Кукла

                Памяти Татьяны Ивановны Филатовой посвящается

Нина Петровна всегда выносила мусор в одно и то же время. Путь её до мусорного контейнера, ярко освещенного уличным фонарём, был коротким. Пожилая женщина аккуратно укладывала пакет в бак и возвращалась к подъезду. Там она садилась на лавочку и дышала свежим воздухом. Потом отправлялась домой. В свою теплую уютную квартиру, в которой ее никто не ждал.

Вот и сегодня она отправилась привычным маршрутом, занесла руку с пакетом над мусорным контейнером и вздрогнула, увидев, как из него смотрели на нее чьи-то глаза. И тут же засмеялась, разглядев, что ее так напугало. Это была старая, выброшенная кем-то кукла- с грязными, спутанными волосами и в оборванном платьице. Нина Петровна бросила пакет в бак и зачем-то вытащила куклу. Повертела ее в руках и неожиданно для самой себя, сунула куклу подмышку. На этот раз старушка не стала сидеть на лавочке, а прямиком отправилась домой. Там она налила в таз горячей воды, щедро насыпала порошок и выстирала куклу, предварительно расплетя ей косы. Наутро кукла, подвешенная прищепками за веревку на балконе, высохла. Нина Петровна сняла ее и занесла в комнату. Тихонько напевая себе под нос, она старательно причесала куклу , заплела ее белокурые длинные волосы в две косы. В старых тряпках Нина Петровна нашла кусок розовой шелковой ленты, разрезала ее пополам и вплела в куклины волосы.

- Я назову тебя Машей, -вслух сказала старая женщина, -я когда-то мечтала родить дочку и назвать ее Машей.

Кукла промолчала, не возражая против нового имени. Потом Нина Петровна раскроила из своего старого вишневого платья сарафан для Маши. А из куска белого ситца получилась замечательная блузочка. Пенсионерка села за швейную машинку и через какой-то час Маша уже сидела на диване в новом сарафане с оборочками и блузке с кружевами.

- Какая ты красивая! – довольно похвалила куклу Нина Петровна, -будем теперь жить вместе.

Кукла молча согласилась. Целый день она сидела на диване и слушала свою новую хозяйку. Скоро она уже знала, что когда-то у пожилой женщины была семья. Нина Петровна часто подходила к серванту, где под стеклом на портрете улыбался красивый черноволосый мужчина с бородой и усами. Старушка как-то поведала о том. Что был он полярником. Это тогда, когда они жили далеко отсюда, на суровом Севере и замерз на льдине. Когда Нина Петровна рассказывала о нем, она тихо улыбалась, и все морщинистое лицо ее светлело и разглаживалось. Вот только она никогда не могла сдержать слез, когда вспоминала о единственном сыне, погибшем в одиннадцать лет в пионерском лагере на озере Байкал от укуса энцефалитного клеща.

- Погибших детей было тринадцать. И в том числе мой Миша. Про это даже в газетах писали. Одна только девочка и выжила, но клещ укусил ее за голову, и она стала ненормальной. Лучше уж умереть, чем так...- задумчиво говорила старая женщина.

Маша не знала, что такое пионерский лагерь и что такое энцефалитный клещ, но внимательно слушала свою хозяйку, широко распахнув голубые кукольные глаза.

Иногда к Нине Петровне заходила в гости соседка, такая же седая бабулька по имени Тамара Павловна. И старинные подруги долго пили ароматный травяной чай на маленькой чистенькой кухоньке. Свою куклу Нина Петровна всегда садила при этом на подоконник, чтобы не оставлять в комнате одну. Хотя Машу не выносили на улицу, ее добрая хозяйка сшила ей пальтишко, кучу платьишек, связала красивую кофточку и носочки. Все это старушка складывала в специально освобожденную картонную коробку. Когда Нина Петровна ложилась спать, она клала куклу рядом с собой на подушку. Маша лежала в своей красивой фланелевой пижамке и часами слушала рассказы Нины Петровны о ее жизни. Иногда женщина вскакивала посреди ночи с постели., включала настольную лампу и доставала старые альбомы. Она показывала фотографии своей кукле и долго рассказывала о людях, изображенных на них. Скоро Маша знала обо всех родственниках, друзьях и знакомых Нины Петровны.

Иногда кукла оставалась дома одна. Это когда старушка ходила в магазин за продуктами или на почту за пенсией. Перед тем, как уйти, она ставила Машу на подоконник кукольным личиком к стеклу. И, когда возвращалась, отыскивала глазами свое окно и видела, что Маша всегда ждет ее, подняв вверх розовые кукольные ручки.

Потом наступила осень. Пришла зима. Нина Петровна все реже выходила на улицу, а все чаще лежала на диване. Порой у нее не было сил даже на то, чтобы встать и приготовить себе что- нибудь поесть. В такие минуты кукла Маша очень жалела, что не может управлять ни своими руками, ни ногами, а то она непременно помогла бы своей больной хозяйке. Когда Нине Петровне было особенно плохо, она прижимала к себе куклу горячими сухими руками и тихо шептала ей:

-Подожди, Машенька, скоро наступит весна, заблестит солнышко, зазеленеет травка и мне станет полегче. Поедем с тобой на дачу и останемся там до осени. Там хорошо- чистый воздух, яблони...

Весна вскоре наступила. Обещанное Ниной Петровной солнце щедро золотило окно лучами и кукла ждала, когда же ее хозяйка выздоровеет и они вместе поедут на электричке(еще одно незнакомое Маше слово) в дачный поселок. Одним таким теплым солнечным утром Нине Петровне вроде стало лучше. Она встала с постели, тихо и очень медленно побрела на кухню, закипятила чай и налила его в чашку.

- Ах ты, Господи! – забеспокоилась вдруг пожилая женщина, - Машу-то я забыла! Пенсионерка вернулась в комнату, одной рукой взяла куклу, сидящую на диване, а другой вдруг схватилась за сердце и начала медленно оседать на пол. Маша испугалась. Она упала вместе со своей хозяйкой, которая продолжала держать ее тельце так крепко, что кукле даже стало немного больно. Но она готова была терпеть боль, лишь бы Нина Петровна встала и начала говорить. О чем угодно - о погоде, о своем любимом муже-полярнике, о сыне Мише, о соседской кошке или о яблонях, на которых весной распускаются красивые белые цветы. Но старая женщина молчала, лежа на полу и , уставя в пространство неподвижный взгляд. А рука ее, крепко держащая куклу, через какое-то время начала холодеть. И Маша вдруг подумала, что. Наверное, Нина Петровна превращается в такую же, как она, куклу. И теперь тоже не сможет управлять ни руками, ни ногами и не сможет говорить. Только одно кукла не могла понять своими кукольными мозгами, и от этого ей стало грустно-грустно- почему Нине Петровне вдруг расхотелось быть человеком?..


Рецензии
Страшное это одиночество... Я всегда сочувствую людям которые остались одни в этом мире... Написано отлично, хоть и о печальном, правда все мы станем рано или поздно безвольными куклами... Спасибо, Анжелика🌹, с уважением, Денис.

Дионмарк   08.12.2022 05:18     Заявить о нарушении
Спасибо большое,что прочитали!

Анжелика Кнорр   10.12.2022 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.