Анастасия Цветаева о мощах св. Иоасафа Белгородско

   17 сентября и 23 декабря - день памяти Святителя Иоасафа Белгородского. http://www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/nastya/ioasaf.html

         Анастасия Цветаева «О МОЩАХ Св. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО(ГОРЛЕНКО)»

         "Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке (позади бывшего цветочного магазина Ноева) помещался Музей Наркомзема. И там, на втором этаже был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации) под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи Св. Иоасафа Белгородского, а над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мертвая крыса. А по стенам и под лестницей висел рассказ о них и о мумификации, вывешенный начальством Музея, для «просвещения» народа.

         В соседних залах, в спирту, я видела 2-х голового новорожденного и прочие «чудеса» природы.
         
         Св. Иоасаф был епископ. Жил он, если не ошибаюсь, при царице Екатерине Второй. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в Музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.

         На стенах вывешивались вопросы населения, на которые через несколько дней тем же способом отвечали служащие Музея. Один из этих вопросов я запомнила: «Почему плохо пахнет фальшивомонетчик?» Мальчишеские глаза сына лукаво смеялись и голос был весел — Что они ответят народу, что?

         На стенах ответа не вывесили, но полка со стеклянным гробиком — исчезла: точно ее и не было.

         И, кажется, все? Да, так казалось. Но прошло много лет — считаю не менее десяти, и надо же, чтобы именно мне пришел этот ответ и я его тут записала:

         В 30-х годах и даже в их середине я преподавала английский язык научным работникам учреждений и шла с урока вместе с молодой женщиной, старостой группы.Как зашел разговор о Музее Наркомзема — не помню. Но моя спутница оживилась. — «Теперь его нет по-моему. но тогда я работала в одной лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, бывшей Шереметьевской. И к нам привезли мумифицированного фальшивомонетчика, его история была известна. Убит своими коллегами. Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал Музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались — потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах. И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории.

         Куда перевезли мощи Св. Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?»
Да!!! 6 сентября 2005 г . В 15.30 мощи святителя Иоасафа крестный ходом были перенесены из Николо-Иоасафовского собора в Преображенский кафедральный собор Белгорода.


Рецензии
Полезная история. На сайте в контакте атэисты спорят про эти вещи.

Андрей Браев-Разневский Абр   12.10.2020 09:41     Заявить о нарушении
А что тут спорить - что было, то было...

Татьяна Вика   12.10.2020 10:01   Заявить о нарушении
Они говорят, что мироточивый иконы не существуют, это краска течёт. И многое другое.

Андрей Браев-Разневский Абр   12.10.2020 10:15   Заявить о нарушении
О данной истории спорить бесполезно. Анастасие Цветаевой я доверяю.

Татьяна Вика   12.10.2020 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.