Буду рада, если кого-нибудь заинтересует...

Святитель Николай Сербский о трех великих вещах

4 мая, 2012 • Святитель Николай Сербский (Велимирович)

В письме к чиновнику Иоанну Ю. святитель Николай Сербский отвечает о трех великих вещах

Вы задаете мне три вопроса:

• Какая величайшая мысль достойна человека?

• Какая величайшая забота достойна человека?

• Какое величайшее ожидание достойно человека?

Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни – величайшая мысль, достойная человека.

Забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека.

Ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека.

Как надлежит думать о Промысле Божием в человеческой жизни?

За меру нужно взять нравственный закон Божий, по нему сверять все, что происходит в жизни окружающих нас людей. Самое важное – исследовать нравственные причины всего, что происходит с кем-то из ваших близких.

Это не всегда легко, ибо причины иногда бывают скрыты в прошлом родителей. Христианская исповедь основана на открытии этих причин. Псалмопевец говорит Богу: аз же поглумлюся в заповедех Твоих [114].

Коль возлюбих закон Твой, Господи! [115] Ибо на заповедях Божиих основано все, что происходит с детьми Адама. И закон Божий – свет, который освещает все, что с нами случается.

Как нужно заботиться о спасении души?

Чтобы не перечислять мне здесь, читайте Евангелие и спросите Церковь. Нет в мире сокровища, драгоценнее души человеческой. И именно это сокровище должно спасти от погибели и смерти.

Остальное, что не есть человек, но что человеческое, что человек ценит и бережет, неизбежно погибает и умирает. Человеческая душа в очах Божиих драгоценнее всего материального мира, по слову Христа: что вам пользы, если весь мир завоюете, а душу погубите? [116] Не может быть, следовательно, заботы, более достойной человека, чем забота о спасении души.

Как нужно ожидать смерть?

Так же, как воин перед битвой. Или как ученик, который усердно готовится к уроку, ожидая, что учитель каждую минуту может вызвать его. Об ожидании смертного часа напоминает нам Господь в притче о легкомысленном богаче, который строил новые амбары и готовился к долгому земному благоденствию, но вдруг услышал: в сию ночь душу твою возьмут у тебя, чьим будет сокровище твое?

Почему мысль о Промысле Божием в судьбах людей – величайшая мысль, достойная человека?

Потому, что она приносит человеку мудрость и блаженство.

Почему забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека?

Потому, что душа – величайшее сокровище на земле, а величайшее сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Почему ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека?

Потому, что оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру. Когда одного благочестивого и доброго человека спросили, что в его жизни более всего понуждало его к труду и добродетели, он ответил: смерть.

Этих трех вещей мы не заметим в жизни животных. Они свойственны только человеку, и не просто человеку, а высшему его типу. Все остальное объединяет человека и животное.

От Бога вам мир и благословение.

Миссионерские письма. М., 2005. Перевод с сербского Светланы Луганской



Мы должны засучить рукава и бороться

3 мая, 2012


Источник: издательский дом Святая Гора

«Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.



С радостью нужно принимать порицание и упреки а не людскую похвалу.

***
Будем рассказывать обо всём, что с нами случилось и происходит, нашему духовному отцу, смиренно и с простотой принимать всего его советы. Тогда бесы не будут мучить нас помыслами.

***
Одному желающему стать монахом старец сказал: «Из-за твоего сатанинского смеха и безразличия тебе нельзя становиться иноком. Я в церкви даже если меня попытаются рассмешить – не смогу этого сделать. Только плачу о своих прегрешениях.
Смех в храме – это демоническое состояние. Нельзя относится к этому как к пустякам. Необходимо внимание и усилие над собой».

***
Богу не угодно, чтобы у нас было нетерпеливое и беспокойное состояние. Но и быть равнодушными тоже нельзя – необходимо доброе беспокойство. Если будем спать – враги нашего спасения будут использовать нас в своих тёмных делах. Например, дадут нам тяжелый мешок и скажут отнести его на гору, так как якобы в нём стройматериалы для ремонта расположенного там храма. А в нём на самом деле будет динамит или ещё что похуже.

***
Не видите куда катится мир? Будем молиться, чтобы нам помогли наши святые, иначе ничего не получится.

***
Когда человек достигнет состояния божественного эроса[1] он от переизбытка любви обнимает и целует весь мир. Иметь Божественную любовь – значит понимать любовь Божию. Едва ты поймёшь что это – она поселится в твоём сердце. Как жаль, что люди не знают что такое Божественная любовь!

***


На наших глазах разгорается общемировой пожар. Нам остаётся только молиться.

***
Когда пророк Давид говорит «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более»[2] он не имеет ввиду истребление грешников Богом, а молится об их исправлении и покаянии.

***
Бог принимает нашу молитву, когда она является прочувствованной и исходит от сердца.

***
Когда мы хвалим и превозносим наш монастырь мы тем самым сами даём диаволу в руки оружие для борьбы с собой.

***
Паломники рассказали старцу о газетных публикациях относительно нравственного падения одного из представителей духовенства. Он внимательно их выслушал и спокойно без тени раздражения и смущения смиренно ответил: «Я не знаю, что произошло на самом деле. Но если всё действительно было так как вы мне рассказали – видно Бог пожалел этого человека и из-за его большой гордыни попустил ему это падение ради его покаяния и спасения».

***
Нам следует быть борцами а не просто наблюдателями. Восхищаться подвигами святых недостаточно, мы должны сами выйти на арену духовной брани, засучить рукава и бороться. Многие привыкли с комфортом сидеть на мягких диванах, щелкать семечки и рукоплескать достижениям других. Без духовного подвига не бывает и преуспеяния.

***
Помысел некоторых похож на вино: когда он начинает портиться – уже не останавливается до тех пор, пока не превратится в уксус.

***
Будем постоянны в нашем духовном подвиге. Не будем уподобляться ручьям, которые один раз в год бурлят водными потоками, а потом пересыхают.

***


Современным монахам не хватает самоотречения. Именно поэтому у нас нет духовного преуспеяния и наша жизнь не похожа на жизнь Святых отцов.

***
Не имеющий терпения разрушает себя.

***
Главное чтобы боль других мы восприняли как свою собственную. Для того чтобы молитва принесла результат и воспарила ввысь, она должна быть от самого сердца, иначе мы ничего не сможем добиться.

***
Искушения будем принимать с радостью. Через них нас посещает Божественная благодать. Сколько бы бед и испытаний у нас не было, если мы будем рядом со сладчайшим Христом – наша сердце будет наполнено радостью.

***
Послушание это надежный путь к свободе и смирению.

***
Мы не должны пытаться оправдаться и объяснить свои поступки. Виноваты или нет – будем сразу просить прощения. Так мы смиряемся и получаем от Бога Благодать. Если нас в чём то обвиняют несправедливо, потерпим навет с радостью и таким образом искупим свои грехи перед Господом.


***
Гордость и эгоизм помрачают наш ум и заставляют перекладывать вину на других. У гордеца одни только права и привилегии. Напротив смиренный человек оправдывает других и не ищет себе оправдания.

***
Все внешние подвиги должны сочетатся с внутренней (духовной) работой над собой и совершатся ради любви к Господу.


Рецензии
Все внешние подвиги должны сочетатЬся с внутренней (духовной) работой над собой и совершатЬся ради любви к Господу.

Прочла с интересом. Чувствую себя прокаженной...
Но ничего не могу с собой поделать.
Давно не ищу ничего в Библии.

Все ответы ищу в себе.
Читала запоем - сколько себя помню. с 1 класса - почти 50 лет. И все искала.
Что пишу сама - приветствую. Остальное - сомневаюсь и сомневаюсь.
Конечно, что-то пересматриваю, но немного.

Симмона Михпетова 2   02.01.2013 14:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Симмона.

Валентина Лаврентьева   02.01.2013 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.