Память о нем в сердце храню

«Память о нем в своем сердце храню»
1 сентября в семье Остапенко планировали отметить важную дату — шестую годовщину со дня  венчания и свадьбы - все вместе: мама Света, папа Петя, дети — Стефан и Настя, родители Светы, с которыми проживала молодая семья, но... утром 7-го июля разыгравшаяся в Крымске стихия в буквальном смысле унесла жизьн Петра Остапенко: он ушел под воду и больше не вернулся.
Супруга Светлана вспоминает, что на море Петя очень любил нырять: нырнет, проплывет под водой и вынырнет совсем в другой стороне.
;Меня это даже пугало, никогда не знала, где его ждать. А тут, провожая его спасать соседей, которые самостоятельно не могли выбраться из дома,  не почувствовало ничего.
В ночь, когда случилось наводнение, вся семья мирно спала. Разбудила их соседка Рита, которая стучала в окна, кричала чтобы просыпались. Ей позвонили из станицы, в которой  волна уже пошла, и она поспешила предупредить соседей.
 - Мы с Петей проснулись одновременно, - рассказывает Светлана. Так началась для них та страшная ночь, - разбудили родителей, стали собирать документы и детские вещи. Электричества не было, и я все теряла пакеты с вещами: поставлю их и уже не могу найти.
 Когда семья  в полном составе и  разбудившая их Рита с супругом оказалась в безопасности на втором этаже у соседки, Петр отправился спасать машину. Вывел её вверх по улице Троицкой до памятника воинам, погибшим в Великую Отечественную, но дальше уже проехать не смог: вода прибывала с каждой минутой. Когда Петр добрался домой на Олимпийскую, вода доходила уже до уровня груди. Сомнений не оставалось:  наводнение будет сильным, нужно спасать людей.
;У нас во дворе был большой манеж для детей, который Петя смастерил сам. Он закрывал проход в дом и в калитку к соседней квартире на втором этаже, где были мы, - продолжает Светлана, - очень трудно было открыть калитку под напором наступающей воды, но Петру удалось пробраться, и сразу же он отправился за нашими соседями  Татьяной Ивановной Матюшиной и её сыном Димой.
Петру удалось преодолеть силу прибывающего потока и вывести женщину с сыном на второй этаж. В это время раздался звонок на мобильный Димы: его племянница кричала в трубку, что её пожилые соседи не могут выбраться из дома, и что они погибнут, если к ним не прибудет помощь. Из всех присутствующих отправиться на помощь по силам было только Петру, и он, недолго думая, попросил жену дать только что снятую им мокрую одежду и ушел, как оказалось, в свой последний путь.
 - Пети долго не было, и я начала беспокоиться. Мне говорили, что он, наверное, помогает кому-то еще, что он просто не сможет вернуться домой, когда стольким людям нужна помощь. А потом он появился совсем не с той стороны, откуда мы его ждали. Из окон второго этажа нам плохо было видно, что он делает из-за навеса над первым этажом. Из  дома напротив нам кричали, что он держится на плаву, что вот он по пояс вынырнул, а потом он нырнул и поплыл.
Света до конца не верила, что родного, любимого человека больше нет. Она все ждала и надеялась, что как только он сможет, сразу вернется к ним. Что он просто где-то пережидает, когда сойдет вода.
Во время эвакуации, когда за ними приплыли спасатели на лодке, Света узнала, что Петра больше нет в живых. Его нашли зажатым между машиной и электрическим столбом.
Шок от произошедшего до сих пор не прошел: вспоминая ту ночь, каждую минуту, каждое слово, Светлана не может понять, почему она не почувствовала при расставании, что они больше никогда не увидятся. Почему сердце не защемило, не заволокло тревогой? Она рассказывает о том, каким был её муж, как они познакомились, как он всегда помогал людям и во всем поддерживал своих близких. Говорит, и становится понятно, отчего сердечко молчало, не тревожилось: всегда и во всем на Петра можно было положиться, доверить ему все трудности и беспокойства, он никогда не подводил.
Родился Петр в селе на Таманском полуострове, с детства любил море, прекрасно умел плавать и нырять. Семейная жизнь у родителей не сложилась, они создали новые семьи. Так у Петра и его родного брата Валерия появилось еще 4 сводных сестры и два брата, родившихся в новой семье матери. Отец продолжал общаться с сыновьями, но самым близким человеком для двух братьев стал дедушка по материнской линии Тодеус, которого они называли просто Тата. Дед много разговаривал с внуками, рассказывал им о себе, о жизни ничего не утаивая. Может, потому Петр и стал таким не по годам мудрым, спокойным, надежным, работящим, «хорошим», как определила его характер мама, настоящим мужчиной в единственно верном смысле этого слова.
Все то, чему учил дед, оказалось высеянным в благодатную почву, а закрепила результат армейская служба. Свой дембельский альбом Петр берег и любил пересматривать. В нем сохранилась часть его жизни, его армейские друзья, этот особый мужской мир.
Шли годы по заведенному кругу: работа-дом-работа. У Петра – свой круг, у Светланы – свой.
 - Мой духовник вместе с другими священнослужителями зимой 2006-го года отправился в паломничество к  мощам Николая Чудотворца в итальянский город Бари. По возвращению в Крымск он рассказал мне, что видел там молящихся женщин, и это сподвигло его помолиться за мою судьбу. Действительно, у меня все не складывалась  личная жизнь, но я тогда не придала особого значения этим словам и вскоре забыла.
Но уже в апреле, 29 числа (Света помнит все их совместные даты) Света и Петр познакомились, пересеклись их пути на родной Светиной улице. Он приехал в Крымск работать, снял квартиру. Она  жила неподалеку. Один раз встретившись, они никогда больше не расставались. Первого сентября сыграли свадьбу, обвенчались. Поселились у родителей Светы. Через два года родился Стефан, а за ним – малышка Настя. «Интересное» положение давалось Светиному здоровье с трудом, но Петр всегда был рядом: успокаивал, поддерживал, заботился.  Дети стали долгожданным счастьем, смыслом жизни, огромной радостью и тем цементом, что скрепляет двоих навсегда.
Петр много работал: строил, столярничал, брался за все, но денег огромных на этом не заработал.
 - Он всем помогал, все говорил, что нельзя только деньгами измерять жизнь. Сейчас, когда Петра нет, к нам приходят совершенно незнакомые люди и говорят, что он им делал стол или что-то другое. И говорят мне спасибо и сочувствуют…
 Света вспоминает все мелочи, связанные с Петром, его привычки, его характер, его слова.
 - У мужа была мечта  открыть свой столярный цех, знаю, прошло бы несколько лет, и она бы сбылась. У него были золотые руки, он все умел делать: и ковку по металлу освоил, и мебель сам мастерил, за неделю до наводнения сам перебрал двигатель и всю «начинку» машины. Готовил он лучше меня, вкуснее. Виноград, который он посадил и ухаживал за ним, не замерз даже в эту суровую зиму.
Собираясь по утрам на работу, Петр всегда брал не только обед для себя, но и захватывал с собой кусочки  для кошек и собак. Знал ведь, что   косточка или краюха хлеба никогда не будет лишней, что уплетут их за милую душу.  И зверье всегда встречало своего кормильца, счастливо махало хвостами и провожало домой. Не потому только, что он их кормил, а потому, что проявлял доброту, участие. А пес в родительском доме каждый раз более часа бежал за машиной, когда Петр уезжал из Тамани…
Нахлынувшая ночью вода унесла не только жизни людей, но и ту память, что оставалась о них в виде фотографий, видеозаписей, любимых книг и дорогих сердцу мелочей.  У Светы осталось лишь несколько фотографий Петра, лишь несколько листочков глянцевой бумаги, хранящих облик любимого человека.  А еще осталось то, что не подержишь в руках, что более дорого, чем все осязаемое - память, светлая память о родном человеке…
Недавно Светлана засобиралась на кладбище поправить цветы на могиле мужа, побыть там, где он остался навсегда. Сын понял, куда она поедет и спросил:
 - Мам, ты на кладбище?
 - Да, сынок. Ты знаешь, кто там?
 - Да, там наш папа. Он был хорошим. Он спасал людей.


Рецензии