Краем Евросоюза - Швеция

/ Путеводитель для тех, кто путешествует сам /

( Продолжение.  Начало:  «Краем Евросоюза  - Польша» )



Ужин под дождем

На этот день у нас намечено посещение старой крепости Бойен.
К обеду начинает моросить незаметный глазу дождь. От нашего отеля до крепости около километра пути. Но нас не остановить.

Посетителей в крепости почти нет. Покупаем у входа накидки от дождя и отправляемся гулять по мрачноватым катакомбам и каменным лабиринтам крепостных стен. В одном из подземелий выходим на группу фотографов с кинокамерой и прожекторами, едва не срывая им съемку какого-то средневекового сюжета.

Проснувшийся после осмотра древностей аппетит заставляет искать кафе. Останавливаемся возле ресторанчика «Корсар» в виде палубы парусного корабля. Едва успеваем сделать заказ, как волны дождя обрушиваются на Гижицко. Наш «Корсар» как настоящий парусник плывет среди них. Вода перехлестывает через огороженный толстым канатом борт, захлестывая крайние столики. Редкие посетители, как настоящие морские волки, не обращают на нее никакого внимания. Мы садимся под навес в глубине и слушаем дождь.

На следующее утро поднимаемся очень рано и после заботливо приготовленного ко времени нашего отъезда завтрака покидаем уютный «Замок». Наш автобус до Гданьска уходит с автовокзала в пять утра. Городок еще спит. При утреннем свете видно, что за витриной в большом магазине у дороги горами разложены на столах обычные вещи. И что это вовсе не склеп, а что-то вроде вильнюсской распродажи «все по 12 лит».

На автобусной остановке никого. Кассы и справочное окно в здании автовокзала пока не работают. В помещении душно: на скамейках спят несколько местных маргинального вида. Выходим на улицу и пытаемся понять, что там написано на стенде с расписанием. Строчки с нужным пунктом GDANSK находятся без труда. А вот понять, в каком из двух столбцов время прибытия, а в каком убытия (по-польски PRZYJAZDY и ODJAZDY), получается не сразу.
Скоро пять, а автобуса все еще нет. Зато выходят из автовокзала и бредут мимо нас, перекрикиваясь друг с другом, трое взлохмаченных после сна алкоголезависимых личностей. Их громкая, на всю улицу, речь на польском перемежается исключительно русскими ругательствами.
Точно по расписанию подходит рейсовый автобус до Гданьска. Мы едем.


Остановившееся время

В Гданьске пара часов уходит на поиск Нового порта, с которого отправляется паром. Удивительно, например, отстояв немало времени на трамвайной остановке, убедиться, что трамваи по этим рельсам не ходят. Или выслушивать подсказки, как проехать к Новому вокзалу. Одни советуют немедленно сходить и ехать назад, другие ратуют за продолжение движения прямо. При этом пассажиры трамвая вступают в горячую перепалку между собой, забывая про нас. Впрочем, расположенный на террасах многомиллионный мегаполис может иметь и несколько проездов к одному порту.

Заполненный народом новый трамвай довозит нас до остановки с вызывающим нездоровые ассоциации названием HOLERA, от которой едем по сложной траектории еще минут 30-40 на троллейбусе.
Порт где-то совсем рядом. Попавшийся навстречу заросший бородой человек в морской фуражке на мой вопрос: «Где порт?» - показывает пальцем себе под ноги и говорит:
- Здесь!

И в самом деле, корабельный причал уже виден за деревьями. Минуем охраняемый портовый шлагбаум, берем в кассе паромной компании два билета и сдаем в багажное отделение наши рюкзаки. Теперь мы налегке.
До отправления парома есть полдня, которые можно потратить на осмотр Старого города. Добираемся до него, пересаживаясь с автобуса на трамвай. Заходим внутрь тысячелетнего города через полукруглые старинные ворота, пробираясь между людей и лошадиных экипажей с сидящими на облучках кучерами.

Пешеходные улицы, которыми так притягательны старые европейские города, полны туристов и торговцев. Прямо на булыжной мостовой пляшут под музыку маленькие игрушечные человечки. И никак не догадаться, что за волшебный механизм движет ими.
Рядом девушка управляет с помощью нитей большим клоуном, заставляя его танцевать, кланяться и собирать в шляпу монеты со всех концов света.

Время как будто останавливается в этом шумном людском водовороте. И когда бой старинных башенных часов все-таки напоминает о нем, мы торопимся к выходу, чтобы успеть в порт к отправлению парома.


Успели!..

Ходящий прямо до порта 188-й автобус курсирует от Старого города только до полшестого вечера. Мы спешим. Но за полчаса до отправления парома всего лишь добираемся до промежуточной остановки на ХОЛЕРЕ. Троллейбуса нет и нет, зато за углом стоит такси, в котором отдыхает полулежа с журналом в руках водитель средних лет.

- Нам нужно уехать в Новый порт. Срочно!
- Нет проблем. Я отвезу вас в Новый порт.
- Мы опаздываем на паром!
Водитель не спеша откладывает журнал:
- Стоимость проезда двадцать злотых.
У нас остались только евро. Договариваемся, что разменяем валюту в кассе порта.
- Через сколько минут уходит ваш паром? – спрашивает он.
- Через тридцать минут.
- Садитесь.

Нам кажется, что он делает все слишком медленно: закрыв багажник, зачем-то проверяет колеса, долго выруливает на дорогу. К тому же, проехав вдоль идущего в порт шоссе, сворачивает на боковую улицу.
- Нам нужно в Новый порт. Мы правильно едем? – уточняю я.

Автомобиль вдруг закладывает резкий вираж, от которого мы едва не переворачиваемся.
- Я езжу здесь двадцать лет, и никто еще не задавал мне такого вопроса! - недовольно говорит таксист.
Наконец вырываемся на прямой участок трассы и стремительно мчимся вперед. Водитель больше не разговаривает. Мы просто очень быстро едем, то и дело опасно обгоняя неповоротливые троллейбусы и длинные фуры дальнобойщиков. У закрытого портового шлагбаума машина не останавливается, а огибает его по обочине, подруливая прямо к дверям здания паромной компании.

Дочка спешит к кассе, чтобы расплатиться с водителем, а я бегу через холл к багажному отделению. Благодаря мастерству таксиста у нас есть еще целых десять минут. Однако, подбежав к окну выдачи багажа, обнаруживаю, что оно закрыто на замок.

Хорошо видные за решеткой, в каких-то двух метрах, стоят наши рюкзаки. Но взять их невозможно.
- Есть тут кто нибудь?! Мы опаздываем на паром! – громко говорю я. Возможно, даже кричу. Во всяком случае стоящие возле касс в дальнем конце зала иностранцы поворачиваются в мою сторону и с интересом начинают наблюдать за мечущимся возле багажной клетки русским туристом.

Как думается сейчас, самым важным в той ситуации было создать в зале порта шум. Например, запеть по-шаляпински басом:
- Э-эй, ухнем! Э-эй, ухнем! Еще ра-азик, да еще раз!
И страна была бы представлена более достойно, и результат был бы тем же самым, что и после моих банальных восклицаний.

Из дальней в холле комнатки вышла широкая багажная тетя и, переваливаясь, пошла в мою сторону. Еще через пару минут, показавшихся мне весьма долгими, я получил наконец свои вещи. Мы с дочкой едва-едва успели миновать трап, который поднялся сразу за нашими спинами.


Паром-муравейник

Современный паром - это вовсе не плот, который перетягивают через речку канатами крепкие мужики. Наш паром под названием «Скандинавия» - комфортабельный морской лайнер с девятью этажами кают, ресторанов и супермаркетов. Здесь есть игровые комнаты для детей и видеозалы для взрослых. Но главное видеошоу находится, конечно, на многоярусной палубе. В хорошую погоду и при подходе к берегу сюда устремляется множество пассажиров. А любоваться морскими пейзажами можно без устали.

Наша каюта не самого высшего класса и поэтому находится в «цокольном» этаже парома. Окна в ней отсутствуют. К тому же подвальный холод. Слышно, как на уровне кроватной подушки плещется за бортом вода, а за другой стеной гудит корабельный дизель. В углу теплится тусклым пятном аварийный фонарь.

Нам предстоит самим разыскать выключатель и пульт управления обогревом. Обслуживающий персонал скрыт где-то за длинными лабиринтами коридоров. И как будто никому нет дела до тебя. Слишком много пассажиров на пароме. Чувствуешь себя крошечным муравьем, одним из многих.

Дешевая каюта – не самое лучшее место для многодневного круиза на теплоходе. Впрочем, мы здесь только на одну ночь.

Оставив в каюте вещи, спешим наверх к людям и на палубу, откуда слышится прощальный гудок парома.
Польский берег медленно удаляется. Заполнившие палубу пассажиры непрерывно снимают на камеры красивые виды, которые можно увидеть только со стороны моря. Жаль, что так и не вернулся к нам потерянный в Пилве фотоаппарат. Будем считать его нашим подарком гостеприимной и отзывчивой Польше.


В Стокгольм зайцами

Ранним утром мы снова на палубе. Близится шведский берег. Наш паром идет по узкой бухте между бакенами, отмечающими проход к порту. Многочисленные яхты лавируют вокруг, кренясь на сильном ветру и иногда опасно пересекая путь нашего многоэтажного гиганта.

Вот и причал. Мчимся в каюту за вещами по коридорам, наполненным спешащими к выходу людьми. У лифтов большие очереди, поэтому назад поднимаемся своим ходом по широким, устланным коврами лестницам.
Выходим по трапу и, миновав пассажирский туннель, оказываемся на площади перед зданием порта. Мы на шведской земле!

До вокзала, с которого ехать в Стокгольм, отсюда рукой подать. Выходим на перрон, на котором стоит электричка с раскрытыми автоматическими дверями.
Прямо перед поездом на платформе находятся похожие на большие низкие скворечники ящики. С их помощью можно купить билет. Но как?

Электричка пока стоит, и когда будет следующая, неизвестно. Пытаюсь спросить, где можно купить билеты до Стокгольма? Пассажиры не отвечают. Повторяю еще раз несложную фразу из английских слов: «Вээ тикитс ту Стокгольм?»

Один из пассажиров, видимо, поняв мой английский, машет нам, приглашая в вагон.
По-видимому, купить билет можно у контролеров прямо в электричке. Мы заходим с вещами и устраиваемся на сиденье возле выхода в середине вагона. Поезд трогается.

Людей немного. Все, за исключением компании смешливых молодых людей, сидят молча и не глазеют по сторонам.
Через десять минут в вагон входят двое молодых людей в форме и начинают проверять билеты. Когда они добираются до нас, я говорю, что хочу взять два билета до Стокгольма.

- Ноу, - отвечает один из них. - Билеты продаются только на станциях.
Больше разобрать что-либо из его беглой английской речи невозможно.
- Но нам сказали …- я замолкаю. Неужели из моего вопроса на входе шведы разобрали только слово Стокгольм? И мы действительно едем туда.

Достаю валюту, чтобы показать, что хочу заплатить за билеты.
- Ноу, - жест проверяющего, указывающий в окно, за которым убегает назад густой хвойно-лиственный лес, достаточно красноречив.
Я оборачиваюсь к людям, пригласившим нас в вагон. Все пассажиры, как один, сидят, глядя прямо перед собой, и не обращают на нас никакого внимания. Вот это нервы! Или тут принято так: «Вы не знаете, как купить билет, и вас выбрасывают из поезда в лесу? Что ж, это ваши проблемы. А мы едем дальше…»
Проверяющие уходят в соседний вагон. А мы собираемся с вещами на выход.

До Стокгольма около часу пути. Пейзаж за окнами очень напоминает прибайкальскую тайгу: «Медвежий», «Ягодный», «Огоньки»… Остановки краткие, на тридцать секунд, не больше. Совершенно безлюдный лес кругом. Приникаю к окну, стараясь найти на мелькающих одна за другой платформах хоть какие-нибудь признаки билетных касс или «скворечников». Ничего!

- И долго еще нам ехать зайцами? - спрашивает дочка.
Кто бы успел ответить на этот вопрос до прибытия дорожной полиции?
Но вот за окнами появляется станция побольше.
Мы надеваем рюкзаки и решительно разворачиваемся к выходу.
- Ноу, ноу! - сидящая рядом чета пожилых шведов нас останавливает.
- Здесь нельзя выходить?
- Ноу!

Мы возвращаемся на свои места. Кажется, контакт с местными жителями установлен. И теперь нам подскажут, когда выйти.
Однако следующие полчаса остановившая нас пара так и просидела с непроницаемыми лицами. Полиция тоже не появилась.
Так и въехали мы в Стокгольм зайцами. Как выяснилось позже, сэкономив на этом кругленькую сумму. Хвалиться здесь совершенно нечем. Но не оставаться же было на ночь в шведском лесу, к тому же еще и с полными карманами валюты.


Кольцо викингов

Выйдя на стокгольмском вокзале, идем к метро. Теперь нам нужно уехать в центр, где нас ждет номер, точнее, каюта на пришвартованном к берегу старинном корабле. Сразу становится понятно, что задавать прохожим какие-либо вопросы на английском (а тем более русском языке) бесполезно. Пытаемся ориентироваться по указателям.
В метро нас снова встречает препятствие в виде отсутствия билетов. Для покупки их в электронных кассах кроме знания местного языка нужна еще специальная карточка. А обычных касс почему-то нет. Ситуация кажется тупиковой. Однако нам везет: оказывается, пожилая контролерша возле турникетов владеет русским:
- Билеты можно купить там.

Идем в указанном направлении, но не находим ничего, кроме торгующего чипсами и разной снедью магазинчика.
Возвращаемся назад.
- Билеты там! - снова повторяет контролер.
- Но там только магазин.
- Билеты в магазине…
Иду в магазин и становлюсь в очередь за чипсами. Интересно, где у них хранятся билеты? Не в холодильнике ли часом?
Показываю продавцу на пальцах, что мне нужны два билета в метро. Она быстро забирает у меня шестьдесят крон и выбивает чек.
- Это билеты? – уточняю я.
- Иес, ту тикитс, - подтверждает продавец.

При проходе через турникет на нашем билете поставили штамп с контролем времени. В течение следующего часа билет будет действителен для повторного входа в метро.
Выходим из метро в центре Стокгольма – города скал, ветров и корабельных мачт. Похожие, как родные сестры, крупные женщины с золотистыми волосами идут навстречу. Бегут в спортивной форме по краю тротуара подтянутого вида люди всех возрастов. Полная женщина бежит в майке и шортах, надев пояс с наполненными водой пластиковыми бутылками. У перекрестка остановился велосипедист с флажком Евросоюза на руле. Это седой и жилистый мужчина в полной экипировке велопилигрима. На нем зеркальные очки и перчатки, на шлеме укреплено зеркало заднего обзора. Массивные велоштаны на багажнике байка прикрывает свернутый в рулон коврик. Путешествует по Европе самостоятельно!

Стокгольм очень дорогой город. Убеждаемся в этом возле первых же уличных кафе, обнаружив в выставленных на всеобщее обозрение меню трехзначные цены. Указана стоимость блюд в кронах. При переводе в рубли цены умножатся еще на 5!
Ночевка в отеле за десять тысяч рублей на человека считается здесь некоторыми турфирмами в порядке вещей. Через Интернет нам удалось случайно забронировать каюту на столетней лодке «Рэд Мэларен» всего за три тысячи рублей. Красная «Мэларен» стоит на причале за мостом в самом центре города. Вечером мы пройдем по ее красным коридорам и вселимся на две ночи в настоящую матросскую каюту с узким, в ладошку, окном над двухъярусной кроватью.

А пока идем с дочкой по островному Старому городу Стокгольма.
За стеклами магазинов то и дело видны бегущие галопом кони. Разных размеров, картонные, деревянные и стальные кони попадаются здесь повсюду. То там, то здесь развешены портреты закованных в латы королей и рыцарей. Часто встречается большой поясной портрет молодого человека, Карла какого-то (по-видимому, Карла XII, вступившего на трон в возрасте 15 лет) со шпагой в руке. Портрет вытянут в ширину для того, чтобы вошло в рамку его небывалой длины оружие.

В сувенирном магазине на стенах древние щиты, мечи, кольчуги и рогатые шлемы. Целые полки заняты металлическими солдатами. Дух викингов словно бы витает над всем этим таящим угрозу металлом. Кажется, что еще немного - и застучат по булыжной мостовой копыта черных тевтонских всадников.
На большом подносе лежат горкой испещренные древними руническими знаками бронзовые кольца. Осторожно надеваю кольцо викингов. Не так ли вот начинались приключения толкиеновских героев из «Властелина колец»?
Многоголосый шум чужеземной улицы врывается вдруг в лавку. Громко звякает дверной колокольчик за спиной…
Это дочка, открыв дверь, зовет меня к выходу.

Ну их, эти руны! Покупаю на память недорогое кольцо с нейтральным узором и выхожу на улицу с трудным шведским названием.
Возле супермаркета, на выложенной камнями площади, которой завершается пешеходная улица Вастерланггатен, вижу подъехавший к магазину сверкающий черный джип. Неужели и здесь для некоторых граждан закон не писан? Площадь-то пешеходная.

Дочка идет в магазин знакомиться с ценами, а я остаюсь у входа с вещами.
Не проходит пяти минут, как к бордюру позади джипа медленно припарковывается полицейская машина. За рулем сидит женщина в темно-синей форме с погонами. Позвонив по рации, она выходит из машины и записывает в блокнот номер джипа. Не спеша обходит внедорожник и прикрепляет на его лобовое стекло квитанцию о штрафе.
Полицейская машина уезжает так же тихо, как и появилась. Красивая работа шведской полиции!
И, кажется, я поспешил с выводами. Закон здесь для всех один.


Черный ворон, что ты вьешься…

Субботним утром отправились по набережной вдоль высокой скалы в порт «Викинглайн». Несколько раз подходил к информационному окну, пытаясь выяснить, есть ли каюты с приемлемой ценой до Турку или Хельсинки. Минимальная цена билета в 229 евро за двенадцать часов пути показалась нам чрезмерной. Видно, не суждено нам уехать в Финляндию на пароходе фирмы «Викинглайн».

Из порта через мост примерно сорок минут ходьбы до Старого города. За 30 крон вышли здесь на час в Интернет. Это дешевле, чем в супермаркете, где за 15 минут берут 19 крон.
Узнали, что фирма TALLINK перевозит дешевле. Второй порт находится на северной окраине Стокгольма. Ехать нужно на метро. Платим 60 крон на двоих, снова беря часовой проездной.

В метро, услышав русскую речь, к нам вдруг обращается за помощью пожилой швед. В руках его листочек с отпечатанным на двух языках текстом песни «Черный ворон». Оказывается, друг попросил его перевести песню на шведский. А он недостаточно владеет русским, чтобы понять, например, что такое «каленая стрела», «вьешься» и «чаешь». Прямо в мчащемся вагоне метро помогаем ему с переводом - не пропустить бы нужную остановку! Он выходит вместе с нами. И уже на эскалаторе дочка переводит ему последние слова старой казачьей песни.
Вот бы удивился наш случайный попутчик, если бы знал, что угадал обратиться в подземке стокгольмского метро со своим вопросом прямиком к внучке потомственного донского казака.

«Взял невесту
тиху-скромну
В чистом поле
под кустом…»

- Что эта за невеста? – недоумевает швед.
- Здесь говорится о смерти. С ней венчает казака каленая стрела, – объясняет ему дочка.
Швед показывает нам, как пройти в порт, провожая почти до самых касс.
- И многие у вас знают русский язык? – спрашиваю его на прощанье.
- Нет, в основном только эстонцы и латыши.
Входим в кассовый зал эстонской компании TALLINK. Переплыть на пароме через Балтийское море здесь стоит гораздо дешевле. Вскоре купленная за 160 евро резервация у нас в руках. Таким образом, почти три тысячи рублей за переход из Швеции в Суоми сэкономлены удачным выбором перевозчика.

Теперь для полной экономии нам бы успеть еще к 18 часам в метро. Именно до этого времени действителен наш часовой билет. Дистанция в один километр преодолевается спортивной ходьбой, и после некоторой заминки на контроле нас все-таки впускают в метро за пару минут до окончания срока действия талона. Оказывается, что быстрая ходьба может сэкономить целых 60 крон!

Жаль, что музей Астрид Линдгрен к вечеру закрыт. Как и громадный дом-корабль напротив него. Впрочем, и здесь можно отыскать некую экономию: за вход в эти привлекательные для туристов дома нам пришлось бы отдать крон по 200.

Бесплатно заглядываю в книгу, которую держит сидящая в парке бронзовая старушка с добрым лицом. Увы, в книге надпись на шведском языке.
На выходе из музейного парка берем со скидкой тройную порцию вкуснейшего мороженого: три разноцветных шарика со вкусом лимона, дыни и черники – маленькая радость этого дня всего за 35 крон.


Цены по-шведски

Назад двигаемся пешком, стараясь выйти к знакомому супермаркету. Товары в нем заметно дешевле, чем повсюду, и все же бутылка воды обходится в 100 рублей. Не дешевле и пакеты с соком. Сыр стоит около 1000 рублей за килограмм и вдвое дороже в мелкой нарезке. Взять его так и не решаемся.
Подержав в руках черный хлеб стоимостью 150 рублей за маленькую булочку, кладу его обратно.
Что же здесь кушать?

Берем за 35 крон пакет сухих мюсли из ягод, которые можно будет развести соком.
Подводим итог. Бутылка простой воды, хлеб, литр кефира, литр сока и пакет сушеных ягод обходятся нам в 200 с лишним крон. Это почти тысяча рублей. И, можно сказать, ничего не куплено! Понятно, почему шведы такие стройные. Еда явно не является здесь национальным увлечением. Похоже, известный среди туристов как символ изобилия знаменитый шведский стол успешно внедряется лишь в других странах, но никак не в самой Швеции.
Возвращаемся на «Красную Мэларен», чтобы отужинать и собраться в дорогу. Помещаем наиболее тяжелые вещи, в числе которых книги, обувь, вода и сок, в мой универсальный рюкзак на колесиках. Завтра в десять утра выезжаем дальше. Следующий пункт нашего пребывания здесь – расположенный в 30 километрах от Стокгольма национальный парк Швеции.

…С утра идет дождь. Наш красный корабль покачивается на волнах. Вещи уложены с вечера. Съедаем по краюхе сладковатого шведского хлеба, запивая водой по три кроны за стакан, и выходим из уютной каюты. Наш ориентир – Интернет–кафе за мостом в Старом городе. Там через Интернет успешно бронируем номер в питерском хостеле.
К обеду дождь стихает. Устраиваюсь с вещами на скамейке, а дочка отправляется на осмотр большого супермаркета. На первом его этаже обнаруживается что-то вроде отдела «кулинария». Отправляюсь туда и, чтобы окончательно не захандрить без обеда, беру «ту хандрэд» - грамм риса и кусок яичницы с крошечной тефтелей. Пробитые на чеке цены составляют 23, 15 и 34 кроны, то есть около 400 рублей. Такая же порция в любом кафе за пределами супермаркета обошлась нам бы втрое дороже.

Чтобы набрать требуемую сумму, приходится опустошать карман от скопившейся там мелочи. Достаю монеты по одной и бросаю в лоток автомата, пока не высвечивается сумма в 79 крон. Следящая за каждой моей монетой девушка у автомата вздыхает облегченно и улыбается.
Интересуюсь, где можно подогреть рис?

Она указывает на стол с СВЧ-печью. Там же обнаруживаются и упакованные в пластиковые пакеты вилки. Разогреваю контейнер в духовке. Наливаю по примеру других посетителей из графина в картонный стаканчик бесплатной(!) воды и нагреваю, получая стакан отличного кипятка. Обед на двоих готов.Что еще нужно уставшему от перетаскивания сумок туристу в непогожий день?

Несмотря на затянутое тучами небо, настроение наше меняется к лучшему. Надоедливый дождь моросит где-то там, а на мягкой лавочке возле эскалатора внутри универсама – тепло, светло и уютно.


Автобусом на турбазу Тюресо

После обеда отправляемся к ближайшей станции метро. Спустившись на эскалаторе, обнаруживаем, что коридор раздваивается. По обоим туннелям спешат навстречу люди с чемоданами на колесиках и без. Делаю три попытки спросить по-английски, где же метро, но встречные делают «рыбные лица» и бегут мимо.
- Знают, но не говорят! – оцениваю я ситуацию вслух.

Сделав крюк, снова поднимаемся эскалатором на поверхность, оказываясь там же, откуда вошли.
Снова пытаемся проникнуть в метро, на этот раз вполне успешно. Добираться до национального парка нужно с пересадкой. Доехав до нужного пункта, обвешанные сумками и рюкзаками, выходим на автобусную станцию.
На платформе небольшая очередь чинно дожидается нужного нам 875-го автобуса. При входе в салон, однако, возникает заминка. Водитель объясняет на английском языке, что для поездки нам требуется еще докупить билетов.
Бегу снова на станцию. Выбиваю в магазинчике еще один чек на 60 крон. Пытаюсь подняться назад к автобусу, где ждет меня дочка с вещами. Где там!

Передо мной, как в сказке, три совершенно одинаковых, веером расходящихся вверх лестницы. По какой же из них пришел я сюда?
Между тем время идет. На турбазе в национальном парке, где забронированы места для двух русских туристов, нас ждут до 18 часов. После этого рецепшен может и закрыться. А это чревато «ночевкой в коридоре».

Обращаюсь к смуглому, грузинского вида мужчине:
- Где здесь автобусы?
- А вам куда нужно? Здэсь вэздэ автобусы! – отвечает он.
Если бы я это знал! Название городка, куда мы едем на автобусе, осталось у дочери, на распечатанном еще в Москве бланке бронирования.
Иду наугад. И попадаю на чужую платформу. Благо стоящие автобусы не полностью закрывают обзор, и я вижу на одной из соседних платформ дочку с вещами. Бегу к ней.

В пятом часу вечера мы садимся в автобус и мчимся к Тюресо. Так называется городок, недалеко от которого нас ждет отдельный и совсем недорогой, по местным меркам, номер на турбазе.
Наша остановка конечная. До назначенного времени приезда остается полчаса, а мы не знаем даже направления, в котором двигаться дальше. Никаких ориентиров не наблюдается: дорога да лес вокруг.
Начинаем движение вперед, но поравнявшийся с нами автобус притормаживает. Водитель показывает, что направление выбрано с точностью «до наоборот». Разворачиваемся на 180 градусов и идем вдоль дороги с сумками, катя за собой рюкзак.

Справа среди леса виднеется усадьба с домиком и хозпостройками. Открываю калитку и, обойдя дом, стучу в двери. Ответа нет, зато обнаруживаю дремлющего под навесом человека. Показываю ему название места, куда мы идем. Он, несмотря на некоторую заторможенность, реагирует, указывая на тропинку. Тропинка петляет вдоль ручья. К шести часам вечера мы наконец оказываемся на поляне с тремя домиками.

Захожу в один из них и попадаю в комнату, напоминающую кадр из старых немецких фильмов. Белая, размерами под потолок, старинная печь с заслонкой; тюлевые занавески на окнах с деревянными рамами; светлый оструганный пол; накрытый ручной выделки скатертью стол и белые стулья вокруг него – все чисто и просто.
Девушка за стойкой вздрагивает от моего «гуд дей».
- Это Лилла Тюресо? - показываю ей бланк с названием турбазы на шведском языке.
- Да.
Я не верю своим ушам. Мы вышли точно к цели!

(продолжение следует)


На фото: Столетняя лодка «Рэд Мэларен» - отель в самом центре Стокгольма

http://gazetavremya.ru/tourism/21827-galopom-po-evropam.html


Рецензии