Клара

Испытание она получила по силам - силам не женским совсем, нечеловеческим, сверхъестественным даже. Мощь человеческого духа, способность под непроницаемым лицом скрыть все свои тяготы, несчастья и заботы поражает. Такой она была — с виду лишь невозмутимой, несгибаемой, железной.

Отработав после войны восемь лет на ГАЗ-51, накрутив тысячи кривых верст по пыльной целине, сотни раз вручную сменив пятидесятикилограммовый пробитый баллон, пропитавшись запахом соляры и автола, изящные пальчики превратив в сбитые, жилистые и мозолистые, она пересела в такси. Но не на сиденье пассажира, а по привычке на водительское. Довольно быстро изучив все улицы и закоулки родного города, тридцать лет прокрутила одним поворотом руля.

За время работы было всякое: кражи, ограбления, погони, роды и приступы на заднем сиденье. Тысячи лиц она видела в своей машине - приезжих и проезжающих, старых и молодых; влюбленных, тихо целующихся и сжимающих друг другу руки; подвыпивших мужчин, осыпающих её неуклюжими комплиментами; грустных парней и девушек с опустошенным разрывом с любимым человеком взглядом, тоскливым и безжизненным; веселых и озорных, наглых и стеснительных.

Незаметно совсем, казалось, появились муж и сын, собственная квартира, телевизор и холодильник, кошка и собака. Сынок вырос и поехал по колее матери, хотя крутить баранку любимой Волги сил было еще предостаточно и у самой.

В девяносто пятом развалился знакомый до камня и подшипника родной таксопарк. Чудом мать с сыном выкупили свою видавшую виды кормилицу и, пытаясь заработать хоть что-то, вновь и вновь посменно развозили пассажиров, поднимающих руку при виде зеленого огонька в их просторном салоне. С одной из смен сын не вернулся. Ни его, ни машину так и не нашли, а может быть и не искали. Девяносто седьмой шёл...

Месяц пообивав пороги, собрала Клара всё, что могла продать и продала. Опять купила подержанную Волгу и, не в силах усидеть без дела, снова зажгла их с сыном зеленый огонек надежды и тепла, да вернулась на прежнее место — на автобусную остановку, втиснутую в самом центре города, как раз напротив кафедрального собора и областной думы.

На заднем сиденье разложив детские игрушки, ждала она очередного клиента, свесив заправски руку из окна над проезжей частью. Всего трех-четырех пассажиров развозила за день. Не деньги ей нужны были — внимание, общение, элементарное ощущение нужности и полезности. Хотелось ей просто поговорить с кем-то, узнать что-то новое и интересное, оказать качественную услугу — быстро и с комфортом доставить в нужное место...  И может быть хоть когда-нибудь, хоть что-нибудь узнать о пропавшем сыне.


Рецензии