Дугинские зарисовки 3. Несправедливая топонимика

 
Фото северной аллеи усадьбы Мещериных публикуется с разрешения его правообладателя – Вадима Разумова (http://deadokey.livejournal.com/ )


            Как правило, все названия мест обитания человека несут на себе те или иные топонимические признаки. И зачастую именно топонимические названия помогают  в изучении забытых страниц истории. 

            Но в отношении нынешнего названия поселка Мещерино и одноименного дома отдыха все предельно ясно – в названиях фигурирует фамилия первого владельца имения. Которая заменила прежнее название  - Дугино. Может быть, и не только первого – Василия Ефремовича, который владел имением всего то 8 лет, но и сыновей его, в первую очередь Николая, на правах старшего сына владевшего имением на протяжении 36 лет. 

            А насколько это справедливо?   

            Личный вклад Василия Ефремовича Мещерина в создании Даниловской мануфактуры в Москве настолько велик, что самый крупный корпус  Loft-квартала «Даниловская мануфактура 1867» компаниеи KR Properties получил нынешнее название «Корпус  Мещерина». И это, действительно, справедливо. 

            В отношении же названия имения, на мой взгляд, было бы более справедливым не простой перенос фамилии владельцев, а отражение в его названии творчества Николая Васильевича Мещерина. 

            Рефреном повторяемое в нынешних публикациях утверждение,  что Дугино оставило свой заметный след в истории отечественного искусства, следует немного уточнить.  Да, оно известно, но далеко не всем. Многие десятилетия имя Николая Ефремовича Мещерина было известно только в узком кругу любителей живописи. Практически все, что мы сегодня знаем о нем, известно только от И. Грабаря, уделившего ему достойное место в своей «Автомонографии» 1) 

            В своей статье Г. Гуськов пишет 2): 

            «…в 1987 году, впервые за много десятилетий по инициативе Всероссийского художественного научно-реставрационного центра была собрана по музеям страны и показана в Выставочном зале Москвы на улице Горького небольшая персональная выставка Н.В. Мещерина.  В 1994 году работы живописца из фондов Третьяковской галереи и из частных коллекций экспонировались в выставочном зале Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские. И это все…» 

            И это при том, что как художник Н.В. Мещерин высоко оценивался критиками. 

            «Всего же при жизни - с 1899 по 1916 год - Н.В. Мещерин участвовал в 27 выставках. В 1910 году он передал свои картины Вятскому художественному музею, чем в значительной степени способствовал созданию местного собрания живописи. Подаренные им полотна заложили основу картинной галереи в Вологде. 

            Ныне картины Н.В.Мещерина хранятся в Доме-музее И.И. Левитана в Плесе, Музее изобразительных искусств в Казани, Астраханской, Курской, Вологодской, Орловской, Пермской картинных галереях, Иркутском, Краснодарском, Тульском, Вятском, Самарском, Ярославском художественных музеях, Киевском музее русского искусства, а также - может быть, самые лучшие - в частных коллекциях. А ценили и стремились их приобрести такие коллекционеры, как И.А. Морозов, И.С. Остроухов, В.О. Гиршман, И.И. Трояновский...» 

            И. Грабарь приводит мнение художника  Ф.А. Малявина, убеждавшего Грабаря  бросить писать пейзажи: 

            «- Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана. 

            Как я ему ни доказывал, что ни пейзаж, ни портрет и вообще ничто в живописи не может остановиться, а будет расти и эволюционировать, то понижаясь, то вновь повышаясь, он стоял на своем».   

            И далее описывает новую тему пейзажа, открытую Н.В. Мещериным задолго до Левитана: 

            «Левитан, при всем огромном даровании и самостоятельности, зорко всматривался в пейзажи своих современников, старшего и младшего возраста, стараясь извлечь из них все, что ему казалось полезным и нужным для собственных работ. В этом отношении он был в известном смысле "использователем" чужих идей - черта, свойственная сильным людям, создателям новых направлений, без стеснения берущим свое добро там, где они его находят. Однажды он смотрел последние работы Мещерина и, отобрав из них несколько, трактовавших тему деревенских сараев, отложил их в сторону и затем долго разглядывал каждый в отдельности, сказав в заключение:   

            - Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой.   

            Через год появилась серия левитановских сараев. Если не всецело, то отчасти они могли возникнуть под влиянием нового мещеринского мотива».

            По воспоминаниям И.Э.Грабаря, в Дугине перебывали все московские художники. Гостю отводилась отдельная мастерская. В имении подолгу жили и работали И.И.Левитан, В.В.Переплетчиков, А.С.Степанов, М.Х.Аладжалов, С.В.Малютин, А.М.Корин, А.М.Васнецов, В.А.Серов, И.С.Остроухов и многие другие. И.И.Левитан именно в Дугине написал один из своих последних этюдов - "В начале марта", первоначально находившийся в собрании Н.В.Мещерина. Художники приезжали в Дугино запросто, часто и без уведомления - и всегда их здесь ждали и радушно встречали. 

            С Н.В. Мещериным И. Грабарь познакомился на выставке Союза русских художников, которая проходила в Москве с 22 декабря 1903 по 11 января 1904 года: 

            «На выставке я впервые познакомился с Николаем Васильевичем Мещериным, участником выставки, вещи которого, выделявшиеся среди общелевитанского направления москвичей, я уже заметил на выставке «36», оценив их живописную свободу и тонкое чутье цвета. Успех титовского дома толкал меня снова в Титово к тетке. Но Мещерин так убеждал меня приехать на несколько дней к нему, что я не мог отказаться от этой поездки, особенно после того, как он мне сказал, что только что отстроил там большую мастерскую, прибавив, что Левитан также бывал у него в деревне и даже писал там». 

            И вот его первое впечатление от имения: 

            «Дугино было расположено на левом берегу реки Пахры, на высоком холме, с которого открывался вид кругом на десятиверстное пространство. «Вот она, типичная подмосковная природа», - думал я, сидя в санях и проезжая то лесом, то холмами и полями, то перелесками. Был мягкий серебристо-серый день, с голубыми лесными далями. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать, все было лучше, чем в Наре, чем в Титове... 

            …Но я в первый же день проехался с ним, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берез. Это странное дерево, единственное среди всех белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо заворожило». 

            О самом Николае Васильевиче И. Грабарь пишет: 

            «Николай Васильевич был человек лирического склада, говорил тихо, был осторожен во всем - в поступках, в движениях, жестах, отзывах и высказываниях. 

            …через несколько дней приехал В.В. Переплетчиков. Сам происходя из купеческой семьи, он знал жизнь и быт московского купечества, со всеми чертами, еще не изжитыми со времен Островского, и рассказал много интересного о всей мещеринской семье. Оказалось, что в Дугине перебывали все известные московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования.   

            Мещерин начал довольно поздно заниматься живописью - лет тридцати, пользуясь советами Переплетчикова, с которым все три брата учились в Практической академии. Первые уроки рисования он брал у А.М.Корина, потом У М.X.Аладжалова и отчасти у Переплетчикова.   

            У него сразу как-то дело пошло на лад, и через несколько лет он мог уже выставляться на периодической выставке. Его этюды заметил и оценил Левитан; даже редакция «Мира искусства» отметила их, воспроизведя некоторые на страницах журнала». 

            В ту встречу В.В. Переплетчиков произнес ставшие для И. Грабаря пророческие слова: 

            «Пробыв неделю в Дугине, я уже не слишком торопился с отъездом в Титово. Когда я заводил об этом речь с Переплетчиковым, он только махал рукой и говорил, смеясь:   

            - Бросьте: из Дугина так скоро не выбираются.   

            И я действительно застрял». 

            Застрял же И. Грабарь в Дугино на целых 13 лет, куда постоянно и надолго наведывался.  А в 1913 году И.Э. Грабарь обвенчался с Валентиной Михайловной Мещериной - племянницей Николая Васильевича. 

            В Автомонографии И. Грабаря я нашел ответ  на вопрос, почему от жителей Чурилково мы так и не смогли получить какую-либо информацию о Мещерине как о художнике: 

            «При писании нам не очень мешали: чурилковцы до того уже были приучены к этому множеством художников, работавших здесь, что они смотрели на писание, как на дело самое обыкновенное, естественное и даже малоинтересное». 

            У И. Грабаря имеется описание прекрасного места имения: 

            «В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой, на выходе в поле, был так называемый «кружок» - группа в несколько особенно живописных берез, красиво изогнутых и ритмично расположенных. На кружке стояла скамья, на которой вечно сидели, любуясь открывающимся сюда видом на необъятное пространство - извилину реки, старинную Усадьбу Бенкендорфов, окрестные деревни, древнюю Колычевскую церковь Щукинский монастырь». 

            Сопоставив его описание с реальной местностью, могу точно сказать, что чуть ниже бывшего «кружка» (а может быть даже и на его месте) ныне находится Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница», возведенный в 2006-2009 годах. 

            Одна из известных работ И. Грабаря  - «Февральская лазурь».  И. Грабарь так описывает ее создание: 

            «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я». 

            Посмотреть ее можно по ссылке:  

            А часть работ Николая Васильевича Мещерина  представлена  здесь: 

            Весна в деревне (между 1905 и 1908) (Государственная Третьяковская галерея)   

            Пейзаж (1905) (Ивановское объединение художественных музеев)  

            Пейзаж со строениями (1904) (Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева)  

            Перед рассветом (В июньскую ночь) (1905) (Вологодская областная картинная галерея)  

            Рябинка (1912) (Государственная Третьяковская галерея)  

            Сосны под снегом  (Частное собрание)



            У И. Грабаря есть описание, как два приставленных для поездок по округе кучера настолько проникались работой художников, что сами брались за кисть. И у них даже что-то получалось! А может быть, начинали смотреть на окружающую природу по иному и на холсте художников видели то, на что они обычно не обращали внимания в обыденной суете.!?

            Об этих эпизодах я всегда вспоминаю, когда на память приходит запах краски и лака, исходящий из комнаты, где Таня Ло-ва долгими зимними вечерами писала в Мещерино миниатюры на традиционные русские мотивы...
И это в какой-то степени возрождало забытую и забитую всеми реконструкциями ауру творчества русских художников, царившую когда-то в этом имении...

            Но этого мы, к сожалению, по причине нашего незнания так и не заметили... 

             

Источники информации:             

1)Автомонография Игоря Грабаря (http://igor-grabar.ru/monografia.php ) 

2)Г. Гуськов, «Очарование артистической озаренности», «Московский журнал №1,2000 г. (http://www.mosjour.ru/index.php?id=1012  ) 

             



            


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.