Акула Додсон и хоббиты-буржуа

Первый шаг всегда труден.
С чего начать?
А, пожалуй, так: «Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах, и любопытный читатель многое узнает об их нравах и кое-что из истории». Стоп! Это уже было. У Дж. Р. Р.Толкиена. Вот незадача!
А если?
«Лицо Додсона мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность. Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома.
– Пусть платит один восемьдесят пять, – сказал Додсон. – Боливару не снести двоих».
Господи Правый! И сие не подходит. О. Генри. «Дороги, которые мы выбираем».
Запутался. Ну, тогда!..
Жил да был на свете буржуа. Буржуа зомбартовский, «средний европеец» (по К. Н. Леонтьеву), представитель «малого народа» (как у Огюстена Кошена и Игоря Шафаревича), он же «человек массы» Хосе Ортеги-и-Гассета и новый элитарий К. Лэша. Всегда существовал. При любой формации, в рамках всякой цивилизации, а культурно-исторический тип для него и не был важен.  Он мог быть смешным, как г. Журден у Мольера, отвратительным, как «Скупой рыцарь» или даже некоторым образом привлекательным, как чеховский Лопахин. Иногда увлекался наукой, литературой и политикой (Б. Франклин приходит на ум), изредка он становился поэтом или бродягой, но всегда в нем доминировала одна страсть… Страсть к накопительству. Однако, ему не были нужны собственные луга и поля (ради обладания или герба). Он не являлся филателистом или нумизматом. Золотые дублоны, «зеленые» доллары, раковины «каури» буржуа требовались ради них же самих. Через деньги он мечтал править уездом, полисом, государством, миром. Но в Древнем мире и в Средневековье ему этого не давали. Земельная аристократия, крестьяне, ремесленники и даже рабы его презирали. Он становился ростовщиком, чтобы почувствовать свое мнимое величие, чтобы отплатить всем насмешникам и недоброжелателям. Деньги у буржуа брали, но при случае старались рассчитаться пинком в podex. Традиционные религии беднягу не поддерживали, а в религиях персонализма его занятия, вообще, проходили по разряду дел презренных.
Впрочем, Акулы Додсоны древности смогли отвести свою душу, занявшись пиратством – несколько опасным способом накопления денег. Но все же это было не то. Хотя и позволяло себя ощутить самодостаточным лицом, не покорившимся жрецам, царям и прочим недоумкам от власти. «Человек-корабль» античности (по М. К. Петрову), пират и ростовщик пытался создавать свою форму власти – демократию, где деньги играли приличную роль. Привлекал для сего благородного дела аристократию, уставшую от надзора за доходами от земли. Но матросня, крестьяне и ремесленники отвечали на подобные властные потуги поддержкой тирании. Борьба шла с переменным успехом…
По настоящему, буржуа  дорвался до рычагов власти на излете Римской империи. Он тусовался среди «всадников» и евнухов императора, заседал в Сенате… Пришли варвары… И оборвалась песня буржуа…
В Средние века буржуа потихоньку копил силы. Государства, духу своему подвластные, создавал и различные объединения, разные там Венецианские и Генуэзские республики или Ганзу. Во Франции и Англии буржуа действовал робее, но настойчивее: опять прибег к ростовщичеству, да и земельными спекуляциями не пренебрегал. Звездный час настал в XV веке! Погибла окончательно Византия, закончилась Столетняя война, началась эпоха тотальных изобретений и географических открытий (золото хлынуло в Европу).
Сам буржуа особо изобретательством не баловался, но использовал технические и иные изобретения других. Монахи и крестьяне сумели рас ширить севооборот, буржуа скупал и перепродавал результаты их трудов. Гуттенберг распространять пытался Библию, буржуа же, использовав печатный станок, стал размножать порнографию и книжки, разрушающие традиционное общество.
Договорившись с крупной аристократией, в период «Долгого XVI века» буржуа смял крестьянство и мелкое рыцарство, постепенно подчинил королевскую власть.
Ах, каким же отличным изобретениями стали пушка, мушкет и т. д. Эпоха рыцарства и открытых вооруженных выступлений крестьян ушла в прошлое. Зачем честь? Зачем способность аристократии носить меч, а крестьян бить врагов вилами? Пушка превращает их в месиво, не разбирая чистых и нечистых, благочестивых и не очень. Меч – аристократичен, вилы – демократичны, пушка же – буржуазна. Война стала становиться все более массовой по количеству убийств и все отстраннее и отстраннее: теперь солдат не видел близко лицо врага, не чувствовал его предсмертный хрип, не ощущал, как холодное железо пробивает живое тело. Деньги не имеют физиономии, и война стала безличной. Пиком буржуазности стало изобретение ядерной бомбы в наши времена. Издержек – минимум, но каков результат. И мораль с нравственностью копошатся где-то на задворках сознания…
Чем дальше, тем хлеще.
«Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения, безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывающие человека к его «естественным повелителям» и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и приобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Буржуа  в  XIX-XX вв. окончательно приватизировал власть. «Двойные стандарты», за которые мы упрекаем западные державы, для него – норма, возможность получать прибыль и снижать издержки. Честь, совесть и долг – «человек-корабль» давно оставил за бортом, они ведь не описываются в рамках экономических теорий.
Буржуа переформатировал религии. Удобный божик, поощряющий накопление ему подходит, плюс на церковь в протестантском духе и тратиться не очень надо и длинные молитвы зубрить, и посты соблюдать. Дешевое спасение гарантировано!
Буржуа захватил культуру. Хоббиты во «Властелине колец» Толкиена – это потенциальные буржуа. В известный фильм-трилогию не вошли события в Шире, после прибытия туда Сарумана. Не случайно. Хоббиты, которые любили сладко поесть, погулять по вольным лесам, вдруг превратились в страстных поборников наживы (те же леса отправились под пилу и речки перегородились, ради огромных мельниц). Одним словом, лица новоявленных додсонов мгновенно изменились – теперь они выражали холодную жестокость и неумолимую алчность. Души этих хоббитов проглянули на минуту, как выглядывают иногда лица злодеев из окон почтенного буржуазного дома. Конечно, Фродо со товарищи навели порядок, но они ведь «неправильные» хоббиты, набравшиеся глупых понятий во время странствий. Что стало с Широм при последующих поколениях, об этом Толкиен умалчивает…
Массовая культура – это порождение хотения буржуа. Ничего высокого. Все понятно. Приносит исключительно удовольствие и оплевывает все не буржуазное. Массовая культура не имеет отношения к искусству. Ее функция обслуживать рекламу. А фильмы, музыку, исполнителей «хитов» продвигают не боле как товар, как пылесос или чайник. Человек опущен ниже уровня животного, он стал неодушевленным предметом.
Буржуа переписал и историю. Многих героев Средневековья ныне числят подлецами, а бывшие негодяи обряжены в белые чистые одежды. Пошастаешь по Интернет и обязательно наткнешься на восхваление тамплиеров. И кино, про них, родных и положительных снимают, и книжки хвалебные пишут. Почему? Казалось бы христианский «темный» орден?.. Но из истории тамплиеров мы знаем, что они быстро заразились духом буржуазности, приобрели страсть к накоплению, практиковали ростовщичество. Так что своих буржуа не предает. Как и Иуду Искариота (множество писателей его оправдали сотни раз). Как и братьев-пиратов (любит народ образ Джека Воробья из популярной киношки).
Буржуа не любит буржуазную Россию. Странно. Хотя… До сих пор Россия не обуржуазилась до конца. Есть еще идиоты, которые вспоминают свою историю, а вместо очередного сере-буро-полосатого холодильника покупают книжки. Отстала Россия от цивилизации…
Но остановимся. Тому, кто хоть немножечко знаком с биологией, поведение буржуа наверняка что-то напоминает… Друзья! Перед нами вирус! А капитализм – это инфекционное заболевание, коим страдает все человечество. Насморк – финансовый кризис, кашель – проблемы с экологией, ломота в суставах – духовная стагнация. И температура растет… Но это не что-то страшное, это ОРВИ! А ОРВИ все-таки проходит. Капитализм уходит. Но возможны осложнения, которые хуже самого заболевания. И вирус никуда не денется. Он временно замрет. Такова его природа.



(Сокращенный вариант был опубликован на информационном портале "Однако")


Рецензии