Закат человечества?

Ранее, в ряде своих работ, я указывал на более чем трехсотлетнее отставание наук о человеке от прочих естественных наук. Датой, к которой я здесь привязывался, был 1687 год, это издание «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона. Прочувствуйте название - математические начала натуральной философии. Безусловно, мой главный аргумент это отсутствие этих самых математических начал в современной психологии и социологии, не будем же всерьез считать математикой оперирование часто невразумительной статистикой.

Но к делу. Пример, раз наш язык является логической категорией, подберите антоним  слову вера. Уточню, это не то «веришь или не веришь», когда сел играть с наперсточником, а более высокая мировоззренческая категория. Посмотрим словарь антонимов. Безверие, неверие? ВЫ УВЕРЕНЫ?

Знание прописных истин обычно не подвергают сомнению, а зря, это ведь, если так можно выразиться, базовые настройки нашей души. Зайдем с другой стороны, антонимом слова любящий будет - ненавидящий, но ведь есть еще слово равнодушный? Вот тут бы психологам придти на помощь лингвистам. Если, исходя из психоэмоционального состояния, равнодушие не может быть противоположностью слова любовь, то и неверие не может быть антонимом слова вера. Антиподом веры будет отчаянье.

Можете со мной спорить. Ведь это просто проверить, вы и исследовать и объект исследования в одном лице. Проигрывайте ситуации, запоминайте, анализируйте что чувствуете. Удивительно то, что некоторые, таких немало, спорят со мной особенно яростно. Они не допускают даже тени сомнения, в этом казалось безобидном вопросе. Что-то внутри пугает их. Пугает это и меня, вселенский грех, описанный в Библии, лежит на тех, кто сварил козленка в молоке его матери. Здесь имеет место не только буквальное прочтение, но и метафора, когда, то во что мы верим становиться нашим бульоном. Данная разновидность ужаса и называется отчаяньем. Отчаянье это вывернутая на изнанку вера, поэтому её не только вычеркнули из антиподов, но и объявили смертным грехом в отличие от той же ненависти. Но вопрос об ответственности людей ретранслирующих ложь в окружающий мир никуда не делся.

Математические начала могут быть введены в психологии, когда мы точно определимся с границами базовых явлений человеческой природы. Этого сейчас нет. А значит 1687 год, является очень и очень компромиссной датой, если не вспоминать о временах Архимеда и Евклида. И из этого следует очень удручающий вывод, оказывается в  наших башках сидит неведомо что. А ведь мы от этого отталкиваемся в своем многочисленном творчестве и видимо потому имеем соответствующее массовое сознание. Скрывать свои истинные чувства от окружающих и вследствие этого обманываться самим, пожалуй, выгодно. Вот мы до сих пор ассоциируем слово выбор, с понятием свобода, свобода воли, когда жизнь столько раз ставила нас перед выбором без нашей воли и нашего желания.
Спрашивается в чем проблема? Ну, отстает самопознание человека от познания окружающего мира. Живем же. Пусть не сейчас, но когда-нибудь точно нагонит. И до меня, многие, только своими словами говорили об отставании духовного начала в человеке от технического. Что тут нового с моей стороны?

Новое, это принципиально иной поход к теме, взгляд и использование других аргументов для её освещения. Собственно представленный вам материал является кратким манифестом моего творчества. А проблема есть. Человечество движется к точке технологической сингулярности. Честное слово это не я придумал.
Технологическая сингулярность (по юмористической версии Википедии) - гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется НЕДОСТУПНЫМ ПОНИМАНИЮ.

Вот ведь?! С антонимами еще не разобрались, а тут новая напасть. Безусловно, здесь тоже можно спорить - наступила, не наступила, плохо это или хорошо. Сути дела это не меняет, что там дальше по списку - войны, чума, голод, астероид? Все это говорит только о том, что стрессовый фактор, как был, так по сей день остается ключевым в поумнении человечества. Но в овладении технической мощью таится, пожалуй, самая большая опасность, это мы сами. Чем труднее дается понимание базовых истин, как в связке вера-отчаянье, тем сильнее шок от их осознания. Апокалипсис лишь откровение, про нас самих. Есть такое явление в нашей природе – чувства суррогаты. Суррогат это неполноценный заменитель, подмена. Когда страх приводит за руку раболепство и тем подменяет уважение это и есть суррогатное состояние, ведь потребитель, если так выразится, на входе получает продукт сходный по ощущениям, правда с порочными побочными эффектами, зато без заморочек и быстро.
 
А как вы думаете, что является суррогатом чувства любви? Жестокость!

Да-да, жестокость является таким же чувством контакта, как и любовь. Доказательств этого сейчас приводить не буду. Бороться с этими вещами созданием новых религий или морального кодекса строителя технологической сингулярности невозможно. Доказано жизнью. Совесть декретом не введешь. Потому что страх и жестокость являются не только следствием негатива борьбы за выживание, а еще элементарного одиночества.

Как заключение. Люди никогда не управляли процессами собственного развития, мы расходный материал по определению. Не нравится? Тогда давайте думать. В этом залог нашего выживания.



Как послесловие: Забавно наблюдать, как меняются статьи в Википедии, буквально еще год назад про отчаянье, среди трактовок смертных грехов можно было увидеть прямое упоминание, сегодня 21.11.2013г. этого нет. Текст полностью изменен и дается более широкая трактовка смертных грехов с отсылкой к более пространным источникам. Мол, ширше это следует понимать граждане, святые отцы иначе это трактуют, а вы все не так поняли, извратили. Поняли, поняли, вы так с этого вкусно кормитесь. Понятия вселенский грех вы так же не найдете, идет лишь отсылка к гастрономическим табу древних иудеев.

Но сколько веревочке не виться конец ей будет.

 
С уважением Врачевский М.П.



                Заселяя другие планеты

На бегу среди дел услышал от знакомой рассказ про увиденный сон, ей приснилась строчка – «А до Бога четыре шага…». Что напомнило замечательные строки стихотворения Алексея Суркова.

Ты сейчас далеко-далеко
Между нами снега и снега
До тебя мне дойти нелегко
А до смерти - четыре шага

Это неожиданным образом совпало с тем, о чем размышлял и я.
- Что за четыре шага? – спросил я. – Как думаешь?
- Это смирение, вера….
- Стоп! Стоп! Ты совершенно не понимаешь о чем говоришь.
- И почему же?
- Начнем необычно. Вот представь себе какое-нибудь милое домашнее животное - щенка или котенка. Мы треплем его за холку, гладим, заглядываем в глазки, обнимаем. То есть мы чувствуем его тепло, ответную реакцию, но конкретно здесь и сейчас, несмотря на все свои достижения, не можем понять те процессы, что рождают в нем жизнь. Так происходит со многими явлениями, что нас окружают, человеческий разум со всеми его органами чувств для этого знания очень слаб. Но мы очень хотим знать, а потому ухищряемся. Люди создали множество научных школ, придумали приборы, но, к сожалению, уже на этапе анализа начинаются проблемы. Разбить решение задачи на множество направлений и этапов очень правильно, тут у нас ушки, тут хвост, а вот шестка. Только вот беда, порой в мыслях исследователей эти самые ушки, хвост и шерстка начинают жить своей отдельной жизнью. Попробуй, обратно собери, а потом еще заставь это двигаться. Как результат цель не достигнута.
- А что делать?
- Вносить поправку в рассуждения учитывающие особенность работы нашего мозга. Да, ему проще оперировать в абстрактных построениях каким-то одним двумя свойствами, вот как в физике есть «идеальный газ», или понятие – «отсутствие трения», но мы-то прекрасно знаем, что в жизни так не бывает. Смирение - звучит красиво, но представим себе ситуацию, когда нам надо противостоять убийце и насильнику, нужно ли оно в этот момент? Некоторые ревнители в ответ на это любят поговорить про вырванность из контекста и что на вещи надо смотреть шире. Да уж куда шире? На самом деле имеет место путаница в соразмерности понятий и их подмена. Смирение и вера никогда не могут быть самодостаточной целью, они лишь инструмент, средство достижения цели. Вот как ты стоишь перед дверью, твоя цель зайти, и тебе требуется или не требуется ключ, чтобы её открыть. Средства достижения могут быть разными в зависимости от ситуации. Поняла? – спросил я. Знакомая как-то неуверенно покачала головой.
- Вроде просто объясняю. Есть набившие оскомину прописные истины, что цель либо вечно преследуется, либо достигается, либо меняется. Но если приглядеться к этому уравнению, то в нем можно рассмотреть важнейший принцип построения поведенческого алгоритма человека, ради которого собственно и существуют все религии мира. Цель не может быть противоречива! Никогда! Как только находится противоречие, конечный пункт следования из цели превращается лишь в средство достижения её последующего воплощения. А вот здесь действительно уже сложно, пошли те самые динамические модели и построения. Стоит мне продолжить рассуждения в этом направлении то связующую нить рассказа начнут терять не только обычные люди, но и академики. Вот теперь точно заумно?
- Заумно, - подтвердила знакомая.
- Зато когда из ушей идет пар становится понятно, зачем действительно нужны эти самые вера, терпение и надежда. Они дают нам опору и позволяют действовать в условиях острого недостатка информации, то есть когда она чересчур сложная, враждебная или когда её нет вовсе. Они нам позволяют идти к цели несмотря ни на что и тем самым делают людей отличными от контактного насекомого, летающего с ветки на ветку. Вот главный секрет их назначения и механики, то есть они именно что инструмент, именно что средство. В конце концов, существует реальный пример духовного кризиса Матери Терезы, причисленной к лику святых, описанный в книге «Святая во тьме», она очень старалась, а в результате слышала только пустоту. Повторюсь, вера, терпение и надежда не могут быть самоцелью. Когда мы говорим о четырех шагах к Богу, то подразумеваем достижение нечто единого поэтапно, то есть в каждом из шагов уже должна быть не противоречивая цель.
- Тогда какие они эти четыре шага к Богу?
- Возможно, я несильно ошибусь, если скажу, что для тех кто ищет смысл, красоту, гармонию все дороги ведут в Рим. В какой из них шагов меньше? А смотря как считать. Однозначно, с момента зарождения первой на этой планете клетки способной к делению в нашей жизни нет случайных вещей. Мне порой даже кажется, что мы часть технологии по заселению далеких миров. В отличие от физических констант законы эволюционного развития, соответствия остаются неизменными. Приведу простейший пример в четыре шага:

1.  Человек боится смерти и хочет жить достойных условиях. Это утверждение скорее служит базой, так сказать достигнутый уровень.
2. Человек будет стремиться к биологическому продлению своей жизни.
3. Из извечного страха перед смертью человек будет стремиться контролировать физическую природу окружающего мира, в том числе перенесет жизнь и сознание на более стойкие носители, чем человеческое тело.
4. И если третий шаг уже звучит как фантастика, то, что вы скажете на четвертый. Абсолютную победу над смертью даст только контроль над временем.

  Вполне доступная для понимания логическая цепочка. Где-то уже на третьем этапе человеческий вид окончательно трансформируется в нечто новое, а четвертый доступен одному единственному существу, еще не рожденному, но уже существующему.
Как оказывается вопросы о существовании Бога и поиски смысла жизни не такие и сложные, если отслеживать к чему стремится наша история. Но есть вопрос более существенный, каким люди задавались еще две тысячи лет назад – А так ли он милосерден? Нужны ли будут ему те, кто стал прахом? И есть лишь единственная религия, которая попыталась дать на это ответ.
В любом случае сомнение не оставит людей до конца времен, такова фишка требуемой мотивации.

 МИСТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

В православии называется восемь смертных грехов, среди которых есть отчаянье и уныние. Вроде бы они так похожи, но вовсе не глупые люди определяли этот список. С унынием согласен, а вот с отчаяньем не так просто порой оно очень хорошо лечит от ложных целей и без неё не было бы такого чувства как надежда. Ну да ладно, хорошо пусть так, вот только однажды я сам для себя пополнил этот список удивительно верным высказыванием Сергея Радонежского – «В скорби спасение». Удивительно, не находите? Отчаянье, скорбь и уныние. Стоит сделать в выборе лишь малую ошибку, и с пути спасения вы свернете на путь погибели. Всему этому есть рациональное объяснение, что отличается от толкования клириков, но в целом подтверждает общепринятую картину. Все мы совершаем ошибки и делаем глупости, однако имеет смысл воздействовать именно на процессы в нас, что нередко являются побудительной причиной действий, таким образом мы даем шанс  человеку, то есть сами себе.

Сказано – «Бог есть любовь». Но вот не стыковка - смертный не может находиться перед лицом Создателя без вреда для себя. Этому есть много объяснений добавлю еще одно – в мире тлена и смерти человек познавший настоящую любовь обречен, он сойдет с ума или умрет в течение нескольких дней. Ваше право верить в это или нет, но должны найтись люди, что ощущали нечто подобное и знают, что я говорю правду. Мы в этом мире любим методом приближения, та великая любовь здесь словно разбита на части и действует разрознено по кускам. Это как разделение запаха смерти из романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» или как крестражи из Гарри Поттера (и это литература). Так вот скорбь лишь одна из этих частей, а сколько их неизвестно.

А теперь предположение - тот чье сердце касалось хотя бы трех из крестражей может говорить с Создателем. И я сейчас не шучу, это совсем не то, что вести диалог посредством бумаги. Кто мне подскажет названия других частей?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.