Мой отец - огромный камень
От автора: вот, уважаемые соавторы Проза.ру, решила повесть давать частями. Так легче для прочтения. Ну, когда заходишь к кому-либо на страничку и хочется прочесть, а глянешь -ого сколько! - а времени вобрез, и хочется прочесть и -уходишь. Вот и сделала таков вывод - главками.
Рассказы - воспоминания из трилогии "Дети солдат Победы"
Составление-оформление, литературное редактирование -
О.ГЛАДНЕВА
ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА ШТУЧНА (Скупченко)
15 мая 1935 г.р., село Многополье,
Амвросиевского района, Донбасс, Украина
МОЙ ОТЕЦ - ОГРОМНЫЙ КАМЕНЬ
Детство – в военные годы,
Отрочество – после войны...
фото Голод, тревоги, невзгоды
Сквозь времени дали – видны!
Взрывы, бомбёжки, расстрелы…
Дымится, пылает, горит...
Близких, родных потери...
Вспомнишь – и сердце болит.
О. Гладнева
– И вот идет мое семьдесят второе лето. Сколько в памяти стёрлось имён, событий, фактов, но живёт в ней поныне, так свеж и так ярок, запах печёного хлеба!
Поля, небо, грунтовые дороги, проселочные... Так хочется пить, есть. Но еды – нет. Мать, согнутая под ношей всяких вещей... Другие женщины из нашего колхоза «Знамя Ленина», что в 20 км от Харцызска… С ними тоже старшенькие детки... Бредём по ближним и по дальним сёлам – меняем вещи хоть бы на какие-то продукты. Вот совхоз «Металлист». До войны был богатым. Идем по улице. И вдруг около одного двора – запах пекущегося хлеба!
– Хлеба! Хлеба! Хлеба! – плачет, кричит голодная моя душа. И я дышу, дышу, полной грудью вдыхаю в себя запах хлеба, глотая слюну.
Мы заходим во двор, и в избу:
– Дайте, пожалуйста, хоть маленький кусочек хлеба моей дочке, – просит мать, глядя на меня, жадно уставившуюся на коврижки. А я из всех сил хватаюсь за мамину юбку, чтоб не сорваться с места, не подбежать и не схватить коврижку!
– Ишь чего! Хлебца! Да у меня у самой четверо детей! Их вашими «спасибами» не накормишь! – не без досады ответила хозяйка, так и не дав ни кусочка хлеба. Кто знает – может она и была по-своему права, но малюсенький кусочек всё-таки можно было бы дать мне тогда. Но Бог ей судья. Да, простым людям войны радости не приносят.
Трое было их, моих двоюродных братишек... А в селе-то немцы. Повсюду техника, склады, оружие. Ребята где-то достали снаряд. То ли обронили, то ли ударили – рвануло и – на кусочки! Как не было троих детей! Плач, похороны. И мама там – ведь родные племянники… Семья потрясена, а наутро маме принесли похоронку – в боях за село Пещище погиб её муж, наш отец – кавалерист...
Не понять, не переживши, что значит расти без отца. Например, на вопрос: «Где твой отец?» одни отвечали, мол, сено косит, другие показывали на мужчину, несущего воду, а у меня перед глазами – огромный камень, каким его представляло моё детское воображение и на нём большими золотистыми буквами: СКУПЧЕНКО – вот мой отец... Безотцовщина... Никакой защиты... Украдкой наблюдаешь, как заботятся отцы о твоих подружках, в душе завидуя и молча вздыхая, опустив глаза. Толкнут, ударят – в сторонку, в уголок отойдёшь – терпи, душа, твоя защита лежит где-то в земле сырой. Жизнь – не показные плакатные фразы. Безотцовщина рано взрослеет – быстрей бы помочь семье, куда там думать об учёбе... С 17 лет на Харцызском канатном заводе. Проволокой обмотан и запутан, чуть не так повернёшься – и режешься и колешься о неё. Потом 17 лет в дорожном управлении… А ставки, ставки-то после войны какими были?! 10 рублей в месяц! Это длились последствия той же треклятой войны! Да не только на нашем детстве-отрочестве, на всей нашей жизни отразилась её тяжёлая суровая печать.
В. Штучна, ныне – «дитя военных лет», пенсионерка, г. Харцызск.
* * *
Свидетельство о публикации №212091700017
Джебраил Халиди 31.01.2013 01:19 Заявить о нарушении
Ольга Антоновна Гладнева 27.02.2013 20:26 Заявить о нарушении