Надо выжить

Глядя сейчас на мой город и на его жителей, я прихожу в тихий ужас. Когда-то он был красивым, зелёным, процветающим местом. На улицах был слышен смех детей. В городском парке можно было встретить молодых мам с колясками. А вечером всегда увидеть гуляющих на центральной площади города. В округе было всего несколько угольных шахт, на которых и работали все жители этого города. Работа была трудная и опасная из-за возможных выбросов метана и угольной пыли. Но люди не жаловались на тяжёлые условия труда, так как были в заложниках сложившейся ситуации. Никакого другого производства рядом не было и им хочешь, не хочешь, приходилось каждый день лезть в это подземелье.

 Я тоже работал на шахте и в принципе был доволен своей работой. Деньги платили стабильно и нельзя было сказать, что маленькие. Одним словом на хлеб с маслом хватало. К тому же у шахтёров было много дополнительных льгот: отпуск 2 раза в год, всевозможные надбавки за вредность, ранний уход на пенсию, а летом работающим на шахте людям всегда давали бесплатные путёвки на море. В общем было за что держаться.

 Но пришли страшные 90 годы. Время разрухи и упадка в стране. После нескольких взрывов на той шахте, где я работал, приняли решение её закрыть. А что значит закрыть шахту? Это значит надо уволить несколько тысяч человек и оставить их и их семьи без заработка. Все, наверное, знают, что такое остаться без работы? Страна разваливалась на части. Голод и разруха приходили в дома людей! В итоге из имеющихся 4 шахт расположенных в черте нашего города осталась рабочей лишь две. И то рабочим не регулярно платили зарплату. Все, наверно, помнят пешую прогулку голодных шахтёров и их семей на Киев и как они там касками били по асфальту перед администрацией президента выпрашивая свои заработанные кровью и потом деньги.

 Не вдаваясь в подробности, хочу сказать, город стал пустеть на глазах. Люди стали бросать свои квартиры и уезжать в большие города, там, где ещё осталась хоть какая-то перспектива на работу. В городе остались лишь самые стойкие и тем, кому в принципе некуда было ехать. В 100 квартирном доме большая часть квартир осталась пустыми. Сначала разбивали квартиры, которые находились на первых и последних этажах. Так было проще. В городе участились мародерства и грабежи. Как вы, наверно, помните рэкет и убийства на улице средь белого дня стали нормой для того времени? Для меня тоже настали тяжёлые времена: я остался без постоянного заработка, вскоре жена ушла от меня к другому, а моя старая мама умерла от голода потому, что её мизерной пенсии на нас двоих не хватало. Я тоже, как и все, хотел уехать на заработки в другой город, но какая-то невидимая сила держала своими крепкими лапами меня здесь, в этом богом забытом месте. Я каждый день говорил себе, что завтра начну собирать вещи для поездки. Но потом понимал: кто меня там ждёт? Кому я там нужен без квартиры и профессии. Единственное. что я умел делать- это рубать уголь.

 Единственное развлечение в моей жалкой жизни были книги. Я читал их, чтоб не чувствовать голода иногда по 7-8 часов в день, но это занятие не сильно спасало, лишь на время отвлекало от желания кушать. Книги я находил в заброшенных квартирах и на помойке. Сейчас искусство нынче не в моде. Все думают только: как бы выжить.

 Я жил на окраине города. Рядом с моим 5 этажным домом была 9 этажка. Последние 3 этажа были полностью брошены людьми это значит, что на последних 3 этажах не жил ни один человек, лишь ветер и дождь командовали там. Все двери в квартирах были открыты, окна выбиты, а мебель, более- менее пригодная для жизни, растащена мародерами . Я часто там бывал и хочу сказать: это ужасное зрелище. Когда поднимаешься на один из верхних этажей, а двери в квартирах все распахнуты и нет ни одной живой души внутри. Поднимаешься ещё на один этаж, а там та же картина и так до самого последнего этажа. Я часто думал: а ведь когда-то здесь жили люди, растили детей, строили планы на будущее.

Я пробирался ночью с фонариком в эти заброшенные квартиры и долго бродил по пустым комнатам, сидел на старых, пыльных, поломанных диванах, разглядывал старые чёрно-белые фотографии брошенные людьми. На фотографиях были изображены счастливые, улыбающиеся люди. Интересно, где они сейчас? Как сложилась их жизнь после бегства из этого проклятого города? В некоторых квартирах я нахожу личные дневники бывших хозяев. Почему они их бросили, когда уезжали от сюда? Когда попадается ровный, разборчивый почерк, я с большим удовольствием их читаю. Перед моими глазами проносятся целые судьбы людей, их надежды, мечты, личные драмы и переживания. Дневнику обычно доверяют то, чего не говорят даже близким друзьям. Я как первооткрыватель заброшенной цивилизации читаю свитки местных аборигенов.

 Вчера я посещал заброшенные квартиры моего дома и в одной из них я нашёл 4 свидетельства о смерти. По дате их рождения и смерти я понял что все умершие были родственниками между собой и умерли в течение одного, прошлого года. Как это печально когда целые семьи вымирают за один год не в силах себя прокормить. Сейчас лето 1995 года, за эти пять лет разрухи город почти умер, остались одни пенсионеры и калеки. В городе частые перебои с электричеством. Это ужасно наблюдать, когда идёшь по городу ночью, а вокруг тебя стоят пустые, тёмные, каменные, коробки домов. Во дворах люди жгут костры, как во время войны. Только нет воя сирен и летящих по небу самолетов-бомбардировщиков. А так всё один в один. Может это конец света настал? Я подошёл к собственному подъезду, на лавочке сидел дед Миша. Тихий, мирный, маленький, скрюченный старичок. Он всегда о чём бы не заходил разговор говорил: мы скоро все умрём! На что я ему всегда отвечал: конечно, умрём, но не сейчас.

 Вчера начали разбивать центральный универмаг в городе. Я жил в одном квартале от него и слышал, когда во всём в городе отключили свет, начали бить большие витринные стёкла . Звон и грохот бьющегося стекла эхом отдавал в каждом уголке города. Тут же приехала наша бесстрашная - коррумпированная милиция, скорая и зачем- то пожарная. Как будто бы тут что-то горело? Оцепили место происшествия. Людей проникших на торговую территорию, конечно, не нашли! Потом поговаривали, что это был погром заказной так как здание стояло уже пару месяцев без хозяина и кому- то из управляющих городом было надо его таким образом прибрать в свои руки. На следующий день все пошли глазеть на центральный разбитый магазин. А те, кто были понаглей и посмелей, залазили внутрь и уносили к себе домой ценные вещи. Милиция делала вид, что всего этого не видит, давая народу поживиться украденным. Но при этом по городу милицейский уазик и через громкоговоритель обещал всем, кто в этом участвует,угрожает реальное уголовное наказание. Одним словом они выставляли себя посмешищем и балаболами перед народом. Осенью этого же года закрылась одна из школ. И тогда я понял: дела наши плохи, город медленно, но верно вымирает. Ещё пару таких голодных лет и в городе не останется ни одного жителя. Кто уедет из него окончательно, а кто умрёт от голода. Мне было страшно за свою жизнь, но я не знал, что делать, чтобы этого избежать.

 Настала зима. Две из пяти котельных в нашем городе закрылись из-за того что правительство не профинансировало отопление города. Можете себе представить, что творилось тогда зимой в квартирах людей? Зима в этот год была суровой, на улице -30 а у меня в квартире в лучшем случае было +5. А иногда и ноль. Но были и свои плюсы во всём этом. Вы спросите, какие же тут могут быть плюсы? Не надо было включать холодильник. Самым ходовым товаром в ту зиму были буржуйки! Вы знаете, что такое буржуйка? Буржуйка- это такая маленькая, металлическая печь. Но вы меня спросите, как же можно такую печь держать дома? Когда я шёл по улице, я слышал лёгкий, приятный запах чада от горевшего дерева. В каждой форточке торчала дымовая труба и коптила на всю улицу как могла. Можете, наверно, представить какой смог стоял на улицах города? Но это не единственная проблема была тогда! Представьте, в городе живёт ещё несколько тысяч человек и у каждого дома стоит буржуйка на кухне а у некоторых «зажиточных» горожан ещё и в зале . А теперь вопрос: где набраться столько дров? Сначала в ход шли деревья, которые росли вокруг домов, но они быстро кончились. В эту зиму дрова были как деньги, за них можно было купить еду и одежду. Эту зиму многие не пережили. К счастью, а может к сожаленью я смог выжить. До сих пор не понимаю, как мне удалось . Денег почти не было, лишь случайные заработки.

 Пришла весна, в моём подъезде из 20 квартир остались живы только 5. И так почти в каждом доме. А что же будет через пару лет? Школу, которую закрыли в прошлом году, начали потихоньку разбивать. И у нас в городе было уже 2 разбитых здания не считая разрушенных квартир, которые были в каждой многоэтажке. Естественно, выбивала кирпичи ушлая молодежь пытаясь заработать лишнюю копейку. На кирпичи тут же нашёлся покупатель, какой-то местный олигарх, который скупал всё за бесценок. Вот правду говорят: кому война, а кому мать родная! И тогда я ещё подумал про себя: ой зря они всё это затеяли. Не к добру это разбор. Быть смертям там, где происходит такой варварский разбор храма знаний. И я как в воду глядел, действительно от несоблюдения элементарных норм безопасности при таких работах обвалилась крыша и убила несколько человек. Но в те голодные годы человеческая жизнь ценилась меньше всего. И поставка кирпича на новый котедж местному олигарху не прекратился ни на день. В середине лета жителей города постигла ещё одна неудача. Из-за частого отключения газа в доме произошёл взрыв. Разрушился жилой многоэтажный дом. И унёс с собой жизни ни в чём не повинных людей. Естественно, дом никто не стал восстанавливать и он так и остался стоять руиной в центре города. Как символ и напоминание всем жителям, что их ждёт в недалёком будущем. Город вымирал на глазах, с каждым днём на улицах реально становилась меньше людей! Остаток лета и осень прошли относительно тихо для города, если не считать, что из подвала моего подъезда достали труп чернокожего мужчины! Был конец осени и начало зимы, выпал только что первый снег и уже были первые заморозки. Я возвращался рано утром с ночного дежурства, я к тому времени устроился по большому блату охранником в магазин, так вот подходя к своему подъезду я увидал милицейский бобик, машину скорой помощи и толпу зевак. Мне стало интересно, что произошло, и я подошёл поближе. И увидал труп человека накрытого белой простынёй. От этого вида мне сразу стало почему-то страшно, как-будто преступники были здесь и сейчас начнут расстреливать толпу людей. На белом снегу лежало человеческое тело, из-под простыни выглядывали только ноги. Рядом со мной стояли две женщины и одна другой рассказывала: Я видала, как его менты доставали из подвала. Он был абсолютно голый, в этот вторник запустили котельную уже, там был полный подвал кипятка. Милиционер сказал, что его туда кинули ещё живого. Это ж что ж с ним такое творилось? А ещё милиционер сказал что это негр. Так ты посмотри на него. Какой он негр? У него ведь кожа белая! Другая женщина ей отвечала: так там же был полный подвал кипятка. Так он вот и сварился в нём!

 После этого инцендента я всю неделю плохо спал ночами, мне снились облезлые от кипятка ноги убитого выглядывающие из -под простыни. Потом я ещё долго боялся проходить мимо этого подвала. Мне всё слышались оттуда чьи-то стоны и я думал, что кинули нового трупака. В декабре месяце поломались оставшиеся 3 котельные сразу, и весь город остался без тепла. К тому времени я успел купить себе буржуйку и летом натаскать дров на всю зиму. Так как у меня была двухкомнатная квартира, одну комнату я отвёл только под склад дров. В этой же комнате я и поставил большой пень, на котором рубил дрова. Зима, как на зло, сильно затянулась. В начале мая были ещё заморозки. И мне, естественно, дров до конца зимы не хватило. Чтобы выжить мне пришлось пожертвовать шкафом и обеденным столом на кухне. Зима прошла, я пережил её. Чего не могу сказать о моих соседях. В доме живой остался один я. Что будет со мной дальше одному Богу известно! Ведь когда-то, наверно, кончится весь этот ужас и начнётся нормальная жизнь.

P.S. рассказ основан полностью на реальных событиях. Все приведеные факты являются не выдуманными.


Рецензии
Нашел Вас на "дедленде". Сильно пишете. Правдиво. Хочется верить. Но я верю потому, что знаю, что так оно и есть, хотя даже в нашей средней полосе периодически случаются вещи похожие, при всей ее внешней благополучности. При БП спасите наши души!)))

Виктор Авдеев   07.04.2013 01:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я очень рад что вам понравилось моё творение. Добро пожаловать на мой канал на YouTube: http://www.youtube.com/user/Bezlikiq/videos?view=0

Константин Зарубов   08.04.2013 18:22   Заявить о нарушении