Двадцать лет спустя

Священник русской православной церкви отец Владимир закончил вечернюю службу.
На ней как всегда было несколько человек – три бабушки и два дедушки. И откуда взяться народу, если церковь стояла в деревне на восемь дворов. Некогда большое поселение сократилось в десятки раз. Люди уезжали в город. Бросали свои дома. Сюда никто не хотел ехать. Остались лишь те, кому хотелось умереть, где родился, и те, кто ехать уже никуда не может. Старенькая деревянная церковь разваливалась прямо на глазах. Построенная ещё до революции, она чудом дожила до настоящего времени.
Отцу Владимиру было 35 лет. Год назад он получил назначение в этот приход. Крещенные в деревне были почти все, но на службы ходили пять – шесть человек. Отец Владимир с трудом выдержал этот год. Ему было трудно здесь. Не об этом мечтал он, заканчивая духовную семинарию. Он хотел быть полезен и Богу и людям. Он хотел служить в больших храмах, проповедовать людям, вести миссионерскую деятельность. А здесь ничего этого не было. Он понимал, что и этим нескольким прихожанам нужен священник. Но пять человек и разваливающаяся церковь, это было не его призвание.
Поэтому он попросил перевода. И получил его. Он думал, что вместо него пришлют пожилого батюшку, который будет спокойно доживать здесь свой век. А он послужит Богу и обществу в другом месте. Где больше возможностей. И всё же он чувствовал сомнение в правильности своего решения. Не смотря на большое количество плюсов, он не был уверен, что поступает правильно.
Если бы я был представителем какой-то светской организации, – размышлял он, - то я мог бы выбирать, где мои возможности пригодятся лучше. Но я священник, могу ли я выбирать себе место, где служить? Ведь принципиальной разницы нет, пять человек или сто пять. Важно, что совершаются таинства. Если бы все выбирали себе место, где служить, то институт церкви давно бы развалился. Но при чём здесь все? Ведь все не я. Опять этот вечный вопрос «Почему я?». Я хочу уехать, но чувствую, что должен остаться. Если бы я получил прямой приказ от Бога остаться, я бы не ослушался.
Отец Владимир затушил свечи, перекрестился перед иконой Сергия Радонежского и собрался уходить, как дверь открылась, и в церковь вошел посетитель. Молодой человек лет двадцати пяти поздоровался. Он сказал – Здравствуйте священник. От такого приветствия отца Владимира покоробило. Верующие люди говорили батюшка или владыка. Такое обращение было принято среди паствы. А неверующие обращались по имени отчеству, или роду профессии.
- Здравствуйте – ответил отец Владимир на приветствие, - чем могу быть вам полезен?
- Ничем – сказал незнакомец.
- Служба кончилась, я собирался уходить – продолжал отец Владимир.
- Вы уходите? Насовсем? –  поинтересовался молодой человек.
- Да, сегодня у меня была последняя служба, завтра, я уезжаю.
- Вам здесь не нравится?
- Что за вопросы – подумал батюшка, но он был человек воспитанный, поэтому ответил:
- Правильно сказать, это не моё место.
- А где ваше?
- В другом месте – ответил с лёгким раздражением отец Владимир. Ему стала надоедать эта беседа.
- А с этим местом, что не так?
- Здесь я не могу реализовать свои таланты, приходится успокаивать себя тем, что: Sacramenta faciunt Ecclesiam. Последнюю  фразу произнёс он на латыни.
- Вы правы; Таинства созидают церковь – сказал перевод незнакомец.
Он знает латынь, удивился отец Владимир.
- Так что вам мешает остаться? Оставайтесь и созидайте.
- Я сам не знаю, правильно ли я поступаю – неожиданно для себя откровенно сказал батюшка.
- Я хочу уехать и в то же время чувствую, что надо остаться. Но если остаться, что здесь делать?
- Созидать.
- Как созидать? Восемь дворов в деревне, кому проповедовать? Нет средств, чтобы построить новую церковь.
- А вы пытались что-нибудь предпринять, или всё время, что вы здесь, только подсчитывали минусы?
- Но что я могу? Я здесь один.
- Вы не один. С вами Бог. Рассчитывайте не только на земную мышцу, но и на небесную. И у вас всё получится.
- Вы так говорите, будто видели Бога или разговаривали с ним.
Молодой человек улыбнулся в ответ, ничего не сказав.
- Я думаю, что мы по большему счёту Богу не нужны. Он совершенен и ни в чём не нуждается. Это нам нужен Бог, нужен храм, нужна вера.
- Но вы для Бога желанны.
Почему это он сказал вы – подумал отец Владимир – он что, себя к людям не причисляет? Странный у нас разговор получается.
- Если бы Бог хотел, чтобы  здесь был новый храм, он бы здесь уже был.
- Бог хочет этого. Но храм должны построить люди. Для этого у них есть руки и голова. Бог мог бы сотворить  чудо. Сделать храм из ничего. Но зачем тогда нужны вы? Вам дана эта земля. Познавайте её, владейте ею. Но будьте рачительными хозяевами. Не задача Бога строить храмы, эта работа людей. А Бог будет помогать, и наполнять церкви святым духом.
- Вы считаете, что я должен остаться?
- У вас есть свобода воли, выбор за вами. Но я считаю, что вам нужно остаться и более важно, что не только я так думаю.
Отец Владимир отвернулся, чтобы сложить православную литературу в сумку.
- А кто ещё так считает? – спросил он.
Ответа не последовало. Сложив книги, он повернулся. В церкви незнакомца не было.
Странно – подумал отец Владимир, - он ушел не попрощавшись. А я не слышал, как скрипнула дверь. В церкви из-за старости скрипело всё. И двери и полы и ставни. Наверное, я задумался и не слышал.
Батюшка собрал свои вещи, закрыл церковь и пошел домой. Его дом стоял недалеко от церкви. Беседа с молодым человеком задела его. Придя домой, он размышлял. Может правда стоит попробовать исправить ситуацию. Улучшить положение деревни. Попытаться отстроить новый храм. С помощью Господа это получится. Отец Владимир решил остаться. Хотя бы на год, на два, посмотреть, как пойдёт дело. В крайнем случае, он всегда сможет уехать.
Утром отец Владимир решил действовать. Сначала, он решил поехать в областной центр для встречи с епископом. И обсудить с ним вопрос о строительстве нового храма. Он понимал, что у русской православной епархии денег нет. Но всё же если с миру по нитке, может, получится собрать. Также он решил поговорить с главами соседних поселковых администраций. Может они смогут выделить технику и людей. Но это завтра, а сейчас он хотел отдохнуть.

Двадцать лет спустя.
Отец Владимир отслужил вечернюю службу и вышел из церкви. Службу он проводил в новом храме, построенном на месте старенькой церкви. Вокруг раскинулся посёлок. Некогда умирающая деревня стала процветающим поселением.
Был приятный летний вечер. Солнце клонилось к закату. Свежий ветерок приносил прохладу.
- Здравствуйте священник – услышал отец Владимир приветствие за спиной и повернулся. С ним поздоровался молодой человек лет двадцати пяти.
- Здравствуйте – ответил отец Владимир, вы ко мне на исповедь?
- Нет. Здесь раньше была старенькая церковь, а сейчас я вижу новый храм.
- Да – ответил отец Владимир – с Божьей помощью десять лет назад, как мы его построили.
- Здесь была умирающая деревня, а сейчас я вижу посёлок.
- Да, когда строили храм, многие люди приезжали помогать и оставались здесь. Занимали пустующие дома, строили свои. А когда храм был построен, дела пошли ещё лучше, многие возвращались из города, те, кто уехал раньше. Теперь посёлок процветает.
- Вижу – ответил молодой человек.
Что-то показалось отцу Владимиру знакомое в этом голосе. И лицо. Ему показалось, что раньше они уже встречались.
- Я рад, что у вас всё получилось – сказал незнакомец.
- С Божьей помощью – ответил отец Владимир.
- Сказано в Писании – продолжал незнакомец – Если пойдёшь с именем Моим, то открою перед тобой ворота и разрушу стены, и все препятствия падут.
- У нас сейчас будет совместная трапеза с прихожанами, не хотите присоединиться? – предложил отец Владимир. – Правда, изысканных яств не обещаю.
- Нет. Благодарю. Не надо стесняться своей пищи. Не ищите Бога там, где на столе лежат чёрная икра и красная рыба. А ищите там, где хлеб, лук и картошка. Его нет, где люди поднимают бокалы дорогого вина и пьют за успех, но там где семья честных тружеников садится за стол после вечерней молитвы Он будет.
- Мы с вами раньше не встречались? – спросил отец Владимир.
- Встречались – прозвучал ответ – двадцать лет назад, в тот день, когда вы решили уехать.
- Но этого не может быть. В тот день я разговаривал с молодым человеком. Прошло время.
- Время не имеет значения для меня. У него нет надо мной власти.
- Кто вы? И что было бы, если бы, я уехал?
- Моё имя ничего вам не скажет. История не терпит сослагательных наклонений. Вы остались, это главное.
- Да, остался, после разговора с вами.
- Мне пора – сказал незнакомец – до свидания.
Молодой человек развернулся и пошел. Отец Владимир посмотрел ему вслед. Там, где незнакомец наступал на газон, трава не приминалась. Он шел, не оставляя следов и примятой травы.
Разве это возможно? – подумал отец Владимир. И повинуясь зову разума, а не сердца, так как сердце уже дало ответ возможно, в несколько шагов оказался за углом храма, где скрылся незнакомец. Там никого не было. Вдаль уходила проселочная дорога. По левую сторону раскинулись поля. С правой стороны у церкви был разбит палисадник. Даже спринтеру, чемпиону мира  на короткие дистанции не хватило бы времени, чтобы его обогнуть и оказаться с другой стороны храма.
Кто же это был? Божий вестник, Ангел. А чего я ждал, что разверзнутся небеса, я услышу, как трубят ангелы в золотые трубы. Разве обычное , что меня окружает, не есть чудо? Эта земля, эти поля, леса. Господи, за что нам это богатство. Россия.  Ведь мы её совсем не ценим. Но мы научимся, обязательно научимся её ценить. Отец Владимир повернулся и пошел назад. Ему ещё нужно было прочитать молитву перед вечерней трапезой.



Рецензии
Мне тоже понравилось. Все как живое встает перед глазами. спасибо и успехов Вам.

Тамара Рыжова Душа   15.03.2013 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание и Вам творческих успехов.

Владимир Ростовецкий   16.03.2013 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.