О знамениях

   Иногда слышишь от неверующих людей такой «наивный» вопрос:
«Почему Христос претерпел не самые страшные муки, т.е. не такие страшные как многие Его последователи?»
И другой, такого же рода вопрос:
«Почему Христос не явил столь значительных и многочисленных чудес, какие явили некоторые святые?»
   Почему я говорю, что такие вопросы могут задать только неверующие люди? – Потому что верующим людям свойственно благоговение. Вера направляет их разум, и они знают, что Господь совершает все единственно верным способом. А в приведенных вопросах явно просматривается желание знамений. Дескать, почему Господь не явил таких чудес, чтобы мы уверовали? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…» – ответил таким вопрошателям Спаситель. (Мф. 12:38-45)
   И все-таки, на эти, как и на любые другие вопросы, нужно отвечать. Потому что запретных вопросов нет! Неисповедимы пути, которыми Господь направляет души ко спасению. Многим из нас суждено пройти через заблуждения и сомнения. И потому, опираясь на веру, можно и нужно отвечать на любые вопросы. Поэтому, с благоговением перейдем к делу.
   А дело состоит в том, что логика божественных деяний никак не совместима с суетной мирской логикой. Как не пытались сделать из Христа «супер стар», ничего из этого не вышло и никогда не выйдет. Господь пришел на землю не для того, чтобы завоевать «популярность», удивить кого-то, подавить воображение. Свой выбор мы должны сделать свободно, а не под давлением неопровержимых «доказательств». Христос пришел, чтобы спасти души людские и указать им путь в Царство Божие. А конкретно, – Он пришел, чтобы основать Церковь, основанную на Любви. Поэтому, чудеса Он сотворил именно такие, какие нужно было сотворить для этой цели и мучения принял такие, которые могли стать символом Любви и Веры.
   Деяния Господа совершенны и гармоничны. Есть очень важный закон гармонии, который состоит в применении наименьших возможных средств для достижения каких-то целей. Этот закон проявляется везде в природе, под разными названиями он сформулирован во всех разделах знания и творчества. В физике он называется «Закон наименьшего действия». В философии – «Принцип Оккама». Но, как его не называй, именно этот закон лежит в основе воспринимаемой нами гармонии Божьего мира.
   Избыточность противопоказана творениям Господним, она порочна по своей сути. Для нас, людей избыточность каких-то проявлений или сотворенных нами форм означает упадок творчества, закат цивилизации и культуры.
   Возвращаясь к искусительным вопросам маловеров, скажем так:
Что из того, что Николай Чудотворец, Преподобный Серафим Саровский, Праведный Иоанн Кронштадтский и другие святые сотворили много чудес? Умаляют ли их чудеса Славу Господа Иисуса Христа и величие сотворенного Им? – Нет! Наоборот! – Ведь их чудеса сотворил Сам Господь, сделав святых праведников Своим орудием. Святые – это Лики Божии, явленные нам в перипетиях повседневной жизни. «Славен Бог во святых Его!» Воистину так!
   Что из того, что мучения Спасителя, или вернее, – Страсти Христовы, как принято говорить в церкви, были не самыми страшными, какие известны нам из истории христианства? Действительно, поверхностно судя, можно сказать, что страдания святого Уара или святого Пантелеймона превзошли крестные страдания распятого Христа. Но, по сути, это ужасная ложь, искажающая самую основу веры. Ведь святые, как в славе своей, так и в страстях, олицетворяют Господа. В них страдал Господь, каждая слезинка их была выстрадана Спасителем. Как сказал Симеон Новый Богослов: «Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая». Господь знает нашу боль и скорби как Свои и Милость Его готова пролиться на нас, как только мы воззовем к Нему с верою и отречемся от сатаны, т.е. покаемся в грехах. Так не упустим же  шанс на спасение! Порадеем, братья, чтобы воскрес Христос в каждой христианской душе!


Май 2008г. Нюрнберг.


Рецензии