Из истории города Свободного

В год 2012-й, объявленный правящим дуэтом Годом российской истории, одной из юбилейных дат этой истории следует считать 100-летие города Свободного. Роль этого дальневосточного города столь в освоении не только Приамурья, но и всего Дальнего Востока столь значительна, что не обратить внимания на его столетний юбилей со стороны федеральных властей можно объяснить или их невежеством, или их нежеланием участвовать в праздновании юбилея. Причём такая невнимательность объясняется скорее второй, нежели первой причиной. Маловероятно, чтобы многочисленные советники лидера «единой» России не знали о том, что Свободный был административным центром строительства и управления Амурской железой дорогой. А о том, что он был столицей Бамлага, самого крупного лагеря сталинских времён, его советники просто обязаны были знать, чтобы лишний раз напомнить об ужасах сталинских репрессий. Но проявлять внимание к вымирающему городу и выявлять причины его вымирания, значит признать то, что никакого приоритета развитию Дальнего Востока нет. Вот поэтому за два года до юбилея города, когда Путин проехал на своей Ладе-Калине в Углегорск, чтобы заложить памятный камень в честь начала строительства главного российского космодрома, он не заехал в Свободный. Ну а со 100-летием города президент России его жителей не поздравил, вероятно, потому, что 100-летие его основания совпадает с 20-летием его вымирания.

12 августа 2012 года жители дальневосточного города Свободного отметили его столетие, так и не дождавшись поздравления с юбилеем от правящего дуэта России. Уж очень заняты были правители наши подготовкой к саммиту АТЭС. Путин по дороге на саммит даже в качестве ведущего стаи вымирающих журавлей на дельтаплане полетал. Так натренировал журавлей, что они на 20 километров в час скорость полёта увеличили перед отлётом в тёплые края. Теперь уж точно, эти журавли вымирать не будут. Но лучше бы по дороге на саммит он город Свободный посетил, и принял меры к тому, чтобы жители славного города Свободного вымирать и покидать свой город перестали. В связи с этим демографическая ситуация в Свободном всё ухудшается, несмотря на то, что в 18 километрах от города строится «Восточный» - будущий главный космодром России. Основой нового города-спутника космодрома «Восточный» является ЗАТО (закрытое административно-территориальное объединение) «Углегорск» или «Свободный 18». До 1996 года Углегорск был жилым городком ракетчиков 27 ракетной дивизии, оснащённой межконтинентальными баллистическими ракетами РС-18. После 1996 года он стал жилым городком космодрома «Свободный», о котором мало кто знает, ибо с него запускались спутники-шпионы НАТО на коммерческой основе. Что поделаешь, если основой построения российской государственности стали рыночные отношения, а для таких государственных деятелей, как министр Обороны Сердюков (бывший директор питерского универмага) к ведомству которого относился космодром, «деньги – не пахнут». Углегорск тогда назвали «космическим» городком, а с началом строительства космодрома «Восточный» ему пророчат стать «космическим» городом. А какие перспективы у города Свободного в связи со строительством космодрома? К сожалению, никаких выгод город Свободный не получает от соседства с космодромом. А ведь за 4 года до начала строительства космодрома «Восточный» был проект сделать Свободный столицей Свободненского космического кластера
11-15 апреля 2007 года в Амурской области директор Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов представил проектно- аналитический доклад «Создание на базе космодрома «Свободный» Свободненского космического кластера, который станет основой для качественного преобразования социально–экономической ситуации и опережающего развития всего Дальнего Востока. Летом группа сотрудников института Крупнова вместе с представителями администраций районов, примыкающих к будущему главному космодрому страны (космодрому «Восточный») прорабатывала экономические возможности развития Приамурья, как ядра космического кластера. На совместном совещании глава администрации Углегорска и бывший заместитель командира ракетной дивизии Юрий Токарев сказал, что «если приоритет в экономическом развитии будет отдаваться только припортовым зонам и олимпийскому Сочи, то никакого развития Дальний Восток в целом не получит».
Как в воду глядел Юрий Иванович! Олимпийский Сочи и объекты Владивостокского саммита АТЭС поглотили огромные средства. Например, если изначально предусматривалось потратить на строительство объектов олимпийского Сочи 185 миллиардов рублей, то к весне 2012 года стоимость возведения объектов возросла до 1,4 триллиона рублей. А окупить 22 миллиарда долларов затраченных на подготовку к саммиту АТЭС, удастся, в лучшем случае, только через десятилетие. Такой вывод сделал корреспондент еженедельника «Коммерсант- Власть» на основании интервью данного 10 сентября 2012 года первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Притом первый вице-премьер утверждал, что деньги потрачены на саммит ради развития инфраструктуры Дальнего Востока. Он утверждал, что Россия уже не является сырьевым придатком и тоже время создаваемая инфраструктура на Дальнем Востоке нацелена именно на распродажу сырья. И если бы средства, получаемые от распродажи наших природных ресурсов, использовались для создания новых рабочих мест и восстановления старых, то не стала бы Россия по утверждению немецких демографов «исчезающей державой». Притом в первую очередь исчезнет российский Дальний Восток. Именно так считает гуру американской политологии Збигнев Бжезинский, утверждая, что «однажды одинокая Россия потеряет свой Восток» («Независимая газета», 29 июля 2005 года). И к его утверждению есть основания прислушаться, так как заселённость пограничных с Китаем территорий на китайской стороне лавинообразно растёт, а на российской стороне – катастрофически уменьшается. В качестве примера можно привести город Свободный.
За последние двадцать лет население города Свободного сократилось на целую треть, а территория города на 90% превратилась в трущобы. В предыдущем 2011 году в городе Свободном родилось 698 детей, а умерло 1005 его жителей! Вот так проявляется действие президентского национального проекта по сбережению народа. При этом вследствие упадка нравственности всё больший процент среди новорождённых  детей дефективных. И это ужасно!
За предыдущие же 80 лет как в царские времена (тогда город назывался Алексеевском в честь царевича Алексея), так и в советские население города непрерывно росло и благосостояние его жителей повышалось. В царские времена его даже намеревались сделать столицей амурской области, благодаря преимуществам географического расположения. По крайней мере его роль в заселении Приамурья более существенна, чем областного центра.
Сто лет тому назад на трассе строительства последнего звена Транссиба появился город Алексеевск, в котором разместилось Управление Амурской железной дороги. Его появлению способствовала созданная «по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению АМУРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ». В записке, вошедшей в состав 6-го тома второго выпуска трудов Амурской экспедиции («Железнодорожные посёлки Амурской области») пишется, что «не могло быть не обращено внимание на место пересечения Амурской магистралью судоходной реки Зея – одной из главных водных артерий Амурской области, орошающей притом районы её, наиболее ценные в колонизационном отношении». И отнюдь не случайно переселенцы с Украины основали здесь деревню Суражевку, а Амурская экспедиция спланировала в этом месте город, ибо «река Зея является связующим звеном, соединяющим горнопромышленные районы севера области с железной дорогой и южными земледельческими районами. При таких условиях узел пересечения водного пути с железной дорогой имеет все данные к тому, чтобы развиться в крупный пункт грузообмена и торгово-промышленной жизни». В записке отмечается, что «к 15 октября 1911 года в деревне Суражевке числилось 2368 душ обоего пола, в том числе: японцев 34, китайцев 69 и корейцев 15….
Дальнейшему оживлению торгово-промышленной жизни в районе деревни Суражевки будет способствовать ещё и то обстоятельство, что при будущей станции узла пересечения водного и железнодорожного путей предполагается устройство главных мастерских Амурской железной дороги и размещение её эксплуатационного Управления с многочисленным составом служащих и рабочих».
Вопрос об образовании города обсуждался на межведомственном совещании, созванном в городе Благовещенске 26 января 1911 года. Совещание постановило: «1) признать вопрос об устройстве города в районе деревни Суражевки и будущей железнодорожной станции в принципе решённым положительно; 2) в интересах города желательно включить в него деревню Суражевку…; 3) просить разрешения в надлежащем порядке о наименовании проектируемого города Алексеевском в честь ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГОСУДАРЯ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА и ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА….».
На межведомственном совещании были рассмотрены Правила отвода частным лицам и учреждениям усадебных участков в пределах селитебной (подлежащей заселению) площади будущего города Алексеевска. 15 февраля 1911 года эти правила были утверждены Главноуправляющим Землеустройством и Земледелием, и к этому времени уже поступило 14 тысяч от желающих поселиться в проектируемом городе. В записке, составленной членами Амурской экспедиции, производителем работ Амурской землеотводной партии Чембаровым и инженером-гидротехником Стакле, было отмечено, что «из всей массы просителей окажется достаточное число лиц, трезво оценивающих выгодное положение проектируемого города.
Интерес, проявленный к нему со стороны населения, не мог не озаботить высшую администрацию края. Придавая этому вопросу колонизационное значение, Приамурский  Генерал-Губернатор, телеграммою от 20 июля 1911 года, поручил Заведующему Амурским Переселенческим районом немедленно заняться образованием городского участка под Алексеевск, с соответствующим количеством выгонной земли и разбивкой участков на кварталы, с обозначением площадей, улиц и переулков; под город должна пойти вся свободная земля из переселенческих участков Дубового, Жалунского и Рожковского, часть Голубозейской лесной дачи и необходимая часть Суражевского надела».
Потребовался год, чтобы переселенческая организация, перед которой были поставлены задачи, касающиеся распланировки города и устройства его в земельном отношении, с этими задачами  справилась.
31 июля (12 августа по новому стилю) в направлении будущей Театральной площади рождающегося первого города на трассе Амурской железной дороги с посёлка Суражевка двинулась процессия во главе с приамурским генерал-губернатором Гондатти.
После молебна и речи генерал-губернатора, к основанию семиметровой стелы с двуглавым орлом была прикреплена мраморная доска с датой основания города. Так состоялось рождение города Алексеевска, ставшим административным центром строительства и эксплуатации Амурской железной дороги. Притом заселялся он по утверждённым 15 февраля (по старому стилю) 1911 года Главноуправляющим Землеустройством и Земледелием Правилам об отводе частным лицам и учреждениям усадебных участков в пределах селитебной (то есть подлежащей заселению) площади будущего города Алексеевска (на реке Зее в Амурской области). Притом в соответствии с требованиями императора в них были включены два положения для арендаторов усадебных участков, то есть будущих горожан Алексеевска.
 В пункте 5-м Правил отмечалось, что «участки сдаются в аренду только русским подданным, имеющим право жительства в данной местности».
В приложении к этим Правилам «Выписка из нормальных условий» в параграфе 23 отмечается, что «Арендатору воспрещается пользоваться для сельскохозяйственных работ на снятом участке рабочими не русскими поданными, а также состоящими в русском подданстве лицами жёлтой расы».

Уже после основания Алексеевска в Инструкции управлении работ по постройке Западной части Амурской железной дороги в параграфе 50-м начальнику работ предписывалось: «Начальник работ обязан привлекать к постройке Амурской железной дороги исключительно русских рабочих, о чём при сдаче работ с подряда должны быть сделаны оговорки в договорах с подрядчиками». (Западно-Амурская железная дорога в период её созидания. Чита, 1913 год). И это правило действовало и тогда, когда управление постройкой Амурской железной дороги и её эксплуатация осуществлялись из Алексеевска.

Почему император Николай II настаивал на заселении Приамурья только русскими и запрещал заселение Приамурья «лицами жёлтой расы»? Для того, чтобы понять причины такого решения следует рассмотреть события предшествующие основанию города Алексеевска, в частности изменение трассы прокладки Транссиба, последовавшие после смерти императора Александра III.


Рецензии