Первый букет

   Ныне , одни много говорят об эротике ,другие , православные учителя, ее отрицают , видя во взаимном влечении женщины и мужчины детородную функцию , отводя женщине второстепенную роль помощницы мужчине , рождающей детей и занятой семьей, иллюстрируя в то же время православные учебники репродукциями эротических картин великих художников . Послевоенное поколение просто любило.

   Леньке Тропинину мама купила новые , аккуратные , черные валенки-пимы по-деревенски . Это была роскошь по меркам шестидесятых годов двадцатого века .

  В семьях обувь носили старшие дети , затем передавалась младшим , последнему наследнику она  доставалась подшитой, переподшитой . Быстрые ноги изнашивали ее постоянно до дыр ,поэтому накладывали новую подошву из голенищ старых валенок и пришивали(подшивали), таким образом отремонтированные валенки назывались подшитыми .

  Леньке , закончившему местную восьмилетку , предстояло продолжить учебу в средней школе поселка N-ского . Дети , родителям которых было не по карману снимать комнату для проживания в поселке или районном центре , добирались самостоятельно . Поселок отстоял довольно далеко ; к нему вела проселочная дорога , то виляющая между полями колосящимися ранней осенью золотом наливных зерен пшеницы и овса , то плавно огибающая березовые колки с развесистыми  кронами и заканчивающаяся почти прямой по покрытому  пахучими травами полю . Но с наступлением дождей дорогу размывало , и ребята с трудом вытаскивали ноги из липкой грязи , зимой засыпало сугробами, в которые  проваливались выше колен , без валенок было не обойтись . По этой причине семейный доход перераспредили в пользу Леньки , и мама съездила в районный центр и купила ему валенки . Но эти самые валенки-пимы и попортили впоследствии Леньке много крови .

 - Здравствуйте , ребята . Знакомтесь , это наши новые ученики:Леня Тропинин и Сережа Агафонов,-доброжелательно представила Леньку и его дружка Сережку  классная руководитель .
  -Мальчики живут на Третьей ферме ,им будет сложнее , чем вам .
  На мальчишек устремилось множество глаз , в большинстве девчоночьих:серых, темно-карих,зеленоватых,черных и голубых . Нет , голубые были одни , они вдруг смутили Леньку,  глаза задержались на нем внимательно , пытливо , но кратко, и скользнули на Лидию Николаевну-их классную, и  одновременно скользнули в Ленькину душу , совершенно не готовую к такому повороту событий .

 Сережку  и Леньку посадили на четвертую парту первого ряда у окна . Так начались Ленькины учебные будни .

  Ленька и Сережка в своей малокомплектной школе были хорошистами ,но теперь они перебивались с тройки на четверку  ,уровень их знаний оказался слабее, чем у новых одноклассников , к тому же ,  много времени, необходимого для выполнения домашнего задания, отнимала дорога в школу и обратно .

  Тяжелее всего случалось , когда столбик термометра опускался до сорока градусов и ниже , в такие дни Сережка на полном основании не ходил  , Ленька шел один темными сибирскими утрами, рискуя отморозить нос и щеки . Зимние ночи в Сибири светлые , лунные, а к позднему рассвету воздух словно сгущается , и мрак опускается на землю , угрожая одинокому путнику  опасностью и холодом .

  -Леня Тропинин, ты мог остаться дома,- говорила Лидия Николаевна.
  Ленька помалкивал, исподтишка поглядывая наискосок на чуть  взлохмаченную , светлую , волнистую голову, украшенную двумя бантиками ,Светки Воробьевой , -обладательнице голубых, сразивших Леньку глаз, сидевшей на второй парте крайнего ряда .  Светка Воробьева и Витька Звягин были отличниками , их часто хвалили учителя , особенно Светку . Светка всегда сидела тихо и внимательно слушала и совсем не замечала  Леньку Тропинина.
  Зато заметил  Ленька Пожидаев(его тезка) , который тоже исподтишка следил за Светкой .
  -Ты в чем сегодня обут?- спрашивал Пожидаев, у которого из под брючин виднелись кожаные , короткие сапоги на меховой подкладке, Тропинина .
  -В пимах,- краснел Ленька .
  Пожидаев начинал хохотать, согнувшись пополам, его оглушительным смехом поддерживали другие мальчишки , окончательно конфузя Тропинина .

  Ленька  Пожидаев имел уверенный, несколько властный характер , по успеваемости совсем немного уступал Воробьевой, и пользовался авторитетом у одноклассников .
  Воробьева в таких случаях не смеялась,  с недоумением смотрела на Пожидаева . Пожидаев смолкал и , гордо мимо Тропинина, выходил из класса . Светка тоже  приходила  в школу , независимо от погоды , садилась за парту и стучала прозябшими в тряпочных ботиночках ножками , одна о другую, согреваясь . В семье Светки не было папы . Вообще, Воробьева была настоящей девчонкой; на комсомольском собрании только она решилась возразить завучу:
  -Комсомольская организация, кроме всего прочего, занимается и воспитательной функцией и доверяет людям .Нужно принять Петрову , обещающую исправить двойку по математике, в крайнем случае поможем ей мы -старшеклассники .
  Светка вопросительно повернулась к Звягину, доводившемуся Петровой дальним родственником . Звягин кивнул . Петрову приняли единоглассно, несмотря на недовольство завуча , ссылавшуюся на устав комсомола .  Но на Леньку Тропинина Светка не обращала внимания .  Другие девчонки иногда поводили очами в их сторону , выделяя  кудрявого ,высого , плечистого Сережку , Тропинин же являл собой худенького  , темноволосого подростка, которому еще предстояло подрастать, мужать , взрослеть . Сережка и Ленька трудно вливались в коллектив.

   - Все на субботник, -дала команду в конце учебного  года  Лидия Николаевна. Ребята, вооружившись вениками ,лопатами, взялись убирать школьный двор.

   Весна благословила детей теплым маем . Земля набросила на себя зеленый ,расшитый разнообразными цветами платок: ласковыми лампочками - одуванчиками, застенчивыми белыми колокольчиками- ландышами, сладостно маняшими   пучками-медунками .

  Воробьева  осторожно выметала мусор , мальчишки что-то грузили, Ленька Тропинин сачковал . Присев на корточки ,  он старательно выискивал начинающиеся распускаться ландыши и прятал за пазухой от всех  формирующийся букет .
  -  Вот обрадуется Воробьева-, мечтал в азарте Ленька:
  -Пожидаев никогда не догадается подарить ей цветы .
   Он  представил , как вспыхнут радостью полюбившиеся глаза .

  Преподносить цветы в поселке было принято учителям первого сентября и в день последнего для десятиклассников звонка ; прочие  же праздники , как-то: восьмое марта, двадцать третье февраля отмечали подарками изготовленными собственными руками, например, выпиленной узорной полочкой , вышитой салфеткой, нарисованной картиной .

  Лидия Николаевна , стоя в стороне , наблюдала за учениками . Вот  девчонки перестали работать и скучились стайкой, нелюбимые Звягин и Воробьева при деле , Тропинин ползает и рвет цветы,видимо, Воробьевой-толкется около нее .
 -Много внимания уделяют отличникам другие учителя,что несправедливо,- считала она.
  -Надо же , девочка так разбирается в физике -, сказала, входя в учительскую, вчера преподаватель этого предмета о Воробьевой .
  - Вот и Тропинин -туда же.

  Между тем Тропинин,  едва привстав, протянул букет Светке, тревожно погружаясь в    притягивающую и пугающую голубую бездонность . Воробьева на мгновение  беспомощно растерялась, но тут же лицо ее  приняло недоступное выражение .Оно ударило Леньку .
  -Странный Тропинин- изумлялась Светка- запомнить ,как называются валенки не может,а нарвал такой красивый белый букет.

  Девочку Воробьеву не  задевали мальчишеские взгляды, стрелы Купидона еще не касались ее ,но Светка не  хотела насмешек Пожидаева , или боялась? В свою очередь, в лице Тропинина проступило  что-то острое, мужское.
  -Отнеси Лидии Николаевне,- голос от волнения грубовато  дрогнул, он еще надеялся, что Светка все-таки возьмет букет . 
Воробьева облегченно вздохнула.
  -Света,почему Леня не отдал цветы мне сам?- учительница ощутила нежный аромат  ландышей.
   -Он стесняется.

   А Ленька стоял  , и сердце его захлестывалось обидой, разочарованием и болью, первой болью от неразделенного чувства. Ленька нисколько не стеснялся .

  В следующем учебном году ни Тропинин, ни Агафонов в школе не появились . Может быть, Ленька поступил в техникум или училище , но это не главное. Главное, что он умел совершать красивые и неординарные поступки во имя любви,хотя скорее всего, за любовь была  принята первая влюбленность.  Путь такого человека будет добрым, в этом суть . Послевоенное поколение просто любило .   


   

       

   

 

 

      

 


Рецензии
"Быстрые ноги изнашивали ее постоянно до дыр ,поэтому накладывали новую подошву из голенищ старых валенок и пришивали(подшивали), таким образом отремонтированные валенки назывались подшитыми."...

Давным-давно мне подарили лётные унты - незаменимую обувь в наши сильные морозы. Пришла пора, когда войлочные подошвы стёрлись, и пришлось мне осваивать новую для себя профессию шорника. Из голенищ старых валенок вырезал заготовки, вооружился капроновой дратвой, шилом и большой иглой, и сам очень удивился тому, что новые трёхслойные подошвы оказались не хуже старых, фабричных...

Анатолий Бешенцев   23.01.2017 04:47     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, сама в детстве подшитые носила.
С уважением.

Александра Куликова   23.01.2017 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.