Не надо брюхо ставить на место головы

Текст написан для форума журнала "Наука и жизнь".  Спасибо, Виктор, за длинные цитаты из Третьего тома «Капитала». Что из них следует? Способ производства материальных благ (здесь Маркс не использует это понятие) состоит из двух компонентов: производительных сил и соответствующих им производственных отношений (исторических форм, общественных форм). Кризис наступает с расширением и углублением противоречий между этими двумя факторами. Производительные силы содержание экономического процесса) развиваются спонтанно, а производственные отношения (исторические формы, общественные формы) устанавливаются людьми, точнее – господствующим классом.  Когда форма перестает соответствовать содержанию, она сбрасывается. С помощью революционного класса (революции – локомотивы истории).

А что есть у Маркса производительные силы? Использую Вашу цитату из «Капитала»: машины, разделение труда, концентрация капитала, усовершенствование методов труда и доставки товаров, использование науки, которая заставляет силы природы служить труду. «Забыл» Маркс упомянуть лишь о человеке, о работнике – главной производительной силе. Но советские политэкономы добавили в производительные силы и работника. А что есть у Маркса производственные отношения (исторические формы, общественные формы), которые изменяются, совершенствуются и тянут за собой совершенствование политических учреждений, идеологии и всего, в чем может содержаться классовый элемент. Здесь классик говорит об отношениях распределения, а точнее в марксизме это называется отношениями собственности. Давайте заглянем в «Манифест…», где он точно отвечает, что должно измениться: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».

Советские марксисты, включая Ленина и Сталина, не сидели сложа руки, но развивали теорию, развивали верное и всесильное учение. И никакой отсебятины не позволяли, они писали о том, о чем их «отец родной» просто не успел сказать. После переворота в производственных отношениях (это дело революции – экспроприировать буржуазную собственность) должен быть совершен переворот во всей общественной надстройке: надо сменить государственную форму и способ управления, уничтожить старые и создать новые учреждения. Короче: ввести революционную диктатуру пролетариата. А дальше… внедрить в сознание народа (в оставшуюся часть его, после того как перебили буржуазию и ее пособников) новую идеологию – марксистскую. И установить единомыслие. Все это товарищ Сталин и его ученики успешно сделали.

Марксизм называют экономическим материализмом. И это справедливо, потому что в его  основе лежит производство. Основной «камень» Марксовой теории – способ производства материальных благ (производительные силы плюс производственные отношения). Он порождает соответствующий себе способ (образ) жизни. Люди так живут – как работают. Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Мысль развивается вслед за развитием производства, определяется производством. А  интерес экономический (хотим есть!) стоит впереди интереса познавательного, научного (хотим знать!). Это – один из «переворотов», которые Маркс совершил: брюхо поставил на место головы. Пролетариат голоден – ему надо отдать власть, а труд его, по преимуществу физический, сделать доминирующим фактором общественной жизни. Так физический труд стал «королем» всех прочих видов труда. И называла советская власть рабочих (пролетариев) – «Его Величество Рабочий класс».

Способ производства материальных благ несомненно является основой жизни. Основой – не больше. А что является стержнем, субъектом? – Мысль. Мысль, несущая в себе как познавательный заряд – что есть жизнь и какие возможности она дает, так и установочный заряд – к чему нам надо идти и что нам надо делать. Истина заключается в том, что субстанция есть не только объект, но и субъект, говорит Гегель. Да, субъект. И он ведет, определяет, какой должна быть жизнь. И тут материалист Маркс поступает весьма непоследовательно: мысль прочих – продукт экономической жизни, а его – прорывает все преграды, становится над экономикой, над потоком исторических событий и дает ориентир развития. «Вы все – смерды, а я – гений». Да, мысль Маркса взлетает над  экономикой и рисует картину дальнейшего хода событий. И в этом «полете» он субъективен, он пророк, он творец, он первичен. Гегель был прав: мысль идет впереди. Вся проблема в том, что в мысли, тем более – на деле,  брюхо не надо ставить на место головы. Среда, 19 сентября 2012 года


Рецензии