Баллада о геометрии

Под властью геометрии весь мир, -
 Весь, состоящий из условных линий:
 Разомкнуты иль сомкнуты они -
 Неважно, коротки они иль длинны. 
 Давно известно, что Земля - кругла!
 И выстрел, обогнув дугу планеты, -
 Поступок тёмный, или слово зла, -
 Всё возвращается к стрельцу на свете!...
 Давно известно, что Земля кругла... 

 Причём, заметь, с нежданной стороны! -
 Зло, разогнавшись, ударяет в спину, 
 И, вырвав из-под ног кусок земли,
 Лицом толкает в грязь, мешая с глиной.
 Таков закон круговорота зла, 
 Которое кружиться любит в танце;
 И хоть оно само, по сути, мгла -
 Во мгле оно не любит растворяться!
 Таков закон круговорота зла...

 Добра пути - похожи на квадрат:
 Росток добра - он перпендикулярен.
 И нет хитрей пути, чем путь добра, -
 Которым может всякий быть одарен...
 Возьмём простой пример, как дважды два:
 Один улыбку подарил другому;
 С улыбкой повернулась голова -
 И выпорхнуло ласковое слово...
 Не правда ли, пример - как дважды два?

 А это слово третьему в душе
 Упав цветочным перпендикуляром, -
 Поступком добрым расцветёт уже:
 К кому-нибудь, по случаю, задаром...
 А совершать добро - приятно всем!
 И, получив немедленно в награду
 То удовольствие, чей аромат в душе, - 
 Всяк понимает: повторить бы надо!
 Ведь совершать добро - приятно всем...

 И, получив добро от одного, - 
 Второй его туда-сюда растратит!
 А значит, умножается добро.
 И образует сеть своих квадратов...
 И в этом лабиринте из добра,
 Не раз, не два, не три меняя угол, - 
 С нежданной стороны придёт возврат:
 От ниоткуда взявшегося друга...
 Неисповедны лабиринты из добра...

 Знакомства, встречи, новая любовь - 
 Понятия, подобные пунктиру:
 Из длинных линий, или из штрихов,
 Из тонких, вьющихся, прямых, пошире, -
 Но всё ж конец имеется всему,
 Что к времени привязано в пространстве.
 Все встречи - начинаются с разлук,
 А всем смертям - с рожденья начинаться...
 Ведь всё ж конец имеется всему... 

 Молитва - в треугольнике лежит:
 Блужданья меж душою, духом, телом.
 Отец-Душа, Христос Телесный Лик,
 И Дух Святой - как человек, едины...
 Под властью геометрии весь мир.
 Весь, состоящий из незримых линий.
 Разомкнуты иль сомкнуты они - 
 Неважно, коротки они, иль длинны...
 Под властью геометрии весь мир.


 05.06.2012
 Братислав Либертус


Рецензии
Хорошее, философское стихотворение.

Заинтересовалась рецензиями на него и увидела шутку про круг (геометрическое доказательство в школе) (написана 13.02.2013).
Вспомнилась другая шутка, похожая, ещё дореволюционных времён.

Учитель спрашивает гимназиста:
- Какой газ есть на Солнце?
- Гелий.
- Хорошо. А как вы докажете, что он есть на Солнце?
- Очень просто. Даю вам честное благородное слово дворянина, что это так!

Да, в геометрии иногда бывает чудно доказывать очевидное...

Крымчанка   29.03.2013 21:20     Заявить о нарушении
Класс!!))))) Рассмешили.)))))))

"честное благородное слово дворянина, что это так!")))))

Братислав Либертус Мудрый   30.03.2013 14:06   Заявить о нарушении
Интересно, почему многих учеников нервируют доказательства в геометрии? Мне тоже раньше было чудно: зачем доказывать, если и так видно? Может быть, здесь дело не столько в самой сути вопроса, сколько в словах?

Слово «докажите» - резкое, оно всегда ассоциируется с сомнением, или недоверием, или подозрением. Слово «докажите» подразумевает, что «эту мысль надо пояснить, поскольку она неочевидна». И поэтому, когда в геометрии просят «доказать» очевидное, это кажется странным: ведь и так всё ясно! Наверное, именно это слово ставит учеников с гуманитарным складом ума в тупик. Люди литературного склада очень внимательно и серъёзно относятся к словам, и поэтому слова могут отталкивать их, если выглядят настораживающе.

Если бы вопрос звучал иначе, например, «А как определить, что это именно круг, а не что-то другое?» или «Почему ты называешь эту фигуру именно кругом, а не овалом или квадратом?», то это не выглядело бы настораживающе и абсурдно. Сразу было бы ясно, что нужно просто сказать определение понятия: «Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. Окружность – это множество точек, находящихся на одинаковом расстоянии от точки-центра окружности.»

Но математикам не приходит в голову заменить слова в вопросе. Они просто смотрят на слова с иной точки зрения. Для них слова – это символы: неважно, как выглядит символ, главное, чтобы была договорённость, что им обозначать. Доля истины в этом есть, конечно, но всё же слова, как на них ни смотреть, имеют своё звучание, свои ассоциации с разными понятиями и ситуациями, - одним словом, свой характер. И если характер слова значительно отличается от понятия, которое им обозначено, то это может сильно помешать пониманию сути понятия.

Может быть, именно это в геометрии Вам не нравилось в школе?

Крымчанка   30.03.2013 22:37   Заявить о нарушении
Хм... А ведь верно, всё зависит от постановки вопроса. И, в самом деле, мне этот предмет казался несколько дебильноватым, - из-за этих "Докажи".

И заучивание правил мне никогда не давалось, - даже на языковых предметах. Я просто отдавался интуиции, потому что много читал, - поэтому знаки препинания запоминались подсознательно. На уроках языка мне нравилось только писать сочинения, а диктанты - были для меня весьма скучным занятием... Теперь понимаю, почему: потому, что не было места для творческого подхода. Поэтому, - теперь понимаю, - и закончил школу жалким троечником...

Хм...)

Братислав Либертус Мудрый   30.03.2013 22:58   Заявить о нарушении
Я тоже не заучивала грамматические правила. Грамматика – вещь нужная, по-своему интересная, но заучивание правил меня не греет. Я тоже много читала и поэтому каким-то образом научилась интуитивно разбираться в знаках препинания – как говорят англичане, in the light of nature (в переводе это значит «по наитию, интуитивно», буквально - «в свете природы»). Некоторые правила помогли мне разобраться в некоторых сложных вопросах – там, где не помогала интуиция, – но обычно я ими не занимаюсь. Хорошо тем, у кого это «light of nature» есть. К диктантам же относилась по-разному – в зависимости от того, о чём в диктанте речь.

Троечник – это ещё не показатель. В жизни самое главное – это сознательность, это понимание, что хорошо и что плохо, это мировоззрение человека, это его духовный стержень. Сознательность и мировоззрение – это каркас, на который крепятся все остальные знания, умения и способности. В математике всегда ценятся решения задачи для частных случаев, особенно если эти частные случаи помогают подойти к общему решению, но общее решение задачи, помогающее найти решение в любых частных случаях, всегда ценнее. Поэтому, как бы ни были важны конкретные знания, ещё важнее – философия жизни и её двигающие вперёд идеи.

Интеллект и знания – это инструмент, который действует в том направлении, которое ему даст хозяин. Поэтому есть блестящий ум, а есть светлый ум – это большая разница. Блестящий ум может работать в любом направлении – и в честном, и в нечестном, без разбору. А светлый ум, прежде чем действовать, подумает, какие последствия вызовет это действие. Главное, чтобы у человека была совесть и сознательность – а всё остальное наработать гораздо легче. А интеллект без моральных понятий может только помешать развитию сознательности. Вспомнилась одно высказывание из сборника цитат и афоризмов – как один юрист в XVI веке подписывал свои книги: «Я тот, кто никому ни в чём не уступает и кому не у кого и нечему учиться.» У этого человека интеллект есть, а сознания ещё нет...

Вспомнился анекдот:
На вступительном экзамене студент замечательно отвечает на вопрос по физике.
Ему задают дополнительный вопрос:
- Каких вы знаете известных русских художников?
- Ну-у, Шишкин, Репин, и... ну, был же ещё этот, третий!... (Из сборника «Физики всё ещё шутят»)

Одного ума человеку мало.

Крымчанка   31.03.2013 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.