Рассказы о театре

  В начале осени труппа областного драматического театра возвратилась из гастролей домой. Одни ушли в отпуск или поменяли театр, другие уехали в разные города или в Москву на театральную ярмарку.
На московской ярмарке оживление – режиссеры разных театров и соискатели-актеры. У каждого своя цель и желание. Режиссеры хотят в труппу подобрать нужных им актеров, а те стараются попасть в солидные театры или куда возьмут. Это ярмарка, кому как повезет!
Начинается новый театральный сезон. Уже не видишь знакомых артистов и замечаешь тех, которые на первых порах чувствуют себя гостями, но профессионализм берет свое. Пройдет какое-то время, мы их поближе узнаем, и тогда они вольются в коллектив.
 Я, по приезду из гастролей по области, потерял все должности и остался тем, кем был всегда – осветителем и  в нагрузку электриком . Чем эти должности отличаются,  есть ли разница? «Электрик супротив осветителя, что плотник супротив столяра»,- сказал бы герой «Каштанки» в этом случае. Электрик - работа вспомогательная. Заменить лампочку, выключатель, розетку, патрон, повесить люстру, подключить кабель. Осветитель - работа творческая - это художник по свету, он работает во время спектакля, управляя освещением сцены. Приведу пример по световому решению спектакля «Почему улыбались звезды» Корнейчука. Начинается он так: медленно гаснет свет, раскрывается занавес, на сцене раннее утро. Немного погодя оно плавно переходит в солнечный день, затем незаметно наступают вечерние сумерки, зажигаются звезды, они перемаргиваются, луна заливает призрачным светом сцену. На заднем плане что-то горит, видны блики пожара, слышны тревожные возгласы. Примерно в таком световом оформлении идет спектакль. На других - будут иные решения. Поэтому театральный осветитель – фигура творческая. Он, в содружестве и под управление режиссера, создает, а потом и воплощает на сцене свои задумки.

 Театр понемногу наполняется работниками и запахом утреннего кофе. У меня такое впечатление, что театральный буфет никогда не закрывается на перерыв. Появляются артисты, гример, художник, костюмеры, реквизиторы, рабочие сцены, технички. Все собираются в большом холле, женщины усаживаются на диванах, мужчины собираются группами по интересам. Идут неспешные разговоры, все ждут появления директора театра и главного режиссера.
Появляется директор, главреж и администратор театра. Приходит представитель областного управления культуры. Репертуар на текущий сезон уже утвержден, главный режиссер рассказывает о нем. Представитель областного управления сообщает, что московский Большой Театр оказал нам шефскую помощь. Он отправил вагон разного добра: декорации, реквизит, оборудование. Новость радует. Наш захолустный, хоть и областной, театр ни от чего не откажется.

 После знакомства с новыми задачами, собрание закончилось. Артистов пригласили на сцену, где будет репетиция спектакля Погодина «Кремлевские куранты». Им открывается новый театральный сезон. Как обычно, в массовке будут заняты все рабочие сцены, реквизиторы и другой праздношатающийся люд. Редко кто из них получит текст из двух-трех слов. Массовки дают возможность желающим, не артистам, проверить себя на сцене и поучаствовать в настоящем спектакле со зрителями. Не секрет, в театр иногда приходят люди, которых сцена притягивает и завораживает. Огни рампы, аплодисменты зрителей, цветы – все это им просто снится. Поработав какое-то время, некоторые понимают, что ошиблись , и разочарованно уходят, а у других запал не пропадает, они готовы сутками сидеть в театре. Через какое-то время, получив направление, уезжают в театральное училище. Дети артистов тоже приучаются к сцене, играют маленькие детские роли.

 В репертуаре театра осталась «Дама-невидимка» Кальдерона – спектакль прошлого сезона, озорной, музыкальный. Артисты играют его с настроением, зрителей всегда полный зал. Во время игры рождаются каламбуры, а реплики героев долго гуляют по театру.
Реплика одного из героев спектакля: «Ах, понял я интриги все…» используется по разным поводам. Артисту не дают в очередном спектакле роль,  он трагическим голосом заявляет: «Ах, понял я интриги все…». «Что говорит интрига эта?» спрашивает костюмерша, рассматривая дыру на камзоле. Реплика одного из героев: «Кто о делах своих хлопочет, тому дворца не миновать…» приобрела иной смысл, намекая на поход в гастроном.
 В спектакле «Почему улыбались звезды» интеллигентная дама утверждает, что ее дед был адмирал. Через некоторое время сосед, старый большевик, сообщает, что дед был не адмирал, а простой боцман и передает его тельняшку. Дама с трудом этому верит и на глазах теряет свою интеллигентность. Надев тельняшку, она становится вульгарной рыбачкой и говорит ухажеру дочери, показывая на его синяк под глазом: «А кто это тебе «бакен» поставил? Узнаю руку хорошего боцмана!» Это тоже не забывается.

 Помимо спектаклей, коллектив театра всегда чем-то занят. На сцене одна за другой идет репетиция, в холле собирается группа актеров и знакомится с новой пьесой. Художник Саша притащил в малый зал ведра с красками и колдует над очередным «шедевром». Завхоз дает команду протереть от пыли огромную люстру зрительного зала. Ее опускают,  техничка, протирает матовые плафоны и обнаруживает один расколотый. Ей приносят другой, но она его отвергает и говорит завхозу: «Этот плафон не подойдет, его надо покрыть матом». На что завхоз отвечает: «Так что ты ждешь? Покрой, если это поможет».

 Ставим спектакль про целину, написал ее наш местный драматург Куперштох. Сам Запомнилось, как один комсомолец сломал совковую лопату и на собрании ему вынесли выговор за вредительство. Половину спектакля все его критикуют и воспитывают, а он пытается исправиться. Потом, его взяли на поруки и к концу спектакля он осознал.
Однажды этот спектакль нас развеселил. Жарким летом, комсомольцы одного совхоза приехали на встречу с местными. На сцене все поют и пляшут, девушки с цветами, в легких платьях и туфельках. Естественно, в массовке много технических работников. Один из них, рабочий сцены, топчется в огромных валенках и при этом его все время выносит на передний план, к зрителям поближе. Помреж увидела эту накладку и от ужаса позеленела.
Не знаю почему, но от спектакля появилась поговорка: «Купершток, нас оставил без порток!» Видимо, управление культуры много заплатило за пьесу.

 Наш главный режиссер Евгений Ефимович Орел пьесы для постановки хоть и выбирал, но репертуар всегда согласовывался с управлением культуры. Зрительный зал на двести семьдесят человек не часто бывал полным. Однажды поставили спектакль «Замок Броуди».  По причине отсутствия к нему интереса публики, все ходили грустными, а в зале сидело несколько человек зрителей. Еле дождались, когда его уберут с репертуара.
Однажды наш Валерий Иванов распространил в разные городские организации большое количество билетов на спектакль «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппа. Тогда была только идея спектакля, ни пьесы, ни денег под этот проект, ни декораций.
 Сразу же родился экспромт:
«Нам пока что ставить рано
«Филумену Мартурано»,
Не нужна нам эта липа
Эдуардо де Филиппа.
Наломал на зиму дров
Гениальный Иванов»

 Все усилия были брошены на то, чтобы спектакль состоялся. Артисты разучивали роли, механик сцены подбирал декорации, костюмер и реквизитор решали свои задачи. Время подошло и зрители получили то, за что заплатили.

 Управление культуры предложило поставить спектакль на казахскую тему. Пьеса называется «Энлик – Кебек», то же, что «Ромео и Джульетта». Театр активно начал к нему  готовиться. Художник Саша расстелил в фойе большущую дерюгу и понаставил ведра с красками. Кисти у него малярные и потому у меня сомнение, можно ли «написать» такими кистями, которыми только заборы красят?
Прихожу посмотреть, как «пишет». Вот он макнул кисть в ведро и испачкал дерюгу в одном углу, подумал и поставил пятно в другом.  Ничего не понимаю в «творчестве» и ухожу в свой цех, где все понятно и знакомо.
Через несколько дней Саша зовет на помощь. Надо перенести его «творение» на сцену и закрепить. Мы аккуратно переносим огромную холстину и подвешиваем ее в глубине сцены.

 Включаю освещение и выхожу в зрительный зал посмотреть, что получилось. В глубине сцены открывается летняя картина степи. Вдали видны юрты, группа пастухов, бежит косяк лошадей, пасется огромное стадо скота. Еще дальше, на горизонте, видны призрачные силуэты гор и вся картина залита ярким летним солнцем, общее впечатление тишины и покоя. Жаворонков только не хватает. Я восхищаюсь талантом художника и говорю ему об этом. Саша скромно улыбается, видимо приятно, что в нем признали талант.
 Наконец все готово, артисты свои роли разучили, спектакль еще раз посмотрели по полной программе,  впереди – премьера!
На ней в зрительном зале аншлаг, но через неделю билеты продаваться не стали и декорации спектакля убрали в «карман». Все же эту пьесу должны играть казахские артисты и на своем языке, русскоязычные могут играть такой спектакль только за пределами Казахстана, где-нибудь в Тамбове или Воронеже,  где с казахской культурой мало знакомы. Все эти: «селемет сиз бе» (здравствуйте), «хош келиниздар» (добро пожаловать), «рахмет» (спасибо), «жаксы» (хорошо), «чапан» (халат), «айналайин» (выражение большой радости и любви), «бесбармак, курт» (казахские блюда), «Алга!» (Вперед!) для них будут звучать диковинно и тогда спектакль может рассчитывать на успех.

 Наш театр не только «варится в собственном соку». По воскресеньям предоставляем сцену различным артистическим группам, что гастролируют по области. Из этих групп мне запомнился приезд Владимира Нечаева. В то время его молодецкий звонкий голос часто звучал по радио.
Мне очень нравилось, как он поет. Я представлял его себе молодым веселым мужчиной. Увидеть его живьем было интересно. При встрече его, я был разочарован. Владимир Нечаев, размером со шкаф, что-то говорил механику сцены с оным выражением лица. 
Я не мог связать свои впечатления. Неужели человек таких габаритов так может петь? Представлял его совсем другим. Наступило время концерта. Нечаев вышел во фраке и стоял на авансцене невозмутимо, как танк. Пел он без микрофона. Молодецкий звонкий голос наполнял зал и видимо ему было даже тесно в нем. Я сразу признал в нем того Владимира Нечаева, которого слышал по радио.
 
17.09.2012


Рецензии