Шаро-сферо-спирально зубчатое зацепление. Механизм

19.09.12.

Что-то давно не вижу откликов по этой теме.
____________________________________________________

 Название условное. Спираль и зубья расположены на поверхностях, лишь близких здесь по форме к шару и к сфере.

Главное достоинство такого зацепления, аналогичного червячному, - очень и очень малое контактное напряжение.

Ведь здесь сопряжение нагруженных поверхностей только внутреннее, - в обоих главных сечениях.

При этом все четыре главные радиусы кривизны в точке контакта зацепляющихся поверхностей и близки по величине друг к другу, и максимальны в этих деталях.

Насколько важно снижение контактных напряжений в зубчатой передаче, можно судить хотя бы по имперским масштабам все ещё не прекращающихся, но пока  безуспешных попытках - с 50-х годов - освоить редукторную технику с зубчатыми колёсами зацепления Новикова.

А в сравнении с зацеплением зубьев этой, - "шаросфероидной", - передачи зацепление Новикова вообще несопоставимо по этому главному их достоинству: СНИЖЕНИЕ КОНТАКТНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

___

В предлагаемой передаче условия гидродинамического скольжения с образованием масляного клина исключительно благоприятны.
___

Эвольвентный профиль зубьев в колёсе этой передачи позволяет применять эти же колёса даже ещё и в цилиндрических передачах.
А исключительно выраженная бочковидность эвольвентных поверхностей зацепления в этих зубьях позволит терпеть очень большие перекосы осей этих колёс.

___

Потребуется освоить пока непривычную технологию, разумеется, лишь массового производства таких деталей машин.
 
Имею несколько соображений по решению и этого вопроса.


Рецензии