Последствия отрицания эволюции Религии VII

VII

Внимательное изучение трудов известного этнографа и историка религии Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» и «Фольклор в Ветхом Завете» подтверждает многое вышесказанное.

Разнообразный этнографический и фольклорный материал показывает поучительную генетическую связь христианства с древними верованиями человечества, в том числе и с мистериями. Подобный материал наносит чувствительный удар по утверждению теологов христианства о религии как откровения, а также представляет Библию как пример литературы древности.

Согласно вышесказанным точкам зрения, ритуалы мистерий явились отправной точкой и подготовительным этапом для нелегкого становления христианства. Тем самым выдвигается утверждение, что сущность христианства представляет собой эволюционно более современный тип мистерии.
 
В процессе изучения информации нам также встретилось распространенное выражение, что мистерии не поняты религиозным мышлением. Этого существенного вопроса мы коснулись в «Христианстве и мистериях». Повторяя вкратце свое мнение отметим, что, как правило, с позиции религии многое противоречащее ей вообще объясняется как чуждое и вредное «божественной истине».

Иначе подходя к проблеме, можно поставить следующий вопрос. Каким образом религия собирается объяснить мистерии, если она не в состоянии объяснить на должном уровне собственную сущность? Впрочем, судя по ее логике, религия нуждается только в  слепой вере.

Высказанное нами выше приводит нас к мысли, что однобокий, грубый и упрощенный подход к мистериям со стороны религии потому такой презрительный, что христианство внутренне чувствует родство с ними. Как и мистерии, религиозные постулаты сами грешат многочисленными разногласиями. Примечательно, что не обремененные слепой верой мыслители пытаются в языческих проявлениях мистерий рассмотреть более глубинный смысл, нежели он виден в христианстве. Возможно такой путь содержит верную часть пути к познанию того и другого.

Тогда наверное вернее сказать иначе. Сами мистерии и христианство не поняты, скажем, по отношению к науке. Понятно, что подобное изучение развития религиозного мировоззрения от язычества к христианству должно иметь общую обоим системам основу.

Изображенный нами защитный механизм христианства в виде отрицания генетического родства с мистериями сам может послужить интересным предметом для размышлений. Очевидно, данный механизм представляет собой расщепление одного процесса на два совершенно не связанных между собой. Подобную аналогию можно встретить в мифологии, легендах и сказках. К примеру, два казалось бы независимых героя при более пристальном изучении предстают перед нами в сущности различными во времени представлениями об одном божестве.

В некотором роде это говорит нам о том, что христианство пользуется для своего утверждения способами, также присущими мистериям, то есть мифологическому способу мышления.

Подобная картина также может найти свою аналогию в учении о психозах.

                Продолжение следует ...


Рецензии