О счастье

                ( размышления )

                «Счастливый. Счастливая. Счастливые. Счастье», - читаю в словаре, вдумываясь в значение корня этих слов. СЧАСТЬЕ – что это такое? Удовлетворение, удача, благополучие? Друг-читатель,я и вправду не ведаю, что значит это слово. Толкуют словари,  что «кусок», что «часть хорошего».  Да мало ли что они твердят, словари и энциклопедии…  В жизни-то редко, даже слишком редко, встречаются эти «куски» и «части хорошего». Не согласен? Дай-то Боже…
                Вспомнилась мне давняя моя коллега Софья Григорьевна, еврейка, умница и красавица,  не заносчивая, мудрая женщина. Как-то обсуждали газетную статью «Мать и дитя», в которой молодая мамаша восхищалась красотой своего младенца и старалась показывать его всем, при этом приговаривала: «Разве часто вы встречаете такой идеал...?».
                Наши молодые коллеги-мамы радостно улыбались, порываясь высказаться, но что-то их останавливало… Мудрая Софья Григорьевна спасла положение, сказав: «Поведаю-ка я вам еврейскую притчу… В древнем Иерусалиме проходил ежегодный смотр красоты детей до года. Вот и очередной…  Мамаши с младенцами на руках в ожидании выстроились в ряд. Вот-вот  начнётся церемония. И вдруг откуда-то издалека донеслось: «Подождите! Подождите!»
Все увидели вдалеке спешащую женщину с младенцем на руках. Запыхавшаяся, но  успевшая к началу, сияющая, она, как все, встала в ряд последней. Жюри приступило к действу. А когда ценители подошли к последней в ряду женщине с маленьким конкурсантом на руках,  то увидели дитя, больше похожего на обезьянку…».
                Все деликатно улыбнулись и молча вышли из учительской. Остались мы вдвоём с поведавшей притчу.
-  И всё-таки опоздавшая … сияла. Отчего бы это? – заметила я.
-  От счастья. У неё – дитя, и этим всё сказано.
-  Но ведь обезьянка… Какое счастье?! – не унималась я.
-  Счастье каждый сам себе придумывает, рисует по-своему и радуется  или … плачет, если не нафантазировал. Творец каждому из нас вручил РАЗУМ и ДОЛГ. Их плодами удиви Творца –
испытаешь РАДОСТЬ.  За этим мы сюда, на Землю, и являемся. Нам же всё счастье подавай, -
подытожила мудрая коллега.
                Выходит, мгновения РАДОСТИ мы и воспринимаем как СЧАСТЬЕ.  А если нет этих мгновений? Тогда – где  награды от Творца? Потерял или обменял на выгоду? Чаще они,
РАЗУМ и ДОЛГ, притупляются, забываются, особенно в личных удовлетворениях. Например…
                Живая картина во дворе: бабушка Катя, восьмидесяти пяти лет, в полном разуме, на шустрых ногах, вот только почти не слышит. Часто появляется во дворе то с одной сломанной рукой, то с другой в гипсе.  …Сын и дочь ломают, когда она им пенсию не отдаёт. Послушаем исповедь плачущей бабушки Кати: « Напился мой сынок – издох, слава богу. А приёмушка моя ( в молодости захотелось удочерить несчастную сиротку – взяла из детского дома) всё буйствует, чтобы хозяйкой угла побыстрее стать. А внучка требует деньги на мои якобы похороны… Ведь я их любила, трудом не неволила, так они и решили не трудиться совсем… На мои деньги пьют. Помню, какая же я была счастливая, когда они были малы…»
                Вот ещё одна «счастливая» Жуткая исповедь, но если бы такое было исключением… Увы! Сие сплошь и рядом…  «Детки»  упали на самое дно жизни. И не осознают своего падения. Уже ни ДОЛГА, ни РАЗУМА. Жить, а вернее, существовать им без РАДОСТИ. И ведь тоже будут мямлить о СЧАСТЬЕ, стараясь увидеть его на дне грязного стакана…
                А ты, мой читатель, никогда не присматривался к «борцам за счастье»? Не борются они – воюют, уводя отца у детей или детей – у матери. У-у-ух! Ни перед чем не робеют, в ход идут обман, физическая сила, деньги… И всё это называется – борьба за счастье. Уж я-то знаю, о чём говорю… Впрочем, свежий пример диалога двух дам в очереди к стоматологу:
-  Я три года назад себе без поводка увела из семьи телка. Влюбилась, а за счастье надо бороться. Привела, да он что-то начал быстро чахнуть. Я его – обратно, а там – ему не открывают. Сдала в дом инвалидов. Зачем он мне, инвалид?  Хотела счастья, а получаю одни несчастья. Сына  на дороге камазом придавило – инвалид. Сама слабею с каждым днём. Врачи не говорят, что со мной, а я-то понимаю: белокровье. С кем сын останется… Была впервые на исповеди в храме. Батюшка сказал, что осталось – только молиться, на всё воля Божья. Вот и зубы вываливаются, - негромко исповедовалась первая перед второй.
-  Хотела счастья… Ты всё такая же, как и в студенческие годы, хваткая. Помнишь, как ты…
Впрочем, у меня – дети, внуки. Милая Томочка, не расплата ли это обрушилась на тебя (прошу послушать)?  Давно известно: за зло – ЗЛИЩЕ, за добро – СВЕТ и СЕРДЦЕ в ладони. А ты всё: борьба за счастье, хотела, за что… Прислушайся к словам священника – Бог даст, сын встанет, - тихо говорила вторая. Но тут  вызвали к врачу первую…
               Я невольно обратила внимание на вторую даму немолодых лет, чуть располневшую, что, кажется, не было лишним, русоволосую, лицо с мягким румянцем, спокойный взгляд огромных серых глаз… Всё говорило о том, что в ней – добро, то самое, за которое СВЕТ и СЕРДЦЕ в ладони. От неё исходила РАДОСТЬ.
               Ну как не пообщаться с таким человеком? Разговорились. Оказалось, мы пестовались в одном институте, в параллельных группах, десятки лет отдали школе, а значит, о детях можем говорить до бесконечности. А как же – это наш смысл жизни, важнее которого на свете нет ничего. Это наше, учительское, СЧАСТЬЕ.

                18.09.2012 г.


Рецензии
Что такое счастье? Счастьем в русском языке обозначают особое состояние души, когда человека переполняют положительные эмоции, когда человек чувствует глубокое удовлетворение результатами своих деяний. Противоположность этому состоянию - несчастье. Человек бывает не только счастлив, он бывает и несчастен. Возможно, легче рассказать, что такое несчастье, тогда станет понятным состояние счастья. Т.е., для разъяснения и пояснения понятия счастья можно использовать прием, так сказать, "доказательства от противного" (показ противоположного). Например, в глубокой бедности человек может ощущать себя глубоко несчастным, когда вокруг него ходят богатые, сытые, пышущие здоровьем люди, веселятся, смеются, прожигают жизнь, у них есть всё: деньги, дома, машины, богатая одежда. А у него ничего этого нет: ни дома, ни друзей, ни родных. Человек несчастен. А противоположность такому состоянию будет ощущение счастья. Вот примерно так я мог бы рассказать о счастье. Только этого мало. Дело в том, что к своему счастью человек рано или поздно привыкает, ему его счастье рано или поздно покажется делом обычным, и тогда ему станет чего-то не хватать. Так вот, длительная нехватка чего-то очень желанного рано или поздно может привести человека в состояние несчастья. Он будет молиться Богу, чтобы тот послал ему желаемый предмет, и когда он вдруг получит то, что так долго и страстно желал, его и охватит состояние счастья, кратковременное или длительное. Пожалуй всё. Спасибо за внимание.

Вадим Бережной   08.04.2014 17:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимание. Да, сколько людей - столько понятий о СЧАСТЬЕ.
С уважением

Онучина Людмила   08.04.2014 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.