Карпатская Русь! Красноярская газета о русинах...

КАРПАТОРОССЫ: неизменнная верность славянскому братству

В ПРОШЛОМ ГОДУ РЕДАКЦИЯ «Красноярской газеты» наладила контакт с Международным союзом дружбы и солидарности с советским народом с центром в Канаде. Мы опубликовали резолюцию конгресса, состоявшегося в октябре 2008 года в Торонто, а в апрельском номере печатного органа Союза – ежемесячном журнале «Northstar Compass» («Компас Северная Звезда») за 2009 год – вышла статья на английском языке о «Красноярской газете» и нашей борьбе за социализм.
Так как по обоюдному согласию двух редакций мы приняли решение продолжать сотрудничество, сегодня публикуем материал об истоках создания общества канадско-советской дружбы, ставшего предтечей и основой создания Международного союза дружбы и солидарности с советским народом.

ПАРУ МЕСЯЦЕВ НАЗАД
председатель этого общества, генеральный секретарь Союза дружбы и главный редактор журнала «Northstar Compass» Майкл Лукас прислал в нашу редакцию свою книгу «Из карпатских гор в Канаду». Это поистине уникальное и интереснейшее издание повествует об истории карпатороссов – древней славянской народности, чья родная земля находится в Карпатских горах между восточной частью Словакии, южной частью Польши и юго-восточной частью Украины.
Автор книги Майкл Лукас (Лукач) сам является представителем данной народности, выходцем из Карпат, эмигрировавшим в Канаду вместе с родителями ещё в 30-х годах прошлого века. Причём на тот момент уже многие карпатороссы вследствие нищеты, вызванной первой мировой войной, эмигрировали в США и Канаду. Карпатский народ, будучи историческим другом России и сторонником вхождения в её состав, надеялся на объединение после Великой Октябрьской социалистической революции, но молодое советское государство, измотанное гражданской войной, не смогло тогда помочь карпатороссам в осуществлении их мечты – объединения со своими братьями и сёстрами из республик СССР.
Но несмотря на столь далёкую эмиграцию, карпатский народ не забыл своих корней. Впрочем, это слабо сказано. Они сохранили общность – Общество карпаторусских канадцев, прямую связь с родной землёй, отгороженной огромным Атлантическим океаном. Этому и посвящена книга карпаторосса Майкла Лукаса. «Из Карпатских гор в Канаду» – летопись жизни народа вдали от исторической родины. Считаю, что данный фундаментальный труд заслуживает хотя бы краткого пересказа на страницах нашей газеты. Прежде всего потому, что в нашей стране о карпатороссах (русинах) знают очень немногие. Гораздо больше нам известно, к примеру, о близком родстве русских с сербами. И даже что касается «Красноярской газеты», которая глубоко чтит и пропагандирует всё то, что связано с возвращением к национальным и духовным истокам, то за все годы существования лишь однажды мы затронули тему Подкарпатской Руси – возможно, некоторые читатели помнят статью красноярского журналиста и фотокора Мирона Веклюка (тоже русина по национальности), опубликованную в «Красноярке» лет шесть назад…
Книга Майкла Лукаса начинается рассказом об истории карпаторусского народа, проиллюстрированного картами его расселения в Восточной Европе. Приведу цитату из книги, объясняющую, на мой взгляд, причину самого сохранения в веках данной народности.
«Карпатский народ известен под многими именами, данными им другими народами и иноземными оккупантами. Имя, которое выбрал себе карпатский народ, объединявшее их во всех невзгодах, – это русины, русские, руснаки или карпатороссы. Несмотря на то, что они были разделены на два религиозных лагеря – греческий православный и греческий католический, – их всегда объединяла любовь к имени РУС (русский), кто бы ими не правил. За свою долгую историю карпатский регион находился под властью 22 разных государств…
…Слово «русин» произошло от слова РУС, объединившего славянский народ при формировании Киевской Руси, включавшей в себя всех славян, сейчас называющихся русскими, белорусами, украинцами и другими славянскими народами. Только в карпатском регионе сохранились слова «русин», «карпаторусин», которые до сих пор объединяют народ.
Для того, чтобы называться русскими, русинами или руснаками, народу, живущему в Карпатских горах, пришлось бороться и проливать кровь, так как враги – будь то поляки, австро-венгры, словацкие националисты, а позже и украинские националисты, – делали всё возможное, чтобы стереть слово РУС из памяти народа и разбить единство карпатороссов».
Несмотря ни на что, русины всегда считали себя русскими, всегда обращались мыслями к Великой Руси – своей большой родине. Они отвергали неоднократно навязываемую им ассимиляцию с украинцами, поляками, словаками, венграми. Видимо, нелёгкая история и постоянная борьба за право быть самими собой закалили карпатороссов, сплотили их и не дали раствориться и распасться даже в далёкой Северной Америке. И геополитические устремления у них остались прежние. В книге указан такой факт: «Большое политическое значение имело стремление первых лидеров карпаторусских иммигрантов создать прогрессивное общество, верное идеям социализма. С самого начала своего существования эта организация посвятила себя поддержке первого социалистического государства в мире – Советского Союза».
Да, немалое мужество надо было иметь карпатороссам, чтобы во времена тотального непризнания молодого советского государства практически во всём мире заявить о его поддержке в Северной Америке – США и Канаде, странах-оплотах мирового империализма. Впоследствии они доказали, что остались верны данной политической позиции не только в отношении братского СССР. В июне 1935 года карпатороссы приняли самое активное участие в Марше на Оттаву, организованном канадскими безработными и фермерами, пострадавшими от Великой депрессии. Далее по книге: «Карпатские рабочие были частью рабочего класса Канады и вместе с ним боролись не только за снижение уровня безработицы, улучшение условий труда, стабилизацию экономики и прекращение политических преследований, но и против расовой и национальной дискриминации, проводимой англо-саксонским населением и канадским правительством».
Но не только с подлинными разжигателями классовой розни – угнетателями трудящихся – приходилось иметь дело карпатороссам в Канаде. Острой проблемой был и национальный вопрос. Цитирую: «Дискриминация славянских народов в Канаде в то время (до Второй мировой войны. – К.Л.) была открытой и жёсткой во всех своих проявлениях. Выкрики «проклятый поляк», «чужеземец», «красный большевик», «возвращайся в Россию» и т.д. сопровождали нас повсюду. Трудовая дискриминация была повсеместной. Агрессия со стороны англо-саксонского населения и полиции, бесчеловечно обращающейся со всеми славянами, была неприкрытой и жестокой».
Вот на этих трудностях и ковалось сплочённое общество карпатороссов в Канаде. Неудивительно, что они как истинные интернационалисты остро реагировали на агрессивные вылазки империализма во всём мире. Русины ещё в 1936 году отправились в составе интернациональных батальонов помогать испанскому народу в его борьбе с фашистской диктатурой Франко. Затем, с началом Второй мировой войны, карпатороссы добровольно вступали в канадскую армию и отправлялись сражаться с гитлеровцами. Многие домой не вернулись… Надо отметить, что до начала Второй мировой войны канадское правительство жестоко расправлялось с коммунистами (на территории страны фактически действовал запрет на коммунистическую пропаганду), но первыми канадскими фронтовиками стали как раз коммунисты, сторонники СССР, карпатороссы, верные историческому союзу с Россией и социалистическим убеждениям.
Сразу после войны прошёл Всеславянский конгресс, состоявшийся в Нью-Йорке в 1946 году. В нём приняли участие и карпатороссы, из их делегации десять представителей были избраны в исполнительный комитет конгресса. Четыре тысячи делегатов и гостей собрались, чтобы выразить свой протест против агрессивной политики, проводимой империализмом США по отношению к Советскому Союзу, и начала «холодной войны». Послание маршала Сталина, побуждающего Всеславянский комитет продолжать борьбу за мир, делегаты конгресса встретили бурными аплодисментами.
Книга «Из Карпатских гор в Канаду» подробно повествует о вехах жизнедеятельности Общества карпаторусских канадцев, о культурных, социальных и политических действиях этого народа, объединённого общими целями и единой антиимпериалистической позицией. Масштабное праздничное мероприятие, посвящённое 50-летию Общества, прошло в 1979 году. Прибыли делегации из СССР и Чехословакии, в числе которых были и известные артисты, выступившие в рамках праздника в ряде крупных городов Канады. Надо сказать, и сами канадские русины регулярно бывали в местах исторического проживания – в том числе и на Украине, в Ужгороде – именно этот город был самым большим населённым пунктом Подкарпатской Руси, когда её коренные жители начали иммигрировать в Канаду и другие страны.
Впрочем, юбилейные даты всегда широко отмечались карпаторусскими канадцами, и другие национальные общества присутствовали на них не только для того, чтобы поздравить юбиляров, но и в знак уважения их принципиальности и идейной стойкости. Достаточно сказать, что во время известных событий в Чехословакии летом 1968 года карпатороссы безоговорочно поддержали позицию СССР по предотвращению в республике контрреволюционного переворота. Благодарность Майклу Лукасу и всему карпаторусскому обществу тогда высказали представители Чехословацкой коммунистической партии во главе с первым секретарём ЦК Василием Биляком. В данном случае карпатороссы не стали пытаться сгладить противоречия, угодить «и нашим, и вашим», а прямо заявили протест против контрреволюции и реставрации капитализма на их исторической родине.
Тот факт, что карпаторусские канадцы так и не смирились с распадом СССР, логично вытекает из всей их деятельности. По-прежнему существует Общество дружбы и солидарности с советским народом, выходит журнал «Northstar Compass», хотя и в нашей стране уже многие отрицают само наличие советского народа на территории бывшего СССР. Но карпатороссы считают иначе и вполне имеют на то право. Действительно, если их народ в труднейших условиях эмиграции, преследования, гонений смог сохранить себя, то и такая глыба, как советский народ, должен бы это сделать, невзирая ни на какие трудности. Неужели «старший брат» оказался слабее? Впрочем, это отдельная большая тема не в рамках данной статьи.
С 1960 года и по сей день Общество карпаторусских канадцев совместно с Обществом канадских друзей советского народа приняло в Канаде немало делегаций разных национальностей нашей страны, а после развала СССР – из бывших союзных республик. Из года в год проходят различные культурные встречи и фестивали, политические съезды и конгрессы.

Богато иллюстрированная книга Майкла Лукаса наглядно демонстрирует масштабность и значимость мероприятий, проводимых карпатороссами. Думаю, что фундаментальный печатный труд и общественная работа Майкла Лукаса с единомышленниками являются не только примером, но и укором нам – русским, украинцам, белорусам, – веками жившим в едином государстве, но оказавшимися разделенными кучкой государственных предателей и западными «агентами влияния».
В заключение хотелось бы выразить благодарность Майклу Лукасу за присылаемые журналы и два экземпляра книги «Из Карпатских гор в Канаду». Мы планируем перевести данный материал на английский язык с целью опубликования его в «Northstar Compass», который читают, между прочим, в 67 странах мира. Поистине велик масштаб деятельности небольшого карпаторусского народа! Нам бы поучиться…

Константин ЛИТВИНОВ.
(На фото памятник русинскому князю ФЕДОРУ КОРЯТОВИЧУ(КОРИАТОВИЧУ) в г. Мукачево.(Закарпатская область)


Рецензии