Мизантропное

В раннем детстве случилось у меня такое вот приключение. В аккурат только научился читать книжки, записался в районную детскую библиотеку. Классе во втором это было. Читал запоем, ночами напролет. Наверное, тогда и глаза испортил: лампочка была 15 свечей, больше не позволял уличком, да и с едой была напряженка, год-то шел 48-й, только что кончилась война, - карточки, киселек с сахарином на картонке да хлеб сырой хоть выжимай, - вот и весь обед.

А книжки, как помню, «Спартак», «Хижина дяди Тома»… В общем, начитались мы с приятелем Женькой Борисовым, жившим через два дома, этого добра, и рванули освобождать негров Африки.

Как сейчас помню, топали мы с ним по шпалам в направлении Ермолина, но тогда мы, разумеется, не знали этой страшной правды, мы были уверены, что впереди Африка. Моя тетка Настя работала проводницей на кинешемском поезде, а меня не с кем оставить было, так я все с ней ездил. Из служебного купе меня не выпускали, я «дальние страны» только в окно видел.

Неизгладимое впечатление на меня произвела, помню, Волга, которая выпрыгнула тигрицей из-за поворота: широченная как три колхозных амбара и серая с переливами как мамкино пальто. Спрашиваю у коки Насти, а что там дальше? Чего это дальше поезд не идет, рельсы-то вон есть? А она: дальше, мол, не знаю что, никогда на дальних рейсах не работала, я-де проводница пригородного состава.

Так и запечатлелась в моей романтической кудлатой башке могучая Волга - как край Ойкумены. Позднее в книжке про астрономию гравюру старинную увидал, на которой монах поднимает низ божественной занавески, чтобы заглянуть за край Света, и понял, что не один я дурак.

В общем, до Африки мы так и не дошли. Уже солнце садилось на рельсы сзади нас, как нас отловили километрах в пяти за Ермолином. Я чего эту старину вспомнил? Да потому что любим мы дурью маяться. Нужны мы были тем неграм как собаке пятая нога. Всё лезем ко всем со своей любовью, а ведь вполне можем и по морде схлопотать.

Кто-то очень мудрый сказал: «Чем лучше я узнаю людей, тем больше люблю собак» Человек существо подлейшее, хитрущее и вероломное. Никакая змея с ним в этом не сравнится. Змея нападает только тогда, когда голодна, а человек запросто может убить и на сытый желудок. Хитрость кошки – ничто в сравнении с человеческой. Даже крокодил предсказуем и бесхитростен, а человек…

Есть такой анекдот. Сидят двое нищих на паперти церкви, над одним написано «подайте еврею», а над вторым «подайте русскому». Прихожане идут: «Хрен тебе, морда жидовская, а тебе, русский, на зато червонец»!
Шел мимо сердобольный гражданин, подходит в тому, над которым написано «подайте еврею», и говорит: «Послушайте, шли бы Вы к синагоге, здесь же совсем прогорите»!
Тот толкает в бок того, над которым написано «подайте русскому», - «И он, Моше, еще учит нас коммэрции»!

Детское приключение , видимо, ничему меня не научило. Наверное, потому что негров облагодетельствовать не успели. Задумал я таки новую романтику - избавить планету от антисемитизма. Нехорошее это явление, согласитесь: погромы, освенцимы всякие, - ну неприлично всё это в наш просвещенный век. И написал я эссе «О несостоятельности российского антисемитизма», тут оно есть, где убедительнейшим образом доказывал, что в России семиты столь же часты, как трехгорбые верблюды. Так как же можно ненавидеть то, чего нет?

Вкратце фабула такая. Там, где мы сейчас благоденствуем, некогда жил огромный и могущественный тюркский народ хазары. Они, хазары эти, исповедовали как и евреи иудаизм. И при первой переписи населения, где путали национальность с религией, их потомков записали евреями. А они такие же евреи, как я Александр Македонский. И к семитской расе, в которую, как известно, входят кроме коренного населения Палестины, от которого уже и запаха не осталось, еще магометане-арабы и ливанские марониты-христиане. А хазарам ближайшие родственники узбеки, и никогда они Господа-Спасителя не распинали, клевета всё это. А ведь это обвинение - главный столп антисемитизма!

Ну, потираю руки от предвкушения вселенской популярности, теперь уж благодарное человечество воздаст мне такие почести, какие не доставались и хазарским каганам. Дай, думаю, еще и в Германии опубликую, чтобы искоренить остатки нацизма.

Нашел там еврейскую газету, послал им на пробу пару рассказиков. Понравились, давай, говорят, еще – всё скопом напечатаем. Я им и послал про несостоятельность их притеснителей. И что вы думаете? Ни ответа, ни привета, все связи со мной обрубили.

Позднее мне один умный человек объяснил мою ошибку. Получилось точно как в том анекдоте, На антисемитизме, оказывается, делаются такие бабки, какие и ОАО «Газпрому» не снились. Достаточно доказать, что ты еврей, и тебя с распростертыми объятиями примут в любой стране политкорректного Запада, где тебе не только сразу выпишут паспорт, но еще и приличную велфару пожизненно положат как представителю преследуемого народа. А исчезни антисемитизм, - эта нирвана испарится как дым.

Вот каким жутким образом оборачиваются благие намерения. Но опыт, сын ошибок трудных, если и учит чему, так, наверное, только мертвых. Затеял я с иным злом бороться, с чумой двадцатого века, которая и в нынешнем веке живее всех живых, - с коммунизмом. Дескать, это такая же тоталитарная идеология, как и гитлеризм, только образ «врага», которого во всех грехах обвиняют, другой. А в остальном копия со всеми остальными известными формами фашизма.

Вот уж Мальбрук в поход собрался. Нет, говорят, этот не такой, а отдельный, он-де за счастье народа боролся. И поубивал совсем немного, не 100000000, а в десять раз меньше, каких-то жалких 10…, от силы 20 миллионишек, стоит ли разговоров.
Кстати, неонацисты то же самое и про Гитлера талдычут. Что, якобы, он и евреев не убивал, те это сами придумали. Какой Холокост? Так, легкий флёр на безукоризненной репутации. Это, кстати, даже президенты с высоких трибун возвещают, восточные, правда. Но президент тоже человек, а у человека где совесть была, там сами знаете что выросло.

А некоторые хорошие журналисты на полном серьезе утверждают, что Сталин куда лучше Гитлера: «чтобы никому в голову не пришло сказать, что Гитлер более гуманен, чем коммунисты, и что 6 миллионов убитых евреев, 3 миллиона замученных русских солдат — это пустяк рядом с тем, что сделали сами с собой советские люди. Это опасная ложь» (М. Кантор).

Не хотелось бы думать, что в данной сравнительной анатомии чашу весов перевесила национальность жертв. Но так безапелляционно утверждать может только человек. Собака считать и взвешивать не станет. Она просто убежит, и к тому, кто ее побил, никогда не вернется.

Есть такая картина «Мизантроп» — одна из последних картин художника Питера Брейгеля. Как в начале, так и в конце своей жизни Брейгель размышляет о человеческих пороках, глупости людей и бренности человеческой жизни. На картине  размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

Что хотел выразить своей картиной художник? Мысль Экклезиаста что наша жизнь - «суета сует и томление духа»? Или утверждение царя Соломона: «Всё проходит, пройдет и это»?


Валентин Спицин.


Рецензии