Глубокий человек

(Вторая редакция. "Проба пера" без внятного финала... или с "открытым", если вдруг соберусь продолжить.)

Когда-то ему сказали, что на самом деле он «глубокий человек». Очень задолго до того, как привык (притерпелся) постоянно зябнуть безо всякой причины даже в самые жаркие дни. Сначала он без устали закрывал везде форточки... и "кондеи" тоже все выключал бы, но, представьте себе, в те неблизкие уже к настоящему времени годы, и конкретно в той конторе, где служил наш герой, их ещё не водилось.
После он начал кутаться в толстые шерстяные свитера и заработал привычку подолгу "медитировать" с чашкой чёрного кофе в руках, безуспешно пытаясь отогреться об неё целиком - через пальцы. Полюбились ему и "толстовки" с глубокими капюшонами, которые можно натянуть на лицо ниже уровня глаз. Но в таком виде «на люди» (на серьёзные люди) не особо покажешься, и поэтому все толстовки у «глубокого человека» проживали исключительно дома – в одной из череды его съемных квартир.
А ещё он ходил. Бесконечно шатался от угла до угла своего кабинета, отмеряя раз за разом неизменные девять шагов (восемнадцать, если - в оба конца), точно маятник в старомодных часах. Эдак он непременно когда-нибудь протоптал бы по ковру и паркету настоящую - уже всем очевидную стёжку, но однажды...
Однажды, он задумался на ходу много глубже, чем бывало обычно. И внезапно обнаружил, что мерзнет не снаружи, а откуда-то изнутри. Будто бы где-то там была трещина, из которой постоянно, днём и ночью понемногу тянуло ледяным сквозняком.
Человек заглянул в неё и внезапно очутился на краю бесконечной чёрной прорвы, полной тьмы и завывающих злющих ветров.
И вдруг вспомнил: "... мне действительно кажется, что на самом-то деле тебе вовсе не всё равно. Ты ведь очень глубокий человек. Это видно".
Да уж. Верно. Твоя правда, мертвец. Глубже попросту некуда.
Он тряхнул головой, отгоняя видение, и вернулся за стол. Но не выдержал за ним даже минуты, снова встал (под несчастный стон пружин слишком старого стула) и, в который уже раз за тот день, повторил свой обычный променад до окна.
Но на этот раз выглянул в него по-настоящему. Не такими глазам, о которых обычно говорят "оловянные" (безвозвратно затонувшими в своих собственных, навсегда затвердевших представлениях обо всем, что есть в мире), а как будто бы вновь живыми - вгляделся и увидел там... зиму.
Неопрятную, мокрую, грязную. Куда более неуютную, чем заранее можно было бы предположить. Омерзительно, страшно и жалко голую, точно чей-нибудь истощенный до бесполости и безвозрастности труп в прозекторской. Обнажённое тело на холодном железном столе со специальным отверстием-сливом для всяких жидкостей, ещё могущих вдруг истечь из него. Серая, а не белая, и сырая… зима. Как... бетонный подвал.
Но, ведь нет же! Нет! Ну, какой же подвал? Никакого подвала!
Вон - смотри – люди ходят! Огоньки на деревьях!
Разноцветные огоньки новогодних гирлянд, оплетавшие чёрные ветви, подсказали "глубокому человеку", что уже совсем скоро - главный праздник в году.
Только в сердце у него совершенно ничегошеньки не шелохнулось. Никакого предвкушения, ни намёка на радость, ни хотя бы тоски. Ни тоски по тоске.
Пустота ухмыльнулась и безгласо прошептала без единого слова - одним голым, как то самое тело, чисто вымытым смыслом: «Вот и всё. Ты теперь совсем мой. Навсегда».
И «глубокий человек» осознал, что пора бы уже что-нибудь с этим делать.
Но сначала он снова бросил взгляд на стол - на закрытые и открытые папки, полные чужих жизней. И впервые за годы растерялся, не зная, как теперь с ними быть… то есть, все инструкции, он, естественно помнил. Они были гравированы ежедневным применением в его разуме так, что ни в жизнь не забудешь, но ведь это, согласитесь, совершенно другое.
Самым первым порывом было просто бросить всё прямо, как есть, и сбежать. Просто тупо удрать. Сломя голову! Или «очертя» её, или... как ещё о таком говорят?
Почему бы и нет? Почему бы хоть раз в жизни не сделать, как на самом деле хочешь, а не должен или надо или что-то ещё вроде того?
И не важно, какой будет цена. Он почувствовал, что созрел заплатить. Именно так: "созрел", а не как порой пишут "готов".
Он прошёлся по скрипучим дощечкам паркета до двери в самый-самый последний, как ему тогда думалось, раз, вышел за неё в длинный общий коридор, и закрыл за собой. Повернул в замке ключ.
А вот вынимать его почему-то не стал - так и бросил торчать в скважине и раскачивать, точно маятником, отдалённом похожим на него же казённым брелоком.
Про себя наш герой уже крепко-накрепко порешил, что уже никогда не вернётся сюда – в этот вот свой отдельный собственный кабинет с некогда вожделенной «капитальной» (несменной) табличкой с его ФИО - слева от косяка.
Он и так проторчал в нём слишком долго. Может, даже не годы, не десятки, а сотни или целые тысячи лет очень ранней бесконечной холодной весны. Или, всё-таки, поздней осени?... Вечные где-то около 1 ноября или марта… нескончаемое первое мартобря, чтоб его так-разэдак. 365 (+1 в високосном) раз копировать/вставить вместо всех остальных дней в году... как-то так.
Ни единого соловьиного мая или настоящего белоснежно-искристого и морозно-хрустящего Рождества с новогодьем или душного тополиного лета.
До конца рабочего дня оставались еще пара часов, только это уже не имело совершенно никакого значения. Не прощаясь ни с кем, торопливо сбежав вниз по ступенькам последней из всех лестниц, он вынырнул из казённой пыльной затхлости прямо в мерзость непрошенной оттепели.


Первоначальный вариант:
Когда-то ему говорили, что он «глубокий человек». Задолго, очень задолго до того, как начал все время зябнуть без причины даже в самые жаркие дни. Сначала он без устали закрывал форточки и кутался в свитера, пытался отогреть заледенелые руки о вечную чашку "электрического" кофе... Но однажды задумался, и вдруг обнаружил, что мерзнет не снаружи, а изнутри, и заглянул в себя.  И ужаснулся, очутившись на краю черной пропасти, до краев полной мрака и свищущих ледяных ветров. И вспомнил: "Глубокий человек"... Да уж. Глубже просто не куда.
Он встал из-за своего стола под скрип пружин продавленного стула, и выглянул в окно. Там была зима, и гирлянды, мигающие на голых черных ветвях, подсказали ему, что скоро Новый Год, но в сердце ничего не шелохнулось. Ничего, ни радости, ни тоски, ни тоски о тоске. И пустота ухмыльнулась: «Теперь ты мой!». Тогда он решил, что нужно что-то делать.
Он снова взглянул на стол, на закрытые и открытые папки - картонные хранилища чужих, безразличных ему жизней, в последний раз прошел по скрипучему вытертому паркету до двери, закрыл ее за собой и повернул в замке ключ. Но вынимать не стал, так и оставил с болтающимся казенным брелоком. Он уже знал, что больше не вернется, он и так пробыл здесь слишком долго… До конца рабочего дня оставалось еще часа два, но это уже не имело значения. Ни с кем не прощаясь, он сбежал по ступенькам и вынырнул из пыльной затхлости в седую мерзость непрошеной оттепели.


Рецензии
Интересная миниатюра…
Вероника, но если ОН взглянул на «картонные хранилища чужих, безразличных ему жизней…», то у НЕГО и после ухода ничего в сердце не шелохнётся.Как-то так...

Галина Сафонова-Пирус   16.02.2013 20:02     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы! Но ведь в данной миниатюре он был ещё в самом начале пути. И даже не подозревал о том, что это - путь. Он просто встал и ушёл и от чужих, на тот момент действительно безразличных ему жизней... нет, скорее он был зол на них. Потому что они заслонили от него, и фактически отняли его собственную и жизнь, и душу. На тот момент он не жил в настоящем смысле этого слова. Винтик. Шестерёнка в отлаженном механизме. Очень хорошая шестерёнка. Очень правильная - внешне, а внутри - выхолощен, выпотрошен, выпит до самого донышка.
Он ушёл из своего кабинета, как уходят из жизни. Это было, так сказать, социальное самоубийство... да что там говорить :) В глазах очень многих это было самоубийство почти самое, что ни на есть, настоящее. Порой он жалеет о том, что совершил его... но, уйдя, он кое что нашёл. Не в один день, и ещё не до конца понял, что же именно... а всё-таки мне кажется, что это - что-то стоящее :)


Вероника Ионова   17.02.2013 23:16   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы по поводу безразличия, действительно безразличному человеку на самом деле трудно помочь. Но, по-моему, безразличие безразличию всё-таки рознь. К примеру, безразличие безмерной усталости, подлинного изнеможения. Всё. Работа сделана. И сделана она хорошо. Но эмоций это уже никаких не вызывает. Ещё - безразличие привычки. Безразличие, как самая последняя стадия крайней степени отчаяния. Безразличие измученного долгой тяжёлой болезнью, или очень сильной болью. Безразличие смирения (после долгой, упорной, но безрезультатной борьбы) перед неизбежным, которого, не смотря на то, что приходится с ним мирится, ни умом, ни сердцем всё равно никогда не примешь.

Вероника Ионова   17.02.2013 23:22   Заявить о нарушении
Вероника, Вы правы. Правы и в том, что «безразличие безразличию всё-таки рознь», но…
Но я писала о Вашей миниатюре, а в ней Вы, как автор, не «прописали» всего того, о чём - в «добавить замечание»… Кстати, не ясно даже из-за какого стола ОН встал и думалось: дома, а потом оказалось… И «срока» его работы я, как читатель сразу не уловила, и отношения к тем, из-за кого ушел. Не говорю, что, мол, обо всём этом – надо «долго и нудно», но хотя бы двумя-тремя словами.
А миниатюра и Вы, - автор, - интересны!

Галина Сафонова-Пирус   18.02.2013 16:34   Заявить о нарушении
Спасибо за совет, учту :) Просто само по себе безразличие (безотносительно миниатюры) показалось мне интересным предметом для дополнительных рассуждений. Признаться, до вашего замечания я отдельно на нём не концентрировалась. Но ведь он (феномен безразличия) действительно стоит отдельного рассмотрения.
исследования.

Вероника Ионова   18.02.2013 22:58   Заявить о нарушении
"... рассмотрения, расследования" и следующей миниатюры, Вероника, а посему - пишите! Буду читать.
Успехов!

Галина Сафонова-Пирус   19.02.2013 18:03   Заявить о нарушении
Спасибо! :)

Вероника Ионова   20.02.2013 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.