написал письмо в мюнхенский аэропорт об ответственности, которую берёт на себя российская авиакомпания за посадку на борт пассажира без документов. «Спасибо, ребята! Искренне! Огромное спасибо!» – жал я каждому из них руку.

23:30. Самолёт Мюнхен-Москва оторвался от земли, унося меня домой. Я ликовал.

– Скажите, пожалуйста, как пройти таможенный контроль пассажирам без документов? – обратился я к женщине-прапорщику, после того, как мы приземлились.
– Что?!! – прапорщик  вылупила на меня глаза, – Как без документов?
Я объяснил ситуацию.
– Минуточку, я сейчас товарища майора позову.

Грузный майор был настроен крайне решительно и первым делом начал меня «колоть»:
– Сколько заплатил авиаперевозчику?
– Да никому я ничего не платил!
– Тебя не имели права без документов сажать. Ты должен был в консульстве новый документ получить.
– Вы думаете, я не пытался? Только что толку? Помощи мне там не оказали. Поймите, майор, ребята из Аэрофлота взяли на себя функцию консульства.
– Вот потому у нас и бардак в стране, что каждый берёт на себя обязанности, которые по инструкции брать на себя не должен!
– Послушайте, майор, – перешёл я в наступление, – если бы Ваш сын лежал раненым на поле боя где-нибудь в горячей точке, Вы бы слушали объяснения санитаров, почему согласно инструкции Ваш сын должен умереть, либо же страстно желали, чтобы всем чертям назло санитары всё же вытащили его из под пуль?
Майора передёрнуло:
– Молодец, что не остался в Мюнхене. Проходи.

У одной из будок таможенного контроля стояла Лена. Она передала мне паспорт и квитанцию об уплате штрафа. Меня пропустили. Счастливые мы сели в такси, которое понесло нас домой в Чертаново. Как когда-то в институтские годы я держал руку жены в своей, отдавая всё тепло, на которое был способен.



P.S. Через пару дней паспорт нашелся. Я позвонил в службу такси, машина которой везла меня в аэропорт. «Да, да. Есть у нас один паспорт. Нашли на заднем сидении».



Владимир Кривцов
Москва, 16.09.2012


Рецензии