Баския. Креольский принц в мире Искусства
В конце 70-х Нью - Йорк, как большой корабль под тяжестью пороков, шел ко дну.. Притоны, сомнительные клубы, ночные бабочки.. в общем, полное падение нравов! Но как обычно, нет худа без добра. И в этом Вавилоне возникают феноменальные ростки нового искусства.. Нет уж!!..Давайте по порядку.
22 декабря 1960 года в семье иммигрантов появился мальчик, Жан Мишель. Мать из Пуэрто-Рико, отец - с Гаити, такое бурлящее смешение крови наделило ребенка не только оливковым оттенком кожи, но и поселило в нем тревожную внимательность к миру, которой обладают люди с тонкой душевной организацией...
Его мать, Матильда, позаботилась о том, чтобы ребенок получил основательные знания в искусстве. В шесть лет Жан стал самым младшим членом бруклинского музея. Их дом был просто завален альбомами с репродукциями, а Матильда посещала вместе с сыном важнейшие художественные экспозиции. Позже, Баския заявит в интервью, что "Герника" кисти Пабло Пикассо стала для него самым ярким впечатлением детства и любимым полотном на всю жизнь.
Но Теплое детство таит в себе много опасностей.. В восемь лет Жан заигрался на дороге и был сбит автомобилем. В больницу, где он провел около двух месяцев после удаления селезенки, мать привезла книгу анатомии для художников,- он был так рад, что не выпускал из рук тяжелый том и много лет спустя именно это издание станет настольным справочником для создания его картин.
Итак, мы уже поняли, что наш герой с детства мечтает стать художником. Но вот, Жану 17, отец уходит из семьи и мать попадает в психиатрическую лечебницу. Жизнь дает трещину. Открывается мир улиц и беспорядочных тусовок. Нужно как-то заявить о себе! ...И здесь в игру вступает новый персонаж, Сэймо (Samo)- так подписывает свои неоднозначные граффити Жан Мишель. Они с другом во что бы то ни стало хотят повлиять на умы своего поколения. И гарффити представляют собой странные, едкие умозаключения.. которые вскоре действительно вызывают бурю интереса: кто же этот Samo? 1978 год, в изданиях Sosho News и Village voice появляются статьи о граффити Samo, острые рецензии и первый успех. Чуть позже в рамках выставки современного искусства, Баския выставляет цветные ксерокопии своих работ. Но стабильности еще нет! Он скитается по друзьям и продает самодельные открытки.
Проект Samo изжил себя и заканчивается эпитафией на зданиях Нью-Йорка "Samo is dead" ("Сэймо мертв").
Сеймо уходит со сцены, уступая место Жану Мишелю Баскии, самому молодому и продаваемому художнику Нью-Йорка 80-х..
А пока жизнь идет своим чередом, Баския играет в группе Grey, снимает клипы, участвует в телешоу The Canal Zone, приобретает узнаваемый стиль и тусуется в ночных клубах. Наш герой обладал необъяснимой харизмой и благодаря своей удивительной манере танцевать, оказывается в центре внимания- настоящий король танцполя! Жаль, за это не платят денег!!..
Все еще будучи без гроша в кармане, он старательно изготавливает забавные бумажные открытки и предлагает их прохожим.. Однажды он случайно заходит в ресторан, где в тот момент обедали Энди Уорхол и Генри Гельдзалер...Можно предугадать, что из этого вышло! Энди Уорхол не мог пропустить нечто новое! Примитивное искусство?? "Глупое убогое искусство"... о, ДА! Две открытки за 5 долларов были куплены.
И с этого момента мы можем рукоплескать неслучайным случайностям, благодаря которым прославился пуэрториканский парень с внимательными глазами зверенка..
На следующий день в клубе Mudd к Жану подошел Диего Кортез. Часто я думаю, что именно этот добрый волшебник сделал из Жана Художника.. Диего дал парню денег и строго сказал: "Иди, купи красок и Делай Искусство!"
Делать искусство - это совсем не сложно! Если это то, чем вы всегда хотели заниматься, если это вам..приятно.. Литры акрила, кисти и баллончики краски.. холсты, расстеленные на полу...И бибоп, любимая музыка Жана!
Репетиции группы Grey, где Баския играл на нойзмашине, стали проходить уже без его участия, старые друзья перестали видеть его.. Жан, как древний маг - ушел в волхования.. Никак по- другому нельзя назвать ту живопись, которая у него получалась. Зубастые, цветные и неуемные, почти первобытные образы..Критики называли его стиль неоэкспрессионизмом. Психологи указывали на child- мышление, и советовали этому выскочке поучиться серьезной живописи и повзрослеть. Но бурная личность Баскии таила то, что нравится мне больше всего в художниках - страсть, трения противоположностей и творческую злость. Какую-то несгибаемую жажду- рассказывать о себе.. Ведь все картины Жана- это всегда дуальность сочетания Его фигуры со всем происходящим вокруг. Он на фоне взбунтовавшейся толпы, он в эпицентре драки, он и Мона Лиза.. Даже через узнаваемый образ Да Винчи проглядывает все тот же фирменный "Басковидный" оскал- улыбка. Это феерия свободы самовыражения. Это же радость ребенка, читающего на стульчике стихотворение за подарок под елкой.. В кругу тех, кто его любит... А Жана Любят! Мадонна, Уорхол, Гленн О'Брайен, Дэйвид Боуи и даже Уильям Берроуза. Как тут не создашь шедевр!
Пока Жан готовится к своей первой выставке, режиссер Эдо Бертолио предлагает ему сняться в главной роли в фильме Downtown 81, где Баския выступает в роли.. самого себя- молодого художника, который пытается найти место под солнцем. Баския соглашается, съемки проходят на ура! Фильм поражает авангардными сценами, но мне больше нравится наблюдать за самим Жаном в кадре - его движения, пластика, манера говорить.. И вот еще что: Съемочная группа дарит Жану для фильма первый в его жизни мольберт.
В июне 1980 года Баския дебютирует на групповой выставке, почти все из них продаются. Его имя уже вполне раскручено, овеяно мифами, чтобы вызвать к себе интерес в художественных кругах. В это время у него появляется собственный импресарио- Анина Носсей, которая размещает его в студии и спонсирует на серию следующих работ. В конце 1981 года выходит в свет статья модного критика Рене Рикарда "Сияющий ребенок", в которой очень тонко подмечены особенность и свежесть работ Баскии. Рене заявляет,что смотреть на искусство детским взглядом мы уже давно разучились, что все темы иных художников кажутся устаревшими, тогда как Баския, будучи на волне новой музыки, передовых веяний в искусстве и кинематографе, благодаря своей "детскости" вернет художественному миру давно утерянную невинность взглядов. Так-то!
Теперь я могу отпустить свой рассказ в свободное плаванье, ибо дальше все произойдет само собой, без вмешательства доброго проведения. Не о чем говорить!Успех, выставки, люди, наркотики, опять успех.
С 1982 года Жан смело выставляется с такими колоссами современной живописи, как Давид Салле, Джулиан Шнабель,Франческо Клементе. Далее, 1984 - 85 годы, были ознаменованы сотрудничеством Баскии с Уорхолом, чья слава начала медленно угасать. Объединившись в творческий дуэт с молодым художником, мэтр попытался взбодрить свое воображение. Выставка представляла собой импровизации на заданные темы, Уорхол помещал на холст принт узнаваемого предмета, а Баския дополнял образы и оформлял холст, как считал нужным. Но результат этого баловства не нашел положительного отклика у критиков. Баския от расстройства удалился размышлять на Гаваи.
А если серьезно, понимаете ли вы, какая буря происходила все эти годы в душе у Жана. В 18 он ночевал на парковых скамейках, а в 20 с небольшим оказался на вершине славы. Это то, к чему он стремился, как и многие другие стремятся до сих пор. Но способно ли выдержать этот рывок хрупкое сознание человека, не поломав себя, не отомстив себе за внезапную славу.. Я опять и опять смотрю в его лицо- лицо сияющего?.. нет, потерянного ребенка, который в своей известности был совершенно одинок. Он уже боялся приближаться к людям, чувствуя, что каждый норовит использовать его в достижении своих целей. Он не знал, как обращаться с деньгами, хранил их в книгах, покупал цветные телевизоры, музыкальные проигрыватели и ...перевел свою маму в лучшую клинику для душевнобольных. В то время, как с отцом сохранялось все то же отчуждение, из-за чего Жан всю жизнь переживал. Единственный человек, который понимал его и мог принять его в любое время дня и ночи был.. Уорхол.
Но в 1987 году единственный друг Жана Энди Уорхол умирает.. Баския закрывается в мастерской, его мучает депрессия, пристрастие к героину становится абсолютно бесконтрольным. И как обычно, старые друзья, к которым он приходит за помощью, отмахиваются. У каждого своя жизнь. Кольцо времени замыкается. Жан стоит под окном своего старого друга Эла, с которым они начинали рисовать граффити еще тогда, 10 лет назад.. Ночь, Жан зовет его, но Эл в пьяном угаре высовывается на улицу и ему кажется, что Жан лишь призрак.. исчезающая тень бруклинских задворок, он не верит своим глазам и закрывает окно.. 12 августа 1988 года Жана Мишеля Баскию нашли в мастерской мертвым..
Моя чашка кофе допита, я забираю ноут и выхожу из кафе. Я не могу поверить, что жизнь человека может уместиться в несколько десятков строк текста. Я не верю, что человеческий ресурс можно измерить,а талант- спрогнозировать. Я резко против дрессуры чувств и прямой геометрии на холсте. А также вы мне не докажете, что 90-летняя жизнь в одиночестве лучше 27 лет сияющего детского счастья. Вы уж меня извините.
Напоследок любителям иллюзий я расскажу сказку, которую так любил сам Жан Мишель. Представьте, как он сидит перед нами, в своей мастерской, перебирая дреды, на улице ленивое закатное солнце, голоса детей за окном, и он начинает рассказ: "Жил был Маленький принц с волшебной короной. Однажды Злой волшебник украл бедного мальчика и заточил его в башню, лишив голоса. На чердаке было окно с решеткой. Принц ударял короной о решетку в надежде, что кто-нибудь услышит шум и найдет его.Корона издавала невероятно красивые звуки.Звон был слышен издалека. Эти хрустальные ноты настолько завораживали, что люди, прислушиваясь, ловили их в воздухе...Принца так и не нашли, он не смог выбраться из башни, но звуки, которые он издавал, наполнили сердца людей красотой."
Свидетельство о публикации №212091800739