Еркегали мальчик-озорник

Две главы из этой книги вошли в учебник "Литературное чтение" - 2 класс.

глава из книги "Еркегали по прозвищу Кошмарик"

Здравствуйте! Меня зовут Еркегали. Так звали отца моей бабушки. Говорят, он был добрым и хорошим человеком. У казахов принято уважительно уменьшать имена взрослых людей. Но не из уважения к моей персоне зовут меня Ерке, что в переводе означает «озорник, баловник». Моя старшая сестра Жанна утверждает, что я родился хулиганом. Отцу не нравится, что мое имя сокращают.
– Что можно ждать от ребенка, которого называют озорником? – обижается он, когда соседки жалуются на меня.
– Я уверен, что оно моему сыну, кроме неприятностей, ничего не принесет и может предопределить его судьбу. Все относятся к нему как к озорнику, и в этом вина твоей матери! – обвиняет он маму. – Ты хотела, чтобы твоя мать дала имя нашему ребенку! Кто такой твой дедушка Еркегали? Кем он был? Никем! Ничего в своей жизни не добился, ни к чему не стремился! Всю жизнь проработал табунщиком. Зачем обрекать ребенка на серость? Я хочу, чтобы у моего сына было хорошее, звучное имя знаменитого человека и чтоб он равнялся на него!
Мама задавала ему один и тот же вопрос:
– Где ты был раньше? Почему тебе разонравилось его имя? Чем мой дедушка не угодил тебе? Я знаю многих людей, названных в честь знаменитостей: Чингисхан, Спартак, Рафаэль, но от этого они не стали ни знаменитыми, ни великими. Многие из них спились, стали бомжами. Ты думаешь, если бы мой дед был генералом, то и наш сын им стал? Главное – воспитать из него хорошего человека!
Как назло, я помню, в тот день по телевизору шла передача «Что в твоем имени?» Известный педагог рекомендовал родителям давать детям красивые, звучные имена:
– Правильно поступают те родители, которые дают своему ребенку имя знаменитого человека! В дальнейшем это повлияет на его характер. У детей, названных в честь великих полководцев, появляются отвага, храбрость, удаль – характерные черты этих людей. У детей, названных в честь людей искусства – композиторов, писателей и художников, проявляется склонность к музыке, поэзии и живописи. И наоборот, если у ребенка имя родственника-неудачника, то аура над ним будет мрачная. Он может стать пессимистом.
Отец обрадовался: «Что я говорил! Ученые подтвердили, что я прав! Давай поменяем имя ребенку, пока не поздно!»
Мама заплакала: «Что скажу я своим родителям, знакомым? Какой позор будет! Дело не в имени!»
Когда наша бабушка приходит к нам в гости, она целует меня и говорит: «Как я завидую тебе, малыш! У тебя нет проблем!»
Ах, если бы знала моя бабушка, что она и создала проблему нашей семье! Я считаю, отец прав, и с удовольствием поменял бы свое имя! Но никому в этом не признаюсь! Все считают его моим прозвищем. Если я скажу об этом вслух, обижу бабушку и создам проблему маме. Мои родители начнут ссориться и долго не будут разговаривать. В такие дни в квартире становится неуютно: мама плачет, а папа сидит в своем кабинете и ни с кем не разговаривает, даже со мной, со своим долгожданным наследником.
Почему бабушка не догадалась дать мне имя другого родственника? Или в ее семье нет знаменитых людей? Возможно, я стал бы другим человеком!
Вообще я незапланированный ребенок. Моя мама поздно поступила в аспирантуру. До этого она занималась воспитанием моей сестры. Когда она готовилась к защите диссертации, врачи объявили ей: «Ждите малыша!» Папа обрадовался и сказал: «Для нас ребенок – главнее!» Я главным себя в нашей семье не считаю!
Моя старшая сестра говорит, что я не вовремя родился.
– Это ты виноват, что мама не стала кандидатом наук, загубила свою карьеру! – обвиняет меня сестра.
А мама возражает ей и говорит всем: «Я родила Ерке и стала счастливой женщиной!»
А сестра ей не верит и заявляет мне: «С твоим рождением жизнь в нашей семье превратилась в ад, а моя стала кошмаром! Целыми днями ты пищал, требовал внимания к себе, мешал мне готовиться к урокам».
Недавно по телевизору шла передача о новорожденных детях. Оказывается, то, в чем меня обвиняет сестра, происходит со всеми новорожденными и называется физиологией человека! Врач пояснила, что это нормальный процесс. А сестра уверяет, что она была здоровее и родители с ней не мучились.
Я родился слабеньким, потому что моя мама целыми днями работала над диссертацией, часто ездила в командировки и не уделяла внимания своему здоровью. Поэтому я переболел всеми детскими болезнями.
– Никогда не думала, что через одиннадцать лет судьба подарит мне сына! – признается она своим подружкам.
– Зачем ты родился? Без тебя мне так хорошо жилось в нашей семье! Ты украл любовь моих родителей! С твоим рождением закончилось мое детство! – жалуется сестра.
Она не понимает, что все мужчины мечтают иметь наследника. Мой папа счастлив: я – продолжатель его рода. А сестре наплевать на наш род, она только о своем благополучии думает! Поэтому она меня ненавидит – я ей мешаю! Жанна постоянно за это мне мстит. В спальне бросается то подушками, то одеялами, потом зовет маму и жалуется, что я мешаю ей  заниматься. Она как будто нечаянно роняет на меня тяжелые предметы: ножницы, книги, и все у нее получается, как несчастный случай. И виновным всегда оказываюсь я!

ПОЧЕМУ МЕНЯ СТАЛИ НАЗЫВАТЬ КОШМАРИКОМ

Почему-то взрослые считают, что только детей надо воспитывать. И не замечают, как сами плохо воспитаны. На мамин юбилей пришло много гостей, ее подруги и знакомые. Нам накрыли стол в детской, мы играли и смотрели телевизор. Когда я пошел в кладовку за новыми игрушками, из туалета вышла подружка моей мамы Айман. Не помыв руки, она вернулась в гостиную.
Я догнал и спросил ее: «Почему вы не вымыли руки? Вы ведь заходили в туалет!». Она прошипела: «Замолчи, глупец!»
Но я не успокоился, пошел за ней и в присутствии гостей громко сказал: «Эта тетя вышла из туалета и не вымыла руки!». Папа за шкирку затолкал меня в детскую, а тетя Айман заплакала от обиды и ушла домой.
Мои родители потом меня ругали, что я неправильно поступил и не имел права позорить мамину подругу. Гости спрашивали меня: может, ты не заметил, как она вымыла руки? После этого случая мамины подруги стали называть меня Кошмариком. Это прозвище навсегда приклеилось ко мне. При мне они демонстративно шли мыть руки в ванную. А родители после ухода гостей спорили между собой, кто прав. Лица у них были веселые. Потом они признались, что я был прав, а тетя Айман была расстроена и просто забыла помыть руки. Но я хорошо помню, как наши гости постоянно веселились, а больше всех смеялась она, но никто не хотел меня слушать. Взрослые всегда считают себя правыми!
Некоторые взрослые люди в присутствии детей говорят плохие слова и при этом даже не извиняются. Значит, они плохо воспитаны. Взрослые – страшные лгуны, даже мои родители. Я заметил это давно, но молчу и никому не рассказываю. Даже воспитательницы в садике, переговариваясь между собой, говорили: «Ерке – умный ребенок, отец у него профессор, а мать умная женщина, она родила его поздно, а поздние дети рождаются умными и талантливыми».
Однажды у меня зашатался зуб, я весь день  крутил и вырвал его. До этого меня водили к врачам, они вырывали у меня зубы. Бабушка обрадовалась и сказала моим родителям:
– Надо устроить той -(праздник), потому что Ерке вырос и стал взрослым.
Я подошел и сравнил себя с отметинами, которые делал мой папа, ничего не изменилось: я каким был, таким и остался. Из зеркала на меня смотрел удивленный беззубый мальчик с оттопыренными ушами. Я разозлился, взял скотч и приклеил их.
Когда утром я проснулся, мне показалось, что щеки у меня стали колючими. Я решил, что за ночь у меня выросла борода, и страшно расстроился,  пошел в ванну и стал намыливать щеки, они снова гладкими.
От радости я засмеялся, мама испуганно вошла в ванну и спросила, что случилось. Я честно  рассказал ей  про бороду, и мы вместе стали смеяться.
Потом я решил спросить ее, может ли человек снова превратиться в обезьяну?
Мама спросила: «Это ты про себя спрашиваешь?».
– А что, я становлюсь похожим на обезьяну?
– Иногда своим поведением ты сильно напоминаешь наших предков. Но могу обрадовать тебя. В науке нет доказательств об обратном превращении. Жаль, что ты родился поздно и тебе скучно среди взрослых, поэтому ты задаешь глупые вопросы.
Тогда я предложил: «Роди мне щенка, и мне не будет скучно».
– Ты таким непорядочным образом выпрашиваешь у меня собаку? Ты прекрасно знаешь, что женщина не может родить щенка, для этого достаточно у нас в городе собак
– Извини, мама, я просто не знал, как начать разговор, чтобы выпросить у тебя собаку.



НА КОГО Я ПОХОЖ?

В последнее время меня стал мучить этот вопрос. Возможно, моя сестра права. Во всех семьях дети обычно похожи на родителей или родственников. А я получается – ничейный. Когда я об этом сказал бабушке, она страшно обиделась и сказала:
– Ты – копия своего отца!
– А почему я ушастый?
Она ответила:
– Чтобы знать, на кого ты похож, надо знать предков до седьмого колена. Мы с дедом знаем до пятого. А твой отец вообще ничего не знает о своих корнях. В старые времена, задолго до появления науки генетики, казахи хорошо знали свою родословную. Поэтому родители сами женили своих сыновей и выдавали замуж дочерей. Они договаривались со своими знакомыми или друзьями, чтобы не испортить свой род. От здоровья молодоженов зависело их потомство. Сейчас наступили другие времена. Даже мы с дедом не знаем свою родословную, а твое поколение и подавно знать не будет! Твоя сестра никогда не выйдет замуж за нашего избранника. Молодежь не слушается старших, поэтому их браки распадаются».
Я предложил бабушке:
– Ты сама выберешь мне невесту!
– Нет, внучок, выбирать будешь сам! Я понимаю, ты комплексуешь из-за своих ушей. Боишься, что никто за тебя замуж не пойдет. Там, на небесах, расписана жизнь каждого человека. Ты не останешься без своей половинки. Жаль, что я ничем не смогу тебе помочь! Не могу даже тебе сказать, от кого ты их унаследовал! Ты должен знать – неспроста у тебя такие уши! Возможно, ты станешь знаменитым композитором или артистом! Подожди немного, когда вырастешь, тебе сделают операцию, и ты навсегда избавишься от этого прозвища.
А ждать мне придется очень долго! Потому что маленьким детям такие операции не делают. Дедушка решил тоже меня поддержать: «Каждый день в мире происходят чудеса, и в медицине тоже! К этому времени придумают другой способ уши уменьшить, как в сказке «Про маленького Мука». Проглотишь таблетку – и они уменьшатся!»

СЕКРЕТ

Однажды сестра сказала: «Хочешь, я открою тебе секрет? Ты никогда не узнаешь, в кого родился ушастиком! Потому что родители тебя усыновили и ты нам неродной. Может, кто-то из твоих родителей имел такие уши! Но об этом никто не знает и не скажет тебе!»
После ее откровений я не мог уснуть, всю ночь ворочался и только под утро заснул. Утром мама не могла меня добудиться. Я ходил расстроенный и казался больным, она решила положить меня в больницу на обследование.
Я не хотел оказаться в больнице и признался ей, что всё знаю!
«А что именно?» – удивленно спросила она. Я решил не выдавать Жанну и обратился к маме с такими словами: «Вы с папой – прекрасные родители! Я благодарен вам, что вы  усыновили меня». Мама удивленно спросила: «Кто сказал тебе такую чушь?»
Тот день был выходным, Жанна была дома. Она расхохоталась и призналась маме: «Я придумала, а сыночек твой поверил!»
Хорошо, что папа был в отъезде. Мама отругала сестру и сказала: «Считай, тебе повезло, что отца нет дома! Если бы он услышал об этом, ты сильно пожалела бы, что издеваешься над своим братом! Какой позор, тебе не жаль было его! Бедный Ерке, как он страдал из-за твоей глупости и подлости! Как ты можешь ненавидеть его, такого доброго, доверчивого и беззащитного? Он и сейчас тебя защищал! Как ты, взрослая девица, могла додуматься до такого?»
Сестра ответила: «Это дома он добрый и доверчивый! Ты бы видела, как он дерется с детьми. Про него ты говоришь – беззащитный. А на улице что он вытворяет – кошмар!»
Жанна поняла, что переборщила, и попросила у меня прощения. Я сказал: «Несмотря на то, что ты взрослая, ты продолжаешь мне мстить. Не можешь простить, что я появился на свет и лишил тебя детства».
Глупышка сестра обняла меня: «Я люблю доводить тебя. Но рада, что у меня есть младший братишка!» Они показали мне фотографии, где мама была с большим круглым животом, и там была подпись: «Мы ждем тебя, малыш!» Впервые в жизни Жанна так ласково со мной разговаривала.

СЕСТРА

Иногда я лежу и думаю: если бы я родился раньше своей сестры, возможно, и внешность у меня была бы другой! Жанна – красавица, она всю красоту себе забрала. А если бы я родился раньше, то страдала бы она? Нет, пусть лучше красивее будет сестра, девчонкам это нужнее! Ей нельзя быть Чебурашкой! Она не смогла бы защититься. Когда сестра видит, что я смотрю в зеркало, возмущается: «Мог бы, Чебурашка, ты красивее родиться!» Она прекрасно знает, что от меня это не зависит! Просто ей нравится меня унижать.
Однажды я случайно услышал разговор моей мамы с подругой. Мама жаловалась подруге, что Жанна не дает мне покоя. Оказывается, когда я родился, сестра хотела выбросить меня с балкона. Ее подруга призналась, что в их семье произошел похожий случай: их старший сын вынес младшую сестренку в коридор.
– В тот день мы ждали гостей, – рассказывала она, – и думали, что малышка наша спит. В нашем особняке не бывает чужих, но иногда забегают бродячие собаки. Страшно представить, что могло случиться! А старший сын подходил к гостям и говорил, что хочет отдать сестренку в хорошие руки. У гостей эти слова вызвали смех. Их говорит моя мама, когда раздаривает родившихся котят. Такое поведение у детей называют детской ревностью, – пояснила она маме.
Мама ей призналась: «Я так боюсь, что Ерке узнает об этом и возненавидит свою сестру. Во всем виновата я! Родственники моего мужа хотели нас развести. Они настраивали Аскара против меня, говорили, что у него нет наследника. После рождения Ерке я была счастлива и считала, что он сохранил наш брак. Я полностью посвятила себя сыну. А Жанну считала взрослой девочкой и не замечала, что дочь страдает и ревнует нас к малышу. Она возненавидела брата, считала себя обделенной. Наш сын помог выжить моим родителям после несчастья с моим братом. Рождение Ерке было для нашей семьи счастьем. Я так хочу, чтоб Жанна полюбила Ерке! А она продолжает к нему плохо относиться. Вечно оскорбляет и унижает его. Он не показывает вида, не жалуется. Странно, он любит свою сестру!»
Бедная Жанна, я не знал, как она страдала! Я тоже знаю, что такое ревность. Я испытал это чувство, когда нам подарили котенка. Он был маленький, едва открывал глаза, испуганно мяукал и постоянно мерз. Мои родители испытывали к нему нежность, как к маленькому ребенку. Они носились с ним, кормили с бутылочки и словно забыли о моем существовании. Я испугался, что котенка они полюбят больше, чем меня.
Я специально не подходил к нему, старался его унизить и говорил, что не люблю котят. Никто меня не слушал, взрослые не замечали, как я страдаю.
Жанна единственная понимала мое состояние, она знала, что я ревную родителей к котенку. И в отместку мне зацеловывала его, восхищалась им и называла его умницей. И сравнивала его не в мою пользу. Я устал от ревности и вечером притворился, что заболел. Как всегда, мама испугалась, мне стало жаль ее.
Я понимал, что поступаю нечестно, но решил навсегда избавиться от соперника и предложил маме компромисс: «Если не выбросите котенка, я умру!»
Она страшно рассердилась: «Как не стыдно тебе? Ты злоупотребляешь моей любовью! Как могу я выбросить котенка, которого подарили твоей сестре? Если обманом ты решил от него избавиться, я всерьез могу тебя разлюбить».
Иногда Жанна хитро улыбается и спрашивает родителей: «Почему вы Ерке не родили раньше? Он был бы моим старшим братом и защищал бы меня от хулиганов! А так растет – и никакой пользы от него нет!»
А в ответ мама целует меня и говорит: «Вот какая выгода! Поцелуешь и обо всем забываешь! У него такой хороший запах!»
А сестра морщится: «Мама, не говори глупости! Ничем хорошим пахнуть не может твой избалованный сыночек!»




ССОРА С ОТЦОМ

Однажды, когда я один слонялся во дворе, ко мне подошли мальчишки и спросили меня: хочу ли я поиграть в войну. Я обрадовался и предложил им свое оружие. Они ответили: твои игрушки нам не нужны, чтобы с нами играть в настоящую войну, принеси коробок спичек. Родители не разрешали мне брать спички, но в тот момент я так обрадовался, что забыл об их запрете. Новые друзья стали поджигать пух, он мгновенно вспыхивал, взрывался, как порох, и перемещался по периметру детской площадки. Наш двор засажен огромными тополями. Они выше наших домов, каждый год роняют пух и застилают белым ковром весь двор. Из окон стали кричать соседи, они требовали немедленно прекратить безобразие. Я испугался, впечатление было ужасное, как в военных фильмах. Вдруг я почувствовал, как кто-то схватил меня за шкирку. Это была мама, она потащила меня домой.
Я обратился к мальчишкам: «Отдайте мои спички!».
– Ах, значит, ты и спички взял без разрешения! Сейчас придем домой, я все расскажу отцу. Хватит! Пора признать, что наш сын хулиган! Пусть отец возьмет ремень и накажет тебя, я в этот раз заступаться не буду!
У меня было хорошее настроение, и я сказал своей опешившей маме: «Давай поспорим! Папа наказывать ремнем меня не будет! Это не его метод! Потому что когда он смотрит на меня, у него счастливые глаза от радости, что я на старости лет у него родился!»
Когда мы пришли домой, мама отправила меня в ванную привести себя в порядок. А потом пригласила к отцу в кабинет.
Отец был расстроенный. Он сказал: «Я страшно мечтал о сыне. Но с каждым годом я разочаровываюсь в тебе. Пока то, что ты родился у нас на старости лет, кроме неприятностей, ничего нам не приносит! Я думал, что ты будешь опорой нашей семьи. А вместо этого позоришь меня на старости лет. Тебя прозвали Кошмариком! Вдумайся, какое это ужасное слово! Я не буду тебя бить, ты правильно мыслишь – это не мой метод! Я со страхом думаю о твоем будущем! Ничего хорошего от тебя я не жду! Ты наш крест! Прочь с моих глаз!»
Я, как побитый щенок, вернулся в детскую. Отец обращался со мной, как с собакой. Как я докатился до такой жизни! Передо мной появилось лицо моей бабушки. Вот кто меня любит! Вот кому я нужен! Снова и снова я мысленно возвращался в кабинет отца. Он никогда не был таким разъяренным. Я потерял его уважение. Представляю, как сестра будет радоваться, что я свалился с пьедестала, куда поставили меня мама и бабушка.
Я завыл, как щенок, слез не было, хотелось лаять, гавкать, я хотел превратиться в собаку. Никто не заходил в мою комнату, даже мама!
Я хотел умереть. Представил себе, как лежу мертвый и надо мной плачут мама, бабушка и дедушка. А Жанна стоит с отцом и улыбается. Она снова станет их любимицей! Ах, если бы понарошку умереть! Или совершить какой-нибудь поступок! Если бы случился ночью пожар, я бы всех разбудил и спас. Нет, только не пожар! Мама говорила: страшнее пожара ничего нет! А если спасти какого-нибудь ребенка? Откуда? Рядом ни речки, ни лужи нет! «Как жить?» – восклицал я. Безысходность и безразличие охватили меня, я устал от своей фантазии. И уснул на полу возле кровати, как положено щенку.


© Copyright: Дария Джумагельдинова, 2023
Свидетельство о публикации №223101900240


Рецензии
Интересное у Вас перевоплощение получилось в маленького мальчика с его размышлениями и переживаниями. Почему всё-таки не в маленькую девочку?

с уважением

Евгений Пекки   20.09.2022 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо Евгений! Все это из нашей жизни. Поэтому книгу написала за три месяца.Вам, творческих успехов! Счастья семье!

Дария Джумагельдинова   20.09.2022 18:03   Заявить о нарушении
Эта книга о моих детях, собранный образ, у меня пятеро взрослых детей. Старшему 51 год, младшему 31. Спасибо!

Дария Джумагельдинова   20.09.2022 18:06   Заявить о нарушении
Спасибо и вам.

Евгений Пекки   20.09.2022 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.