Дугинские зарисовки 6. Енукидзе, Ежов и другие...

 

             

               

            В коллаже использовано фото из Википедии в статусе «public domain» и с разрешения  Вадима Разумова  (http://deadokey.livejournal.com )   три его фото. 

             

            Название «дача в Мещерино» встречается во многих источниках и воспоминаниях, в которых упоминаются Николай Ежов,  Авель Енукидзе,  Георгий Димитров… Но, как я уже убедился,  не всегда в них речь шла об одних и тех же зданиях в бывшем имении Дугино.   

            Объединение после революции двух усадеб по обе стороны Пахры в совхоз «Мещерино-Котляково» привело к закреплению в дальнейшем  названия «Мещерино»  как за самой усадьбой Мещериных, так и за бывшей дачей М.И. Калинина, что расположена на месте бывшего села Котлякова. Ныне там размещается Представительский дом приемов «Мещерино» МИД РФ.   

            А бывшая усадьба Мещериных  является сейчас Центральным пограничным домом отдыха «Мещерино» ФСБ РФ. 

            Возникший же поселок между деревней Чурилково, усадьбой Мещериных и бывшей усадьбой Алексеевых в Котляково также ныне именуется «Мещерино». 

            Встречаемая информация, что дача Ежова находилась в Мещерино, в принципе соответствует действительности. Если говорить о местности или усадьбе в целом. Но была ли дача Н. Ежова в самом особняке Мещериных? Ведь нам указывали совершенно иной объект на территории бывшей усадьбы.  Усадьба Мещериных помимо самого особняка имела много и других строений, перечень которых вряд ли можно сейчас привести. Большинство из них было перестроено и утратило свое первоначальное предназначение. По всей вероятности  усадьба  в тридцатых и последующих годах прошлого столетия пополнилась и новыми объектами.  И на одном из них мы были, как на даче Н. Ежова. 

            В основном же доме имения  Мещериных длительное время хозяйничал Авель Енукидзе, до марта 1935 года бессменный секретарь ВЦИК (ЦИК СССР). 

            О даче А. Енукидзе упоминает в своих воспоминаниях земляк в Сталина   Г. А. Эгнаташвили, работавший  в Главном управлении охраны 1): 

            «И вот однажды мы собрались в Мещерино, на дачу Абеля Софроновича Енукидзе». 

            Мещерино упоминается и в письме М. И. Калинина  А. С. Енукидзе,  11 сентября 1934 г., Сочи 2): 

            «…повнимательнее относитесь к своему здоровью, поменьше комиссий и обязательно хоть один день помимо выходного бывать в Мещерино». 

            К сожалению, у меня нет возможности сфотографировать и опубликовать то здание, в котором и находилась дача Ежова, и на которой мне довелось побывать. Но кое-что удалось разыскать  в Интернете. 

            Что можно выяснить при сравнении имеющихся фотографий? 

            Фотографию из Википедии можно отнести примерно к 1936 году или к чуть более позднему периоду. 

            По воспоминаниям приемной дочери Ежова - Натальи Хаютиной, после ареста  в апреле 1939 года Н. Ежова семилетнюю Наташу  отправили в Пензенский детский дом. На даче же Наташа упоминается четырехлетним ребенком. Следовательно, на даче в Мещерино она не могла быть ранее 1936 года и до назначения Н. Ежова в сентябре того же года наркомом внутренних дел СССР. 

            В воспоминаниях  упоминаются «Несколько домов, кинозал, бассейн, штат прислуги и стая павлинов, за хвостами которых охотилась четырехлетняя Наташа». 

            Упоминание нескольких домов совершенно справедливо. Но  бассейна в парке, прилегающем  к  особняку Мещериных, не было. А вот небольшой кинозал в самом особняке был, на первом этаже. И, по словам местных жителей, в нем собирались на просмотр фильмов со ВСЕХ расположенных неподалеку объектов тогдашнего НКВД. До строительства аэропорта в Домодедово этот район курировали спецслужбы и был закрытым. 

            На опубликованной  в Википедии фотографии его жены и его приемной дочери видна терраса, упоминаемая в биографии наркома 3): 

            «А утром, когда он выходил к машине, дочка проснулась и бросилась за ним на террасу». 

            У особняка же Мещериных такой террасы нет. На фото особняка, размещенных в коллаже, ни с одной его стороны террасы не видно.   

            Изначально были  только балконы на первом этаже особняка, по бокам от главного входа на восточном фасаде здания. Во время реконструкции здания, когда был надстроен третий этаж (верхнее фото, справа), балконы были удалены, а вход в здание перенесен на боковой северный фасад (нижнее фото, слева). Возможно, тогда же был открыт второй вход на северном фасаде здания. 

            Конструкция ограждения террасы (бетонные столбики и металлические перила) не  вписывается в общий стиль особняка Мещериных. Она более современная и  характерна  архитектурной моде  30-х годов прошлого века. 

            Приходится вторично сожалеть, что здание дачи Ежова нам не дали рассмотреть вблизи и со всех сторон, поэтому терраса в памяти не отложилась. Возможно, она и была со стороны главного входа в здание, а наши наблюдения велись со стороны кочегарки.   

            Осталось только несколько неприятное воспоминание от длинного двухэтажного дома, лишенного каких-либо архитектурных изысков, сложенное из серо-белого кирпича.   

            Виденное нами здание и в целом бывшая  дача Ежова никак не соответствовали описанию поэта Демьяна  Бедного, который писал в письме И.В. Сталину 4): 

            «Енукидзе начал с того, что стал в подробностях показывать мне свою — действительно, до невозможности великолепную — дачу». 

            Согласитесь со мной, под это описание больше подходит именно особняк Мещериных, вероятно к этому времени уже перестроенный. Возможности для этого у Енукидзе, как у секретаря ВЦИК,  были огромные (с июля 1918 года  - секретарь Президиума ВЦИК, с  декабря  1922 года  по 3 марта 1935 года  - секретарь Президиума ЦИК СССР).   

            В «Коммерсантъ» о сфере деятельности А. Енукидзе  приведена такая фраза 5): 

            «Поскольку ремонтировать дома приходилось достаточно часто, а распылять силы и средства контролирующий все дачное хозяйство секретарь ЦИКа Авель Енукидзе не мог, там же вдоль Рублевки стали строить и новые дачи для менее ответственных товарищей. Тогда же было перестроено и само шоссе. Оно стало «американкой» — грунтовое покрытие укатали тяжелыми паровыми катками, что для подмосковных дорог было новшеством». 

            Демьян Бедный  также подтверждает огромные  возможности ЦИКа 4): 

            «Я исхлопотал себе участок земли, примыкающий к Буденному. Прижался я к такому соседу с умыслом, стройка производится ВЦИКом большая, авось что-либо и мне перепадет, вода, например, и свет, опять же и дорога соседу выложена прекрасная…». 

            Немного отвлекаясь от основной темы зарисовок, нельзя не отметить «флюгерную» изворотливость народно-пролетарского поэта  - «настучать» вождю на А.Енукидзе через месяц после отстранения последнего от должности (с  4 марта 1935 года А. Енукидзе отстранили от занимаемой должности)! 

            Интересен факт, что решение вопроса по этому письму (предоставление  поэту дачи) И.В. Сталин поручил Н. Ежову.  Уже летом того же 1935 года поэт жалуется на Н. Ежова в очередном  письме вождю 6): 

            «Реальная ее подоплека: т. Ежов на мои вздохи, что дача — «мечта», от которой меня клещами не оторвать… Прошли май, июнь, идет июль. Ежов — по причинам, известным ему, а не мне, — прячется от меня, как черт от ладана: не дозвониться к нему… не отвечает. Меня это … настораживает, тем более что и «мечта» остается только мечтой, — возбуждает настороженность та подозрительная медленность, с какой — третий месяц! — ищут для нее маляров и все никак не найдут, и будет ли дача готова к концу лета, неизвестно…» 

            И тот же Н. Ежов, будучи на тот момент заместителем председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) выступил с докладом по одному из вопросов Пленума ЦК ВКП(б) от 05-07.06.1935 года - «О служебном аппарате Секретариата ЦИК Союза ССР и товарище А. Енукидзе». 

            Решением Пленума «за политическое и бытовое разложение» А. Енукидзе был выведен  из состава ЦК ВКП(б) и исключен из рядов ВКП(б) и далее  после обвинения в измене родине и шпионаже  в апреле 1937 года арестован и 30 октября расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР (в 1960 году А. Енукидзе посмертно реабилитирован как жертва сталинских репрессий и восстановлен в партии). 

            По всей вероятности, осторожный Н. Ежов не рискнул занять «дачные хоромы» А.Енукидзе и довольствовался новостроем тех лет. Но и там его семья неплохо устроилась, имелась прислуга, городошная площадка и площадка для крокета, супруга его развела павлинов и устраивала  литературные и музыкальные вечера, которые посещали известные писатели и деятели культуры… 

            Есть еще интересная информация  - неправленая стенограмма выступления И. В. Сталина на расширенном заседании военного совета при наркоме обороны 2 июня 1937 года 7): 

            «Колхозы. Да какое им дело до колхозов? Видите, им стало жалко крестьян. Вот этому мерзавцу Енукидзе, который в 1918 году согнал крестьян и восстановил помещичье хозяйство, ему теперь стало жалко крестьян. Но так как он мог прикидываться простачком и заплакать, этот верзила, то ему поверили». 

            Не усадьбу  ли Мещериных имел в виду вождь всех народов!? 

            Отложив на несколько дней материал этой главы, сегодня просмотрел ее свежим, не замыленным взглядом… Очень неубедительной показалось собственное предположение о причинах не заселения Н. Ежова непосредственно в особняк Мещериных… Какая-то иная причина должна была существовать в то время… 

            И я ее, кажется, нашел! 

            Нашел в найденных воспоминаниях Владимира Скрябина – племянника Вячеслава Молотова 8). По его словам, до 1937 года, до переезда в «Горки-2» у Вячеслава Михайловича была дача в Мещерино. 

            В его воспоминаниях есть даже описание двухэтажного дома с верандой, но оно скорее относится к даче в «Горках-2», так как в них упоминается не кинозал, а гостиная, где крутили фильмы. И его воспоминания о просмотренных у дяди на даче фильмах, в частности «Волга-Волга» это подтверждают. Потому как премьера этого фильма состоялась только в апреле 1938 года.   

            Тогда все становится на свои места. 

            До марта 1935 года в особняке Мещериных находилась дача А. Енукидзе. Затем, до  1937 года особняк занимал под дачу В. Молотов.  И, следовательно, ко времени назначения Н. Ежова наркомом внутренних дел СССР  (в сентябре 1936 года) и приобретения им права на госдачу, особняк был занят. Поэтому ему пришлось «довольствоваться» более скромным зданием в той же усадьбе Мещериных. 

            Далее, в информации о «даче в Мещерино» упоминается лидер Коминтерна Георгий Димитров. 

            В некоторых источниках Представительский дом МИД «Мещерино» МИД РФ в Котляково называют не только бывшей дачей Калинина, но и дачей  Димитрова.  Утверждать или опровергать это не берусь за неимением данных. Да и  это уже совсем другая тема… 

            Приведу только информацию, связанную с пребыванием Г. Димитрова в особняке Мещериных 9). 

            В конце марта 1940 года Георгию Димитрову была предоставлена дача Н. Ежова, который уже был объявлен «врагом народа», арестован и даже расстрелян в феврале. Так что, «вакантной» дача оставалась всего два месяца! 

            До этого Г. Димитров жил на даче В. Молотова, т.е. в главном доме усадьбу Бенкендорфов, позднее Алексеевых в Котляково. 

            Имеющиеся еще упоминания о проживании Г. Димитрова в Мещерино в 1948 году не имеют четких ориентиров  в части конкретных объектов проживания. Поэтому я их опускаю… 

 
Источники информации:            

1) Логинов Владимир, «Тени Сталина»   http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=148847 

2) РГАСПИ. Ф. 667. On. 1. Д. 17. Л. 34-35. Автограф. 

3)Полянский А. И. Ежов. История «железного» сталинского наркома. — М.: Вече, АРИА-АиФ, 2001.(http://militera.lib.ru/bio/polyansky_ai/index.html) 

4) Фонд А.Н. Яковлева, Письмо Демьяна Бедного И.В. Сталину 15 апреля 1935 года  http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1015412   

5)Коммерсантъ «Рожденное революцией»,  «Дом». Приложение, №55 (3386), 30.03.2006 http://www.kommersant.ru/doc/660322/print   

6) Фонд А.Н. Яковлева, Письмо Демьяна Бедного И.В. Сталину 03 июля 1935 года  http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1015436   

7) Василий Сойма, Запрещенный Сталин  (http://www.greatstalin.ru/files/books/Soima_zapr_Stalin.pdf ) 

8) Газета "Коммерсантъ", №124 (1306), 02.08.1997 ( http://kommersant.ru/doc/181959/print ) 

9)   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.