БЛижний

БЛИЖНИЙ



«Грустному другу в чужой стороне
Словом спешил я помочь.
Пусть, хоть немного поможет и мне,
Ночь, чёрная ночь…»
/Н. Рубцов/

«Он не нашёл места покаяния,
потому что не обнаружил
достойного покаяния…»
/св. Златоуст/

На трассе Урала.

Дорога, на самом деле проявляла себя необычно, словно тестируя каждого случайного путника, идущего и едущего по ней.
И тут, на Уральских горах, понимаешь, что не ты даёшь оценку дороге, но она проверяет твои качества. Давая малахитовый пропуск в другую страну, в другой мир, в другую цивилизацию…
А как много мыслей эта дорога позволяет вскрыть, когда один на один трудишься с ней, в поте лица, преодолевая одно препятствие за другим. И Володя хорошо знал эту особенность крутой дороги. Он любил эту игру, предложенную дорогой: «пожонглировать» своими мыслями. Лучшей философии и «представить невозможно, чем та, что приходит с мыслью на крутой дороге».
И тот задор, что был навязан молодыми студентами, не покидал его… Да он совсем не желал расставаться с этим чувством.
И он невольно передавал этот задор попутной дороге, ведущей на Восток, через этот единственный рубеж, который соединяет Запад с Востоком.
Где порой рождаются самые сокровенные мысли…
Мысли, мысли, мысли…
«Бесконечной, нескончаемой цепочкой выкладывается наша дорога – Дорога Жизни. И начинается она с неустойчивых детских шажочков, устремляя каждого человека на тот единственный свой путь – на Путь Предначертанный. На ту единственную дорогу, которая и становится твоей собственной дорогой.
И будет грубая ошибка, коль станешь метаться на этом пути, на дороге своей. Ибо, других путей для тебя не дано, и не будет.
А эта дорога выстроится для тебя из важных звеньев – всех тех, что составляет для тебя этот длинный, и, в то же время, короткий, жизненный Путь.
А это и есть смысл жизни, достойно пройти по трудной и счастливой дороге. В которую последовательно и включается:
Дорожка несмелых шагов пытливого несмышлёныша, за которым обязательно следует заботливая опека;
Дорога, ведущую к познанию первых недостающих истин, удовлетворяющих любопытство постижений, для первого накопления жизненного опыта;
Дорога горечи и надежд, познания и разочарования;
Дорога приобретения мудрости;
Дорога, ведущая сквозь дремучий лес и бескрайние поля заснеженные;
Дорога-фарватер, ведущая по безбрежным морям и океанам, в бескрайний штиль, и в шторма непроглядные;
Дорога горная, в опасной близости от пропасти и камнепадов;
Дорога, пред которой открывается путь в Небо и Космос;
Дорога, ведущая в Вечность и во Вселенную.
Но что удивительно, именно сейчас стал понимать: что все дороги человеческие, ведут каждого из нас к той единственной Тропе Смирения, которая пролегла на краю скалы нашей современности. И она так узка, что пройти по ней можно только по одиночке, и только не неся большой груз, обременённый лишними мирскими заботами. Ибо за пределами этой тропочки – пропасть, бездна, мрак и смерть…
И по этой узенькой тропочке, идти, идти и идти, словно до «финиша». К которому, с грузом, захваченным из этой современной цивилизации, пройти никак не удастся. И те, кто не пожелает расстаться со своим тяжким грузом, может угодить только в пропасть.
И если тропа, завершающая весь путь – есть тропа Смирения, значит по ней можно смело пройти тому человеку, кто есть верующий, и кто обладает этим качеством.
И тропа эта ведёт к хрустальным Вратам, что так же узки, как и ведущая к ним, тропа. И конечно, они пропустят! Но они пропустят только того, кто удостоился этой чести: быть человеком, быть истинным чадом Бога. Кто воистину достоин, исполнять Веру Божественную.
И только там, за хрустальными Вратами, начинается безграничная Дорога в Вечность!»
За этими мыслями Володя не заметил, как шоссе стало более пологим и просторным. И что день, так же круто уходящий на Запад, сохранил своё тепло. Что даже, от встречного ветра с Востока, дохнуло тёплым смолистым воздухом. И, уже тёрпкий хвойный дух востока, предвещал начало надвигающегося вечера…
Он запел вновь родившийся псалом, что заставило его проявить полнейшее мальчишество на дороге…

«Я благодарен Богу!
Я благодарен судьбе!
За эту Святую дорогу,
Что жизнь подарила мне
…………………………..»

В душе его рождалось множество мелодий. Но он не задумывался, на какой из них остановится, он пел всё, что чувствовал…
И только под такт вращающихся педалей, и шуршание шин, он не мог отказаться от ритма вальса…
Вальс? Так, пусть будет вальс… И пусть кружит он его по этой дороге мечты, дороге желаний, которая выведет его (а он в этом уверен!) из мира грёз и иллюзий. Через этот хребет, который он обязан покорить, стремясь в ту сторону, откуда несётся этот ласкающий ветер, ветер надежд… Который заряжает его живительной силой, наполняя грудь чистейшим кислородом. Который он с жадностью вдыхал когда-то, в своей юности, идя после грозы, по залитым дождём, дороге …
Интересно, передаётся ли его состояние, тем, кто рядом с ним, кто разделяет его судьбу, делая её общей?
Наверно, на этом уровне тончайших вибраций, тот, кто разделяет твои мысли, взгляды, веру, вполне может прочувствовать это. Впрочем, как и ту атмосферу, которая позволяет проявиться подобным чувствам.
Интуитивно, Володя обернулся назад. Таня отставала, придерживаясь, сравнительно недалёкой дистанции.
Её улыбка красноречиво подтверждала, что она всё видит и знает, и разделяет с ним эти чувства лёгкой радости…
Очередной привал был, как говорится, не за горами. И он обещал тёплый и добрый вечер.
***
Огонь костра потрескивал, бросая крупные искры вверх, словно выпущенные из петарды… Огонь, то возгорался ярким пламенем, пытаясь охватить своим жаром всё вокруг… То смиренно затухал, обнажая свои мерцающие «головешки» незримо излучающие тоненький сизый дымок… И лёгкий ветерок, невольно переносящий этот дымок на путников, приятно щекотал нос, отдавая ароматный запах хвои и дыма…
Удивительно спокойные лица путников, на которых отражались красноватые блики костра, без какой-либо задумчивости, выражали наслаждение и удовлетворённость от прошедшего дня.
Володя, нельзя сказать, чтобы особо был пристрастен к костру. Но он полюбил огонь за его могучую созидательную силу теплоты и света... Что способен объединить, совершенно незнакомых людей, заставляя их собраться во единый круг…
И этот огонь, излучал невидимую притягательную силу, способную зажечь добрую человеческую мысль, сердце, и раствориться в душе… Володя, как и любой другой любил смотреть на огонь, раскрываясь в самых невероятных воображениях. Чему охотно помогали танцующие языки пламени…
Глядя на огонь, он чувствовал, как будто сам растворялся в этом пламени, в этой могучей стихии огня, превращающего его из романтического мечтателя в реального творца. Он понимает, он всем своим существом чувствует, что именно этот огонь позволяет обрести, не страсть горячую, огненную, но мудрость светлую, и рассудительность трезвую.
Мысли, мысли, мысли…
Неожиданно его мысли прервал подошедший босой мужчина, неказистой наружности в потёртой поношенной одежде. Был он небольшого роста, смугл, худощав и небрит, что явно выдавало его за человека из «категории бомжей»…
Его обветренное и «прокопченное» морщинистое лицо, как и «цыплячья» шея, красноречиво говорили о его возрасте, хотя с первого взгляда это сделать было отнюдь не просто.
Одежда вполне соответствовала его внешнему виду, издаваемая не совсем воспринимающий запах примеси дыма и «псиного пота»… Она состояла из потёртых джинсов, явно не его размера, футболки, непонятного цвета, и спортивного покроя, бывшего твидового пиджака…
Удивляли глаза. Они были серого, скорее стального цвета, излучающие тепло и радость! В них было столько задора и жизнерадостности, что глядя в них, нельзя было не улыбнуться. И это всё мигом снимало всякую подозрительность, с каких либо намерений этого человека.
После затянувшейся паузы, он немного покашляв в кулак, неуверенно начал разговор, порой употребляя замысловатые фразы.
- Что-то про себя подумал, пойду ка гляну, ежели костёр горит, непременно там и людишки могут оказаться… А коль есть люди, знать есть и пища при их, хе-хе-хе… А коль это хлеб да соль, знать и люди-то добрые… А, уж коль люди добрые, знать и хлебушком угостят не за зря… Хе-хе-хе…
Незнакомец присел на свободное место, оказавшееся кочкой. До чего удивительная способность этих людей, выбирать удобное место.
- Вот так, хе-хе-хе, будем знакомы…
Таня и Володя тепло поприветствовали гостя. Володя нечаянно остановил свой взгляд на глазах гостя, которые отражали неповторимый задор огня костра, который мог нести только радость и скромную надежду…
- Уж не Винни Пух ты, добрый незнакомец?
- Хе-хе-хе, как ты быстро меня «раскусил»… Конечно, он самый… А зовут меня Михал Сергеич. Да нет, не подумайте чего, я не тот Михал Сергеич… Хотя чем-то может и схожи…Вишь, какая моя шевелюра? Правда побелённая немного от жития-бытия сурового. А в молодости я был, просто красавец… Знаете, как девки за мной бегали, табунами… Хе-хе-хе…
И незнакомец пристально посмотрел на Таню. Взгляд которого трудно было выдержать…
Таня наложила полную миску рисовой каши с курагой и изюмом, положила туда две лепёшки, и протянула гостю.
- Кушайте, пожалуйста!
Тот с радостью взял предложенный ужин, и крякнув в кулак, поудобнее сел на свою кочку, по-турецки подобрав ноги.
Он удивительно быстро ел, успевая что-то говорить, ловко вставляя замудренные словечки.
- Вот, как интересно в жизни-то получается. Не успеешь оглянуться, ать, а тебя уже ветром вон куда занесло… Если вы, велосипедисты, спортсмены милые, думаете всё себе загодя приготовили, каждый денёчек, каждый километрик? И думаете, всё как надо идёт, вот тут, вон там? Ан нет, милые мои… Глубокая тут ошибочка. Хе-хе-хе…
Да вот, и не всё так. Вот возьмите меня например, вы и думать обо мне, не думали, что ведь и не знали обо мне даже… А поди-ка, встренулись же. И теперь-то вы обо мне знаете... Хе-хе-хе…
Философия незнакомца была несколько самобытна и своеобразна, но она сумела заинтриговать наших путников.
- А как же теперь вам не знать меня, и даже вон, ваша девушка меня на память сфотографировала… А вот лично я, кажен новый день, всё новых знакомых встречаю. Вот ведь как… хе-хе-хе… А я ведь ничего не задумывал, ни к чему не готовился, нет у меня никаких путей и планов. А поди ж, разных людей встречаю, узнаю от них много…
Вот только не охотно они со мной общаться-то желают. А я со всеми готов запроста… Ведь они как, готовы только кучу советов своих дать, а я што могу посоветовать? А советы што, их давать проще паренного. А вот поди-ка их исполни в жизни такой… хе-хе-хе… А? То-то же…
Да и не всем понравиться, когда тебе советов всяких кучу надают, словно в душу чего-то ненужного подбросить хотят…
И тут глаза его как-то потускнели, словно исчез тот серенький цвет, оставив лишь блеск металла… Будто, взамен прежнего цвета невидимые слезинки выступили, которые никто и никогда не увидит…
Он ненадолго приумолк, пытаясь проглотить кусок отломленной лепёшки. И после непродолжительной икоты, несколькими глотками чая, запив проглоченную лепёшку, он усиленно протирал свои виски будто вспоминал что-то очень важное, чтобы поделиться с нашими путниками…
Да и сама речь его претерпела значительные перемены…
- А вы знаете, давненько я не вспоминал своё прошлое, чуть ли не перечеркнул разом… А вот, повстречал вас и такое желание появилось вспомнить самое доброе… А этого добра у меня было достаточно.
Правда признаюсь, когда вспоминаю своё прошлое, почему-то тяжело на душе становится… Ведь в таких случаях общаешься «сам с собой». А ведь память моя ещё много доброго сохранила. Только вот, не сохранил я прошлое своё…
А вот, с вами делюсь, как-то на душе посветлело, легче стало… Уж очень вы мне понравились – добрые вы… Благодарность вам огромная!
И незнакомец, как-то задорно посмотрел на Таню, которая совсем тихо перебирала струны на гитаре…
- Наверно, все мы, бомжи, «без роду и племени» не случайно живём в вашем обществе. А почему? Да потому что мы сами из него, из такого благополучного, вышли… хе-хе-хе… Это, как у Л. Толстого, в повести о. Сергий. Его герой тоже вышел из аристократического общества. И тоже был богат, образован и красив. Но смотрите, он действительно ушел сам, как бы по сравнению с нами, в такое же «бомжевание».
Вы не улыбайтесь, сравнение точное. А как иначе, он ведь от всего сам отказался и бродил так же, как и мы. А почему? Ведь «от добра, добра не ищут». Но он, был вынужден уйти из того общества.
(По всей видимости, эта зацепка за «удачное» сравнение добавляла нашему гостю некий своеобразный тонус, что и помогало выживать в его экстремальных условиях).
- Только воспитание и вера Сергия, не позволили ему чего-то лишнего, что можем допустить мы. А соблазны-то и его, такого праведного, одолевали… В итоге и он не всё сумел преодолеть, и. пожалуй утратил былую силу воли. В наше время, он ходил бы вместе со мною, и мало чем бы отличался от меня… Ведь я тоже был не плохим инженером. В керамической промышленности был довольно известным изобретателем. Да, да, не удивляйтесь…
Ох, и поездил я по всей стране со своими изобретениями. И даже за границей несколько раз побывал… (Это было сказано таким тоном, будто за границей он занимал ведущие дипломатические места, в самых престижных компаниях…)
В Италии был, в Монголии, готовился в поездку в Швецию… Да вот случилась же оказия – не удалось… Ведь в последнее время пить я стал… Потом, где попало и с кем попало… А жил я один в хорошей квартире, которая была у меня в Кучино, что под Москвой. Почти земляки… хе-хе-хе…
Обстановка у меня была по последней моде. Хорошую библиотеку имел, были даже редкие книги, антиквар, что называется. Магнитофон японский с зарубежными записями, что по тем временам было редкость… Собирал всю классику, орган, джаз, бардов любил. Ко мне многие приходили, чтобы переписать. А что, на японском можно было чисто записывать…
Вот однажды и пришли ко мне новые «друзья» с водкой и новыми записями… Целый месяц меня «уламывали» продать им свою квартиру, взамен большой комнаты в Москве. Ну я дурак, и согласился… «Залетел» я с ними здорово, ребята…
Ну, квартиру-то я продал им. Выписали меня быстро, и «глазом не успел моргнуть»… А денег получил, вот, всё что могло поместиться в этот дырявый карман. – и он для убедительности вывернул свой дырявый карман на неказистом пиджачке, показывая через дырочку трёх палую фигуру…… - хе-хе-хе…
В этот момент костёр вспыхнул, как бы обращаясь в его сторону, осветив печальное лицо, на котором, как бы образовались лишние морщинки, которые могли появляться только после горьких воспоминаний…
- Комнату в Москве я так же не получил… Но зато получил от них убедительный ультиматум, что если они меня ещё раз увидят… Ну, сами понимаете…
В конце концов, уехал я в деревню под Егорьевск к сестре. Пожил я там в заброшенном отцовском доме. Да и с ним мне не повезло – сгорел он, толи подожгли, толи по моей халатности…
И, как видите, ищу своего счастья уже здесь, в этих местах, таская свои больные ноги…
- А не проще было, сначала найти работу в отцовской деревне? Ведь и родственники рядом были, помогли бы. – Володя с осторожностью подал свой совет, что вначале мог появиться в уме.
- Пробовал, да работы там никакой нет для меня. А что касается моих родственников, то я для них пропал давно, ещё когда в деревне жил… Для них меня уже нет. Да я по всякому пробовал, и в церковь ходил, и свечки там ставил, и Бога просил, чтобы хоть что-то изменить и наладить в судьбе моей… Надоело мне так мыкаться… Но Он почему-то не слышит меня…
Вот, почему-то у других всё получается, стоит захотеть им, и они уже в «фаворе». Почему именно я должен быть таким несчастным? За что мне такая доля?
Таня совсем не испытывала жалости к этому человеку. Но она пыталась понять его судьбу, и судьбы таких, как он. В чем их предначертание? Судя по похожим рассказам каждого из них, у них у всех похожая одна судьба – нести этот нелёгкий крест по своему предначертанию.
Но как можно говорить на эту тему с теми, чья судьба уже решена, и которую поменять может только он сам. И если в ней участвовать кому-то, то от этих людей требуется лишь полное доверие помогающему. А доверие им восстановить сложно, они уже утратили его по большому счёту.
Но, вот именно этому человеку, (который, как он вначале выразился не случайно встретился с нами) в прошлом образованному, с вполне устроенной жизнью, досталась именно такая судьба… И что он посильно может поменять в ней сам?
А может быть такая судьба даётся не только ему одному, но и тем, кто однажды повстречается с ним? И эта ситуация действительно возникает не случайно, и для него, и для тех кто соприкоснется с ним на пути его.
А что может изменить она в его печальной судьбе. Ну, хотя бы не изменить, но как-то положительно повлиять на неё. Но, видимо такое возможно, если учесть, что помощь последует при его согласии и на те моменты, где и возникают его главные вопросы на конкретную ситуацию, которую бы он желал изменить. Но ведь нет у него этих конкретных вопросов. Даже у Бога в церкви просил, задавая обобщённый вопрос: изменить его судьбу.
Так вопрос не должен ставиться, если разумно подходить к решению судьбоносных вопросов. Да и, хотя бы как-то решить, чтобы оказать свою помощь кому-то, непременно придётся вмешаться в чью-то незнакомую судьбу. А для этого и нужно, чтобы все вопросы исходили от самого нуждающегося, наверно неправильно будет навязывать свою помощь. Но тут надо быть очень мудрым и внимательным, чего порой и мешает многим обыденное равнодушие. Конечно, желательно самому четко и грамотно увидеть тот нужный вопрос, который нуждающийся сам не замечает. А значит нужно определить и увидеть все те условия, по которым может разрешиться проблема.
Всем понятно, что задачу легко решить, когда у неё известны все условия, при наименьших неизвестных. И для этого, как правило, нужен особый подход для рассмотрения рода ошибок. И, конечно, для наиболее точного анализа, нужно достаточно правильное видение той конкретной(!) ситуации, в которой оказался сам пострадавший.
Но, как оказалось, он в своих ситуациях испытывает страх. Он уже испугался. Что и мешает ему в решении его собственной проблемы. И в какой-то степени он прав, что «давать советы проще, нежели их исполнить». А что остаётся делать, ведь за него его проблемы никто решать не будет, и даже Бог, который всё сделал для него и дал ему полную свободу выбора.
Остаётся одно – дать деловой практический совет, на мой взгляд, представляющий наилучшее решение в его ситуации. А, уж, примет он его, или нет, остаётся за ним.
- А Вы, Михаил Сергеевич, напрасно так на судьбу свою. Да и Бог всё видит и слышит, Он помощь Свою всегда предлагает, она уже приготовлена для Вас. Её не нужно искать, где-то на стороне. Она в Вас самих, помощь Его.
Только поймите меня правильно, мне не совсем легко давать вам эти советы. Ведь Вы сами умудренный богатым жизненным опытом. Но то, что сейчас даётся мне как нужная подсказка для Вас, она должна быть сказана.
Вы знаете, что многие приходят в церковь, именно за помощью к Богу. И это серьёзный шаг, и внутренне он делается вполне осознано. Но этот шаг даётся очень непросто. К нему подходят, испытывая не только нужду и муки, но и благодарность и радость. Испытывая трепет, боль, надежду и бесконечные переживания за собственные ошибки.
А что получается в жизни? Во всех обращениях к Богу, всегда будет преследоваться личный интерес.
- Неправда это. Слово-то какое, «преследуется». Если я к Нему обращаюсь за помощью, ну там здоровье поправить, или помог в материальном плане, я же тогда готов буду и для других что-то делать.
- Здорово! Но для этого совершенно не требуется просить Бога, хочешь делать – иди и делай. Главное было бы стремление делать. Тогда сумеешь приложить и усилия достаточные.
- Но как я с никчемным здоровьем, и без копейки в кармане могу кому-то чем-то помочь? А посмотреть кругом – так выходит всем помощь нужна, если не материальная, то физическая точно нужна. И разве вы такую помощь не оказываете? Или Вы только советами помогаете, да словом заботливым лечите…
- Вообще-то да – и словом заботливым и советом полезным, ведь всё впрок надеюсь. Но если увижу конкретную ситуацию, где требуется физическая помощь, по силам окажу.
- А если материальная?
- Если действительно там нужда безысходная – помогу. Ведь я исхожу из того, что я на данный момент имею, и здоровье, и материальное положение. Но если человеку посильно справиться самому, но он проявляет слабость, то и совет хороший ему не помешает.
- Наверно, как в моём случае?
- Тут полагаю, что Вам виднее, мне трудно тут давать оценку, тем более вы специалист-рационализатор.
- Вы так рассуждаете, потому что Вы сильная, красивая и обеспеченная…
- Вы поймите меня правильно, у меня совершенно нет такой привязанности, чтобы иметь определённую цель быть материально обеспеченной.
- Но это ведь есть?
- Это совсем не то, что вы думаете, это не цель. Я просто на данный момент работаю и зарабатываю для того, чтобы жить и выживать в навязанных условиях. А точнее сказать, я живу в этих условиях, и вынуждена принимать их правильно, такими, чтобы не нарушать их законов и общепринятых правил. Такова, наверно не только моя позиция, но и многих женщин…
И признаюсь Вам, что сама моя жизнь уже имеет утвердившуюся цель, чтобы, прежде всего, подчинить своё поведение, свои действия тем законам, которые первоначально исходят от Бога.
- Да как же ты распознаешь Законы Бога, коль их никто не исполнял никогда, а только в книжки переписывали? Как ты докажешь, что ты именно по этим законам жить собираешься? Особенно тем, кто эти законы сами готовы писать целыми «талмудами»… Да они просто за дурочку тебя примут, и заставят тебя делать то, что никак не согласуется с твоими законами. Которые, в принципе, противоречат их законам. Собственно это и есть те условия, в которых не только вы (мечтающие жить по справедливым законам), но и все мы оказались.
А сколько таких вот верующих, молодых ребят, заставляют идти воевать друг против друга. Дают автомат – и в Чечню… А сами-то они, законотворческие законопослушнки, не нарушают законы свои же собственные? Ещё как нарушают, и я в этом участвовал, работая в госучреждениях. И это для того, чтобы заработать себе на жизнь, и как-то просуществовать. Ты же им об этом говорить не будешь – не позволят!
Собственно многие так и живут…
(Незнакомца просто «прорвало», видимо накопленные обиды не смогли удержать несложную «тираду», которая в любой момент могла бы вылиться, дай только повод…)
- Я понимаю, что можно иначе как-то прожить. Но тогда придётся отказаться от своих принципов, не лицемерить, но проявлять добродушие и добропорядочность. Считаю, что именно эти качества должны быть во главе наших взаимоотношений. Только зря Вы так говорите по отношению к самой вере. Если с верой подходить к разным ситуациям, думаю выход всегда найдётся. Во всяком случае, именно со мной так и происходит. И меня не обошли трудности, но я и в них нахожу поддержку Бога!
Главное нужно поверить, и всего-то – по-ве-рить!
- А вы что, верующая?
- Как Вам сказать… Я очень хочу стать ею! Поверьте мне. Это цель моей жизни. И знаете, я стану верующей, если окончательно порву со своим прошлым. Сейчас важно для меня – поменять себя, согласно тем принципам, и той Истине, к которой я пришла. Важно, что у меня есть такое желание!
- Ага, а те кто не могут этого сделать, ну там силы воли нет, или ещё чего, как им-то быть? Ну, допустим такому, как я? Они что, не вписываются в Ваше понятие? Или Вы их будете считать несчастными, и подачки только будете подавать?
- Неправда это! Я Вас таким не считаю. Вы же сами себя обрели на такую жизнь.
- Ага, взял просто так, и пошёл бомжевать…
- Почему, не сразу… К этому нужно было постепенно подойти, многое накопить в себе в плане неразрешенных негативных ситуаций. Ведь весь этот накопленный «опыт» приходится с особой жалостью беречь. Вы уж извините меня, может это показаться резко, но такова ситуация, о ней иначе не скажешь. Да Вы и сами всё прекрасно понимаете. И я бы не начинала говорить об этом, если бы не увидела что, Вы ещё в полном здравии и вполне трезвом сознании. И Вы сами способны изменить свою жизнь, если она действительно Вас не устраивает.
- А может я для такой жизни и рождён?
- Интересная логика… Конечно, все рождаются в определённых условиях, по особому предначертанию Свыше. И Бог ведает об этом, учитывая особенности каждого из нас.
Но, я уверена, что предначертание каждого рождения на земле, заведомо предрешает основную судьбу человека. А значит, оно ставит его жизнь в определённые рамки ограничения возможностей, в которых ему предстоит развиваться, и в частности улучшать свою судьбу. Где и допускается совершенствование его личности.
- И что, я прав, мои условия мне предрешены?
- Трудно объяснить, но как я понимаю, такие условия трудностей, попадание в экстремальные условия, тоже даются не случайно. Видимо, на этот определённый период необходимы такие условия, чтобы пройти и преодолеть свои собственные (кармические) испытания. Значит нужно просто суметь справиться с этими испытаниями. С этой ситуацией в которую не случайно попал. Для этого и нужно воспользоваться жизненным опытом, разумом, и силой воли, которыми в полной мере на данный момент наделён. Считаю, именно это может помочь в реализации выбранной цели. А какова цель? Сама ситуация подскажет… И выбор за вами.
- Очень мудрёно… Но ведь согласен с Вами. Хе-хе-хе…
- Спасибо! Для меня сейчас важнее не только донести то, что я увидела и, как поняла. Важно, чтобы моя логика была понятна, и не вызывала раздражения. Ибо мудрецы говорили: «Язык мысли должен быть понятен каждому, который имеет свой собственный язык».
Полагаю, в будущем таких проблем не будет существовать…
- Вы про меня, или про «язык»?
- А Вы знаете, наверно и то и другое… В будущем для человека такое общение (обоюдно понимать друг друга) станет естественным. Наверно и проблем таких тоже не будет. Это сейчас «взахлёб» спорят, что доказать только своё собственное понимание.
- А что, мне Ваш «язык» очень нравится… Ну, то есть, он мне очень понятен. Я давно так вот, ни с кем не говорил, всё обиды и отчуждения.
«Серый» огонь вновь возгорелся в глазах гостя. Таня заметила это, и признала это, как знак доверия. *

После небольшой паузы, Таня, выдержав взгляд гостя, продолжила беседу. Которая, как показалось начала затягиваться…
- Наверно, очень важно быть внимательным к собеседнику, понимать ситуацию, и следить за своей речью, за своими мыслями, постараться, хоть чем-то не обидеть своего собеседника.
По теории знаю, что правильное отношение к своим мыслям, вызывает правильное действие, что и позволяет энергиям протекать свободно по энергийным каналам человека, нормализуя его психику. А это и определяет наше здоровье.
Допустим, любое негативное, эмоционально агрессивное проявление мысли создаёт конкретные психологические блоки. А проще психические проблемы.
- Ага, понял, тормоза включаются… хе-хе-хе…
- Да, что-то похоже на тормоз, да ещё какой тормоз… Который заклинивает сознание, и «крыша начинает ехать»…
- Во, во, и я об этом…хе-хе-хе…
- А если серьёзно, то такое состояние начинает тормозить функциональную деятельность всех органов. И это очень сильно сказывается на здоровье и жизнеспособности человека.
- Да всё это, конечно, здорово. Читал я обо всём этом… И питание менял на здоровую пищу, и курить бросал, - он своей заскорузлой рукой жадно ломал хлеб на мелкие кусочки, и каким-то образом, сбоку подсовывал их в беззубый рот, словно жалея свои последние зубы… Он долго пережевывал их, и будто в такт, энергично шмыгал носом… - Да чё об этом говорить, давай лучше споём, девушка. Вон ведь и гитара в руках уже просится…
Таня не стала заставлять долго ждать себя. Было ясно – разговор на эту тему окончен…
Она запела, это была песня Володи Доброва «Учитель на Горе». Голос был чуден, подстатье самой песне…
Незнакомец долго шмыгал носом, как бы сдерживая свои чувства, стесняясь показать свои глаза при свете костра.
- Девушка, ты очень похожа на Жанну Бичевскую, такой же красивый голос. Лучше её никто не поёт…
- Вам просто показалось…
- Да нет, точно! А спойте-ка что-нибудь из её песен, если знаешь, конечно.
Таня не раздумывая взяла аккорды на гитаре, которые изменили тональность на минорную «грусть» и зазвучала песня иеромонаха Романа «Родник». И когда прозвучали строки:

«Можешь поплакать,
Тихонько поплакать,
Кто разберёт,
Где вода,
Где слеза…»

Откровенные горькие, мужские слёзы, обильно покрывали обветренное морщинистое лицо, доброго несчастного…
Заметив небольшой конфуз вечернего гостя, Володя решил воспользоваться этой неловкой паузой.
- Друзья мои, позвольте мне воспользоваться этой «музыкальной паузой» и продолжить несколько прерванную тему.
- А чё, давай, советы тоже, что песня… хе-хе-хе…
- Да нет, хочу поразмышлять на тему о трудностях, где хотел бы именно от Вас услышать подсказки… Ведь, на самом деле, появляется огромное желание избежать их. А значит, то что насоздавали себе проблемы, если не удалось их переложить на кого-то, то бросаем нерешенными.
- Ну да, а они, как у Высоцкого: «…только горькая беда – увязалася…»
- Здорово подмечено, Михал Сергеич. Только вот страх как бы заставляет мириться с нею. И как правило, в таких ситуациях всегда находятся единомышленники.
- Братва, то бишь…
- Ну да, они, родимые… И «такой парадокс», как любит выражаться один хороший человек, они-то, единомышленники и поддерживают этот страх, создавая такой всеобщий безудержный страх.
- Навроде как, одному страшно, а вместе нелегко…
- Наверно… Ведь на самом деле такой страх, страх пред реальностью. И он порой вынуждает тебя в придумывании сумасшедших иллюзий, что это дело безнадёжно, и с ним никогда не справиться, и так далее.
- Ты знаешь, а я ведь согласен с тобой. Это действительно так. И я совсем не вижу выхода. Совсем…
- Но, Михал Сергеич, такого не бывает, чтобы не было выхода! Есть же другой выход! И он должен заставить найти более убедительную силу, которая (не важно, по каким правилам и законам) просто сумеет помочь преодолеть собственные страхи, а значит, и вырулить сложную ситуацию. И все это в самом тебе! У человека огромные возможности! Которые позволяют найти правильный выход.
- Да это я понимаю…
- Ты прав был, когда сказал, что «советы давать легко, но сложно исполнить».
- Сто раз прав… ага…
- Так-то оно так… Потому как мне самому это трудно даётся, хотя я стараюсь приложить все силы. Но если я вижу, что мой совет кому-то очень подходит…
- Как мне, например…
- Точно, вижу это… Я буду делать это со всей искренностью и ответственностью. Без всякого порицания и осуждения, как лучшему другу поверю…
- Спасибо! Что ты понял как мне действительно трудно… Сознаюсь, что мой жизненный опыт слишком беден для подобной ситуации. Только и понимаю, что мои проблемы – это моя жизнь! Жизнь по тем правилам, в которых я оказался.
И я понимаю, что окунувшись в такую «трясину», в одиночку выбраться будет сложно. Да наверно и не по силам мне это… - это было сказано с такой безнадёжной грустью, что не поверить в это было нельзя…
- Знаешь, Михал Сергеич, дорогой ты мой, кто из нас способен так чётко «проиграть» ту или иную ситуацию?
- Как это?
- Ну, как-то поразмышлять, смоделировать её в своём сознании, в своём воображении.
- Не знаю, как это? Я не фантазёр, и не сказочник там какой-то…
Анекдоты ещё могу рассказать… хе-хе-хе…
- Лично я к этому серьёзно отношусь. Вижу, что ты понимаешь меня, потому и заговорил об этом. Ведь весь опыт наш выложен из наработанных стереотипов. А вот они-то, по большей части, как оказалось не правильны, ложны, потому и мешают правильно моделировать ситуацию. В таком случае нужно, просто менять своё мировоззрение. И многое поменяется в самих ситуациях, в которых вынужден был оказаться.
А по сути что, продолжаем искать «дядю с мохнатой рукой». А он такой же слепой и никчемный. И он первый отмахнётся от такого нуждающегося. Вот и все образы прежние, за которые ещё очень многие цепляются.
- Да я все это понимаю, почему и оказался здесь. Вижу, как все наше общество непостоянно и изменчиво. Оно само катится неизвестно куда, и честных людей в пропасть толкает…
- Михал Сергеич, дорогой, не сможем мы поменять своё общество! Тут путь другой нужен…
- А кто его знает?
- Да знают! Но никто по нему и не хочет идти. И наше общество вырождается в «клан печальных примет»…
- Типа нас, бомжей…
- Что-то, да… Только более изощрённых. Ты же сам признаёшься, что не каждый хочет вернуться к прежней жизни… А зачем? Вот и весь вопрос, зачем?
Возникла пауза. Стало слышно, как потрескивали сучья в костре и булькает вода в чайнике. Только тяжелые вздохи гостя нарушали тишину…
- Да я сам был хорошим специалистом. Только видимо моя слабость к водке, привела меня к этому исходу… В этот «клан», как ты выразился…
А ведь среди нас и поэты есть… Да вот мой знакомый, Боря. Судьба нас развела, и не знаю, где он теперь…
Я вот стишок его, такой приличный запомнил…
- А не прочтёте? – Таня с какой-то неожиданной радостью решила поменять тему.
- А чё, пожалте…

«…Пройдут века,
Но будут, будут сниться
Воочию, как будто наяву,
Лукавые и милые ресницы,
Презревшие житейскую молву…
… И будет Звёзд
Над головою россыпь…
И поцелуй подаренный судьбой…
Невыносимо жгучие вопросы,
И юность, принимающая боль…»
/неизвестный Боря/

Стояла продолжительная, располагающая к размышлению, пауза…
- Я почему их помню-то… Да потому что эти стихи Борька обо мне писал… Мы часто с ним о жизни толковали… И он, Борька, от сердца их писал… Так же у костра «чирикал» карандашиком…
Вот так-то, миленькие мои… И не попрощавшись, он повернулся, и почти старческой походкой побрёл куда-то в темноту…
Какое грядущее его ждёт там?
Володя всегда полагал, что все встречи на твоём пути даются не случайно. И, по всей видимости, тот и становится ближним твоим, кто хоть на малое мгновение соприкоснулся с тобой на твоём пути.
Важно понять, для чего тебе предназначена эта встреча. Конечно, так не следует всему давать какие-то оценки, и делать срочные анализы. Ну, встретился и ладно, главное нормально вести себя с ними, по-человечески. Чтобы равнодушно не пройти мимо.
Как в Новозаветной легенде-притче, где одному несчастному, мимо которого все проходили с равнодушием, презрением и страхом, вдруг, одним человеком была оказана помощь. Который не оставил несчастного умирать на дороге.
Так что тут понимать и анализировать, когда видишь несчастье человека, и ты вправе оказать ему помощь. Но, согласен и с тем, что бывает такой встречный, который совсем не проявляет беспокойства по отношению к собственному несчастью. Более того, он способен и осудить того, кто мало-мальски решил посодействовать ему. И он способен оттолкнуть от себя того, кто изъявит желание оказать помощь.
Но об этом не следует задумываться, ситуация всегда покажет истинное настроение человека.
На этот счет разные могут быть мнения. Ведь участие, или неучастие в чьей-то судьбе по-разному рассматривается. Если по каким-то причинам не смог поучаствовать, то не будет ли это невежеством, или грехом (как любили говорить в старину). Ведь окажется заметным то, что ты якобы не разделяешь судьбу несчастного. А значит не совсем одобряешь его образ жизни. И как бы стыдишься его общества, которое по сути, вполне нормально и естественно не принимаешь. Да, наверно таких людей можно не принимать… нормально. Важно не осуждать и не презирать.
В старину мудрецы говорили: «Побеждай ложный срам на Земли, и не постыдишься на Небеси».
И решит проблему помощи очень сложно. Иначе бы этой проблемы не существовало бы. Ведь человек проявляющий слабость, сам лишает себя средств к уверованию и спасению от грехов.
Нас часто учили, что нет человека без греха. Но учитывая нынешние условия Свершения, могу заметить, что нужно обязательно стремиться к этому, чтоб стать таковым. Важно начать с себя!
А что проблемы ближнего?
Вот в этом-то и кроется весь парадокс нынешнего переустройства. Ведь будучи внимательным к тем ближним, что не разделяют твоих взглядов и осуждают их, наверняка возникнет внутреннее раздражение от их поступков.
Вот поди и разберись, если начал с собственного переустройства. Ведь оценить только его поступки будет не совсем верно. Какую же мудрость нужно иметь, чтобы оценить его мотивы, намерения и понять их.
Да, это сложно. Но и в этом тоже нужно разобраться, чтобы преодолевать своё внутреннее горение по неприятию. Важно не утратить своё тепло и свет! А не вписавшись в эту роль, не сможешь правильно отреагировать на болезненную ситуацию.
А сколько их ещё будет?
Важно самому не совершить грубых ошибок. Тем более, если заметил эту склонность.
Получается, что собственное совершенство - в преодолении своих трудностей. Всё, как по Эйнштейну: «Самое непостижимое – можно постигнуть!»
***


Рецензии