Эскизы для театра

В Ставрополе в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Художники и мир театра». Музейщики проделали огромную работу, чтобы донести до зрителей закулисную тайну создания театрального спектакля. В небольшом зале музея собраны уникальные эскизы, макеты, костюмы, афиши, программки и плакаты, выполненные в разные годы для спектаклей краевого театра им. Лермонтова. Многие экспонаты любезно предоставлены из частных коллекций. «Наша выставка – это своеобразный рассказ о рождении живого чуда – театрального спектакля, – рассказала на открытии выставки директор музея Зоя Белая. – Здесь представлены декорации к разным спектаклям, нарисованные и сделанные в мастерских. Театр – уникальный мир, где, не выходя из зрительного зала, мы можем совершить увлекательное путешествие в любую точку планеты и в любую эпоху. В театре зритель видит декорации, предварительно нарисованные художником, а затем изготовленные в специальных мастерских. А наблюдать эти процессы очень интересно! Готовя выставку, мы убедились: театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом, а еще чутким организатором сценического пространства, а еще архитектором, умело использующим нужную именно для этой сцены фактуру материала, а еще в каком-то смысле строителем, осветителем, костюмером…». А спектакли ставились в театры драмы такие, о которых можно сегодня только мечтать, одни названия вызывают ностальгию: «Король Лир», «Генрих IV», «Антоний и Клеопатра», «Ричард III», «Ромео и Джульетта»  Шекспира, «Правда хорошо, а счастье лучше», «Таланты и поклонники», «Гроза», Свои люди, сочтемся», «Конец – делу венец» Островского, «Ревизор» Гоголя. «Борис Годунов» Пушкина, «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого, «Дон Кихот», М.Булгакова, «Тартюф Мольера, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Последние» Горького, «Дети Ванюшина» Найденова, «Муж и жена» Фредро, «Пигмалион» Б.Шоу, «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина, «Человек, который смеется» Гюго, «День чудесных обманов» Шеридана и др. Большую часть названий этих пьес многие сегодня даже не знают, но память о спектаклях осталась в эскизах, макетах, костюмах. И они свидетельствуют, что ставропольский театр драмы был очень высокого уровня, потому что в них могли играть только очень талантливые актеры, а поставить – замечательные режиссеры. Вот о них, о роли сценографа в создании спектакля и рассказал открывая выставку актер Евгений Луганский. К счастью, в фондах музея за несколько десятилетий собрана богатая  театрально-декоративная коллекция, которая наглядно подтвердила его слова. Это в основном работы ставропольских авторов, которые выставлялись на краевых выставках с 1960 по 1980-е годы: тогда при их проведении обязательным был раздел «театрально-декорационное искусство». Благодаря этой  традиции советского периода сохранены имена таких художников как  И. Арлачев, Ф. Воротников, И. Лепаловский, Л. Лепаловская, М. Гафт. Иван Лепаловский в театре с 1956 года: писал эскизы, подбирал материалы, сам конструировал макеты и умел потом их «оживить». Не оставляют зрителя равнодушными и изумительные эскизы заслуженного художника России Ивана Арлачева, работавшего главным художником в Пятигорском театре муз.комедии. Есть в экспозиции уголок, посвященный детским спектаклям, театру кукол. О них можно судить по эскизам Игоря Вавилина и Татьяны Жуковой. Сколько существует театр, столько он и формируется, меняется, - это отражается и на художественно-декорационной традиции. Лепаловские, например, использовали в качестве сценографических средств сложные инженерно-технические конструкции и кинопроекцию. Арлачев умело применял синтетические ткани и материалы, эффектно усиливал цветовую эмоциональность декораций. Художник-декоратор Валентина Санжарова служит в театре с 1965 года, воплощая замыслы режиссеров. Она еще и замечательный скульптор, ее бюсты актеров и режиссеров – Малышева, Данильченко, Борташевой – теперь стали частью истории краевого театра.
А современный театр представлен работами известного театрального художника и педагога Л. Черного. Художник-декоратор Леонид Черный участвовал в 170 постановках на сценах не только Ставрополя, но и многих городов России. Его стиль - сочетание современных живописных и конструктивных приемов, тяготение к образной символике, «своя» цветовая гаммы. Он еще и щедрый коллекционер, предоставивший уникальные театральные издания прошлого для выставки, а также рисунки легендарного Константина Цыгвинцева (1882-1950), работавшего еще в театрах графа Строганова, ученика Н.Рериха. иинтересно, что в конце 1930-х он попал на Северный Кавказ и до 1945 года работал в театрах Грозного, Орджоникидзе, Ставрополя, Дагестана. Л.Черный является обладателем части наследия Цыгвинцева – редких старинных книг по театральному искусству и эскизов, которые он и предоставил музею на время экспонирования. Работы Цыгвинцева – наследие, которое демонстрирует на каком уровне была школа декоративного оформительства в русском театре, как скрупулезно изучались и воплощались приметы нужной эпохи – одежда героев, элементы окружавшей их архитектуры, мебели, предметы быта. Впоследствии, к сожалению, эту традицию вытеснил минимализм,  технологичные приемы, конструктивизм, воцарилась условность, от которой театр, как зрелище, многое потерял. Может быть потому, спектакли стали скучнее, беднее… Кстати, Л.Черный предоставил и эскизы сценических костюмов, причем разработанных им для конкретных актеров, с указанием фамилий – Поморцеву, Колгановой, Ростову…
Переходя от экспоната к экспонату, мы словно изучаем историю театра: вот явно время натуралистического оформления (настоящие деревья «росли» на сцене, громоздкая мебель подавляла пространство), а вот начался постепенный переход к бутафорским вещам, рисованным декорациям… И сегодня театральные художники-бутафоры буквально из ничего творят такое великолепие!  На открытии этой экспозиции были и актеры театра драмы. Александр Ростов и Светлана Колганова показали отрывки из нескольких спектаклей разных лет, которые когда-то шли на ставропольской сцене, вспомнили и самых любимых публикой народных артистов.  В разное время на сцене театра выступали народный артист СССР Михаил Кузнецов, народные артисты России Борис Данильченко, Михаил Никольский, Вера Рабовская и многие другие. Театр был открыт сразу после окончания войны, в мае 1845 года в новом каменном здании. С 1846 по 1849 год здесь работала труппа Карла Зелинского, в ней тогда играл знаменитый актер того времени Николай Рыбаков. С 1872 по 1875 годы на сцене выступала труппа Бориса Немова, а в 1878 по 1880 год – труппа Петра Песоцкого, в которой работал актер и режиссер Николай Синельников. В 1914 годы было построено новое здание театра «Пассаж». На его сцене работала труппа Ивана Судьбинина. В 1918 году режиссер Владимир Тункель создал в Ставрополе первый советский театр, которому 1920 году было присвоено звание первого ставропольского театра имени В.И. Ленина, а в 1937 году театр был расширен и стал краевым. А в 1964 году Ставропольскому краевому драматическому театру присвоили имя М.Ю. Лермонтова, он переехал в новое здание, в котором и располагается в настоящее время… « Думаю, театр «ловит» зрительские предпочтения, а они у нас свои, отчасти консервативные, но по-хорошему консервативные, – сказала З. Белая. – И очень хорошо, что зритель видит такой театр, где действительно можно почувствовать художественно-постановочную часть: задники, бутафорию, объекты декораций, костюмы – все в полном объеме». Чтобы убедиться в правоте этих слов нужно только посетить выставку, которая доставит огромное удовольствие театральным гурманам





 


Рецензии