Чудо, тайна и авторитет

«Они вытерпели крест твой, они вытерпели десятки лет голодной и нагой пустыни, питаясь акридами и кореньями, - и уж, конечно, ты можешь с гордостью указать на этих детей свободы, свободной любви, свободной и великолепной жертвы их во имя твое. Но вспомни, что их было всего только несколько тысяч, да и то богов, а остальные? И чем виноваты остальные слабые люди, что не могли вытерпеть того, что могучие? Чем виновата слабая душа, что не в силах вместить столь страшных даров? Да неужто же и впрямь приходил ты лишь к избранным и для избранных? Но если так, то тут тайна и нам не понять ее. А если тайна, то и мы вправе были проповедовать тайну и учить их, что не свободное решение сердец их важно и не любовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо, даже мимо их совести. Так мы и сделали. Мы исправили подвиг твой и основали его на ЧУДЕ, ТАЙНЕ и АВТОРИТЕТЕ. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки. Правы мы были, уча и делая так, скажи? Неужели мы не любили человечества, столь смиренно сознав его бессилие, с любовию облегчив его ношу и разрешив слабосильной природе его хотя бы и грех, но с нашего позволения? К чему же теперь пришел нам мешать? И что ты молча и проникновенно глядишь на меня кроткими глазами своими? Рассердись, я не хочу любви твоей, потому что сам не люблю тебя. И что мне скрывать от тебя? Или я не знаю, с кем говорю? То, что имею сказать тебе, все тебе уже известно, я читаю это в глазах твоих. И я ли скрою от тебя тайну нашу? Может быть, ты именно хочешь услышать ее из уст моих, слушай же: мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна!»
«Великий Инквизитор» Федор Михайлович Достоевский

Для ограниченного и невежественного человека все ЧУДО.
Если не знать закона всемирного тяготения, падение на филейное место – ЧУДО. Когда-то на огород древнего грека приземлился марсоход, - и он написал миф. Когда-то русский поселянин увидел трех факиров, - и написал былину о Змее Горыныче. А когда он увидел пузатого тренера по тяжелой атлетике со свистком, гоняющего трех своих подопечных, написал былину о Соловье-разбойнике и трех богатырях. До сих пор ходит легенда о ЧУДЕСНОМ спасении отечественного автомобилиста, который выжил в автокатастрофе лишь благодаря тому, что был непристегнут ремнем безопасности и вылетел через лобовое стекло. Наверное поэтому до сих пор некоторыми игнорируются ремни безопасности.
Я же наблюдал и ощутил на себе ЧУДО только один раз в жизни. Это было еще в студенческие годы. Я ехал с института домой. В трамвае мне стало плохо с животом. Проще говоря, у меня случился острый приступ диареи. Вернее не случился, а намечался. Я сражал, как лев. Бледнел, краснел и зеленел. Загибался и топтался на месте. Я выдержал три остановки и благополучно добежал до туалета. Это было ЧУДО из ЧУДЕС! Правда, можно списать сие происшествие на могучую волю и резервы молодого, здорового организма, но пусть останется ЧУДОМ.

ТАЙНУ сделать очень просто. Достаточно человека напугать и правильно дозировать информацию. А можно включить Остапа Бендера.
Однажды моя знакомая, используя навороченный фотоаппарат и особый ракурс, сфотографировала дно грязной сковородки. Она выложила сию фотографию в сеть с аннотацией: «За Солнцем обнаружена новая планета! Сенсационная утечка из НАСА!»
Это был хит. Тысячи посещений и комментариев. Она так и не раскрыла свою ТАЙНУ, но разрешила это сделать мне.

Поклонение АВТОРИТЕТУ тоже имеет свои несомненные плюсы. На АВТОРИТЕТ можно сослаться. АВТОРИТЕТ может вас защитить. Наконец, АВТОРИТЕТ укажет вам неправильную, но удобную дорогу, когда вы погружаетесь в экзистенциальные дебри. То есть, у раба есть не только обязанности, но и некоторые права.

Так почему я в очередной раз обращаюсь к легенде Достоевского? Все очень просто: я не хочу быть тем кроликом, который держит на коленях Великий Инквизитор. Участь сего кролика трагична и незавидна: его приласкали, откормили, а потом разделали и пожарили на сковородке. Поэтому с тем симпатичным молодым человеком, который держит в руках зонтик и проглядывается сквозь инквизитора, мне совершенно не по пути.

Разум дан человеку не для поклонения и самоидентификации, а для поиска.
Ищите и обрящите. 


Рецензии
Согласна во многом.
Действительно, тайну сотворить легко, напустить туману. Рано или поздно даже научная тайна станет явной, объяснимой.

Поклонения авторитетам, преклонения даже, тоже не понимаю. Все люди божьи и безгрешных нет, супер-человеков нет. Особенно не люблю, когда аппелируют к чьим-то высказываниям (я не о Достоевском!), этот сказал так-то, тот - это. А сам чего?!

Чудо... Не, чудеса есть!)))) Бывают.

Алла Арт   21.09.2012 12:11     Заявить о нарушении
Бывают, но ждать их всю жизнь не стоит.)

Созерцалов Созерцалов   21.09.2012 12:44   Заявить о нарушении
Да чудес ЖДАТЬ - вообще не следует. На то и чудо оно, что само случилось!)))

Алла Арт   21.09.2012 12:55   Заявить о нарушении
Есть старая советская песенка: "Мы рождены чтоб сказку сделать былью..."
Правда потом ее адаптировали к реальности: "Мы рождены чтоб Кафку былью..."
:)

Созерцалов Созерцалов   21.09.2012 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.