Баллада о геометрии
Весь, состоящий из условных линий:
Разомкнуты иль сомкнуты они -
Неважно, коротки они иль длинны.
Давно известно, что Земля - кругла!
И выстрел, обогнув дугу планеты, -
Поступок тёмный, или слово зла, -
Всё возвращается к стрельцу на свете!...
Давно известно, что Земля кругла...
Причём, заметь, с нежданной стороны! -
Зло, разогнавшись, ударяет в спину,
И, вырвав из-под ног кусок земли,
Лицом толкает в грязь, мешая с глиной.
Таков закон круговорота зла,
Которое кружиться любит в танце;
И хоть оно само, по сути, мгла -
Во мгле оно не любит растворяться!
Таков закон круговорота зла...
Добра пути - похожи на квадрат:
Росток добра - он перпендикулярен.
И нет хитрей пути, чем путь добра, -
Которым может всякий быть одарен...
Возьмём простой пример, как дважды два:
Один улыбку подарил другому;
С улыбкой повернулась голова -
И выпорхнуло ласковое слово...
Не правда ли, пример - как дважды два?
А это слово третьему в душе
Упав цветочным перпендикуляром, -
Поступком добрым расцветёт уже:
К кому-нибудь, по случаю, задаром...
А совершать добро - приятно всем!
И, получив немедленно в награду
То удовольствие, чей аромат в душе, -
Всяк понимает: повторить бы надо!
Ведь совершать добро - приятно всем...
И, получив добро от одного, -
Второй его туда-сюда растратит!
А значит, умножается добро.
И образует сеть своих квадратов...
И в этом лабиринте из добра,
Не раз, не два, не три меняя угол, -
С нежданной стороны придёт возврат:
От ниоткуда взявшегося друга...
Неисповедны лабиринты из добра...
Знакомства, встречи, новая любовь -
Понятия, подобные пунктиру:
Из длинных линий, или из штрихов,
Из тонких, вьющихся, прямых, пошире, -
Но всё ж конец имеется всему,
Что к времени привязано в пространстве.
Все встречи - начинаются с разлук,
А всем смертям - с рожденья начинаться...
Ведь всё ж конец имеется всему...
Молитва - в треугольнике лежит:
Блужданья меж душою, духом, телом.
Отец-Душа, Христос Телесный Лик,
И Дух Святой - как человек, едины...
Под властью геометрии весь мир.
Весь, состоящий из незримых линий.
Разомкнуты иль сомкнуты они -
Неважно, коротки они, иль длинны...
Под властью геометрии весь мир.
05.06.2012
Братислав Либертус
Свидетельство о публикации №212091901113
Заинтересовалась рецензиями на него и увидела шутку про круг (геометрическое доказательство в школе) (написана 13.02.2013).
Вспомнилась другая шутка, похожая, ещё дореволюционных времён.
Учитель спрашивает гимназиста:
- Какой газ есть на Солнце?
- Гелий.
- Хорошо. А как вы докажете, что он есть на Солнце?
- Очень просто. Даю вам честное благородное слово дворянина, что это так!
Да, в геометрии иногда бывает чудно доказывать очевидное...
Крымчанка 29.03.2013 21:20 Заявить о нарушении
"честное благородное слово дворянина, что это так!")))))
Братислав Либертус Мудрый 30.03.2013 14:06 Заявить о нарушении
Слово «докажите» - резкое, оно всегда ассоциируется с сомнением, или недоверием, или подозрением. Слово «докажите» подразумевает, что «эту мысль надо пояснить, поскольку она неочевидна». И поэтому, когда в геометрии просят «доказать» очевидное, это кажется странным: ведь и так всё ясно! Наверное, именно это слово ставит учеников с гуманитарным складом ума в тупик. Люди литературного склада очень внимательно и серъёзно относятся к словам, и поэтому слова могут отталкивать их, если выглядят настораживающе.
Если бы вопрос звучал иначе, например, «А как определить, что это именно круг, а не что-то другое?» или «Почему ты называешь эту фигуру именно кругом, а не овалом или квадратом?», то это не выглядело бы настораживающе и абсурдно. Сразу было бы ясно, что нужно просто сказать определение понятия: «Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. Окружность – это множество точек, находящихся на одинаковом расстоянии от точки-центра окружности.»
Но математикам не приходит в голову заменить слова в вопросе. Они просто смотрят на слова с иной точки зрения. Для них слова – это символы: неважно, как выглядит символ, главное, чтобы была договорённость, что им обозначать. Доля истины в этом есть, конечно, но всё же слова, как на них ни смотреть, имеют своё звучание, свои ассоциации с разными понятиями и ситуациями, - одним словом, свой характер. И если характер слова значительно отличается от понятия, которое им обозначено, то это может сильно помешать пониманию сути понятия.
Может быть, именно это в геометрии Вам не нравилось в школе?
Крымчанка 30.03.2013 22:37 Заявить о нарушении
И заучивание правил мне никогда не давалось, - даже на языковых предметах. Я просто отдавался интуиции, потому что много читал, - поэтому знаки препинания запоминались подсознательно. На уроках языка мне нравилось только писать сочинения, а диктанты - были для меня весьма скучным занятием... Теперь понимаю, почему: потому, что не было места для творческого подхода. Поэтому, - теперь понимаю, - и закончил школу жалким троечником...
Хм...)
Братислав Либертус Мудрый 30.03.2013 22:58 Заявить о нарушении
Троечник – это ещё не показатель. В жизни самое главное – это сознательность, это понимание, что хорошо и что плохо, это мировоззрение человека, это его духовный стержень. Сознательность и мировоззрение – это каркас, на который крепятся все остальные знания, умения и способности. В математике всегда ценятся решения задачи для частных случаев, особенно если эти частные случаи помогают подойти к общему решению, но общее решение задачи, помогающее найти решение в любых частных случаях, всегда ценнее. Поэтому, как бы ни были важны конкретные знания, ещё важнее – философия жизни и её двигающие вперёд идеи.
Интеллект и знания – это инструмент, который действует в том направлении, которое ему даст хозяин. Поэтому есть блестящий ум, а есть светлый ум – это большая разница. Блестящий ум может работать в любом направлении – и в честном, и в нечестном, без разбору. А светлый ум, прежде чем действовать, подумает, какие последствия вызовет это действие. Главное, чтобы у человека была совесть и сознательность – а всё остальное наработать гораздо легче. А интеллект без моральных понятий может только помешать развитию сознательности. Вспомнилась одно высказывание из сборника цитат и афоризмов – как один юрист в XVI веке подписывал свои книги: «Я тот, кто никому ни в чём не уступает и кому не у кого и нечему учиться.» У этого человека интеллект есть, а сознания ещё нет...
Вспомнился анекдот:
На вступительном экзамене студент замечательно отвечает на вопрос по физике.
Ему задают дополнительный вопрос:
- Каких вы знаете известных русских художников?
- Ну-у, Шишкин, Репин, и... ну, был же ещё этот, третий!... (Из сборника «Физики всё ещё шутят»)
Одного ума человеку мало.
Крымчанка 31.03.2013 12:46 Заявить о нарушении