A White Hunter is nearly crazy. Гертруда Стайн

  Я верю, что Человек подобен карте Мира.. Если ему Есть что рассказать, Вам всегда будет куда отправиться в следующее путешествие! Думаю, Вам пора оформлять визу, ибо мне есть чем вас удивить!.
Наш материк на сегодня- Америка, штат Пенсильвания. Где 3 февраля 1874 года родилась Гертруда Стайн.Вы слышали о ней? Не заблуждайтесь, здесь речь пойдет не о простой писательнице!
   Эта женщина- СуперЭго французской богемы, Бетмен литературы и Супермен модернизма.
Все началось с того, что Стайны: Гертруда и её брат, Лео приехали в Париж, шел 1902 год, именно тогда, в порыве тоски по родному языку, они организовали  кружок для англоговорящих литераторов. Молодым писателям выпадала возможность быть выслушанными. Гертруда проявляла сверхчеловеческую ловкость в продвижении талантов и ободрении алчущих. Денег было много, вскоре парижская резиденция Стайнов наполнилась полотнами моднейших на тот момент живописцев. Своего первого Сезанна Лео купил в 1903 году. Пикассо год спустя он покупал уже с Гертрудой. В течение следующего десятилетия  они стали важнейшими коллекционерами авангарда в Париже. В их квартире висели рядом Хуан Грис и Поль Боннар, Франсис Пикабиа и Андре Масон, а также Моне, Ренуар и Гоген. Но главное место занимали Матисс с Пикассо.
   В это же время двери литературного салоны выпускают на мировую арену все новые имена. Например, без Гертруды Стайн не случилось бы Эрнста Хемингуэя и Френсиса Скотта Фицджеральда. Эрнест испытывал к своей покровительнице нежные чувства, но Гертруда уже была необратимо влюблена.. в другую. Алиса Б.Токлас, так звали избранницу, однажды стала секретарем, лучшим другом и любовницей Стайн, да так и вошла в историю. Ничего примечательного более не совершив.
  Но я решила рассказать Вам о Гертруде не потому, что её личная жизнь полна химер и обманок. Моя главная задача- рассказывать о людях уникальных, чье существование в истории искусства нельзя пропустить..Про Стайн, Вы бы понятия не имели, как и я,  пока не взялась за научный проект на тему"Постмодернизм в современном искусстве".  В поисках материалов наткнулась на отрывки из книги "Нежные кнопки"(1914), принадлежащей её перу. Тут-то все и началось.  Щекотала нервы ритмичная примитивность форм, почти тотемное поклонение истокам,суффиксам и междометиям. Завораживающая картина разоблачения слов!..  До сих пор "Нежные кнопки" занимают особенное место на книжной  полке моих внутренних библиотек (знаете, все эти многоярусные стеллажи памяти!), аналогов пока не нашла. Кто еще может Написать Портреты Людей и Предметов так, что сознание выворачивает наизнанку?. Мне всегда казалось, что Стайн в своих "Кнопках" виртуально сотрудничала с Адамом, которого Господь попросил придумать названия  всему сущему-живому. Гертруда сомневается, что слона нужно назвать слоном. Она хочет по-другому.. А я хочу это читать! Мне нравится вкус её слов и я уже не борюсь с  искушением поверить им. Нет ничего слаще,чем расширять свое восприятие, и нет другого инструмента для этого, только- Речь.  Это то, о чем нервно декларировали обожаемые мной ОбэриУты и это то,что нежно исповедовал Андрей Белый. Звукопись, ритмика, интимные отношения слов. Ранний Питерский постмодерн. Но работы Гертруды случились гораздо раньше...  В Париже, на улице Fleurus, 27. Под шум утренних улиц, с ароматом свежих круассанов, под выкрики уличных газетчиков. Она продиктовала Алисе: "Точка зрения разума, та же точка, но тоньше, точка более простого отрицательного ответа, тот же мучительный стук, усилие захотеть... Нельзя быть странным во всем, быть всему посторонним.." Нам она уже никогда не станет посторонней- после того, как я закончу эту статью, и странность её  была как раз в том, что мне так дорого- она была свободна. Независима.В Выражении себя.
   А я здесь вижу Кэрролла, Белого,  писателей-битников.. и все, что я всегда считала кардинальной правдой в литературе (если таковую вообще можно обнаружить!) - Ритм и стиль, который точно передает Внутреннюю речь.Не приводя в порядок, не причесывая буквы, не создавая искусственной точности. Ведь каждый уникален в своей внутренней речи, почему мы должны адаптировать себя к Скорости и Речевым Штампам окружающих? МЫ хотим говорить и у нас отлично получается, когда нет СТРАХА сказать слишком мало или заболтать собеседника.Я против границ, приводящих в порядок дикую пляску внутренних откровений. Вы замечали когда-нибудь,что когда Вас Любят, позволяют выговориться всласть?? И все становится интересным..важным для этого влюбленного ума. Так вот, я хочу чтобы Вы - говорили, будьте свободны и хаотичны. Придумывайте и веселитесь. Как завещала Гертруда Стайн.


Bang-bang! Спасибо за внимание. Продолжение следует:)
*-A white hunter is nearly crazy - текст самого короткого произведения Г.Стайн.


Рецензии
Прекрасное эссе об удивительном писателе. От таких, как она, получаешь какой-то необыкновенный заряд - я порой чувствую, что начинаю искриться. Они - жили! (Книга воспоминаний Пабло Неруды так и называлась: "Признаюсь - я жил!" И я до сих пор не решил для себя, где ставить ударение в первом слове). И самым мощным катализатором для них был Париж.

С уважением,

Shadrin   21.09.2012 14:13     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое! За Ваши знания... С легкостью почувствовали то,что я вложила в эссе, собрав по крупицам из разных источников...Мне очень важно знать,что это для кого-то также важно и интересно, как было и остается- для меня.

Аделина Шарден   21.09.2012 16:49   Заявить о нарушении
В своё время я "добрался" до Гертруды Стайн не через Хемингуэя и художников, а через Джона Дос Пассоса и Френсиса С. Фицджеральда.

С уважением,

Shadrin   22.09.2012 06:54   Заявить о нарушении