Французская непосредственность
Не далее как вчера Французский сатирический еженедельник Charlie Hebdo решил продолжить инициативу США и опубликовал несколько иллюстраций в виде карикатур на мусульман и пророка Мухаммада (сас).
Что и говорить – номер был распродан по всей стране за считанные часы, буквально к обеду он исчез с прилавков, и купить его стало невозможно.
Главный редактор издания Стефан Шарбонье (псевдоним Шарб) решил, очевидно, заработать, не особенно заботясь, заденут ли опубликованные картинки чьи-либо чувства.
Нужно отметить, что журнал, по сути, мало популярный, всю свою репутацию изначально создавал на скандалах. Таким образом, поднимались его рейтинги и продажи. Начало, очевидно, было положено во времена конфликта в Персидском заливе, что привело к расколу в руководящих кругах издания и на какое-то время притормозило явное скатывание журнала в сторону пошлости и плоских шуток.
Однако в новом тысячелетии (с 2005-2006 гг) при очередной смене руководства, вероятно было принято решение продолжать карикатурный стиль, который бы позволял наиболее выгодно продавать издание. Что сказать – мировой кризис, спад продаж в издательской сфере…. Возможно столь яркая реакция мусульман на карикатуры об их религии и пророке (сас) натолкнула руководителей журнала на мысль о том, что на этом «можно делать деньги».
Около года назад этот же журнал с этим же главным редактором уже публиковал карикатуры подобного характера и получил очень хорошую прибыль, не смотря на то, что пришлось восстанавливать сожженное здание редакции. Но это научило руководство журнала только тому, что все, абсолютно все приемлемо для увеличения тиража, объемов продаж и известности (даже если она с привкусом скандальности).
Ответные меры правительства Франции, которое явно осуждало позиции журнала, высказывалось за недопустимость издевательств в адрес любой из религий, и даже судебные иски за расизм и распространение религиозной ненависти ничего поменять не смогли.
Charlie Hebdo продолжает в поисках популярности наступать на те же грабли, которые кстати бьют по голове не только и не столько его самого, как способствуют ухудшению имиджа Франции на международной арене, добавляя совершенно ненужные проблемы французским дипломатам…
Вот и последняя публикация, которая состоялась вчера. Французское правительство вынуждено приостановить деятельность своих посольств, консульств, международных школ и культурных школ более чем в 20 странах мира. Во всех них были усилены меры безопасности, о которых, прежде всего, пришлось договариваться с правительствами стран, а значит, и идти на определенные уступки. В самом Париже тоже усилены меры безопасности, сотрудники силовых ведомств охраняют здание редакции. Марши демонстрантов против выпуска фильма «Невиновность мусульман» запрещены, что в принципе наверно и правильно. Ожидать лояльной реакции мусульман на очередную провокационную новость нереально.
И все же. Как получилось, что за выходки журналистов, которые лишь по недоумению и недомыслию называются «свободой слова», должны отвечать обычные граждане Франции, оказавшиеся не в том месте и не в то время? Почему в «забеге за истиной» должны побеждать партии с приставкой «ультра»?
Современная Франция стремительно теряет международный политический вес. Во многом это было обусловлено предыдущим руководством страны, которое откровенно шло на политические и общественные скандалы. Майские перевыборы дали стране нового президента, а значит и шанс на позитивное и поступательное развитие. Однако, особенных перемен до сих пор не произошло.
Политики вынуждены отчитываться за огрехи журналистов, более того – они фактически вытесняются на передовые позиции во многом уже даже не политического, а полувоенного противостояния.
И все во имя столь популярного слогана «свобода слова».
Кстати, кроме свободы слова есть еще и «свобода личности, совести и вероисповедания». Это личные свободы каждого человека и их нарушение должно нести за собой наказание. Именно поэтому мусульмане выходят на митинги, их свобода нарушена, более того – она попросту «попирается ногами».
Если кому-то действительно религиозные убеждения кажутся смешными, то он может посмеяться у себя дома или в кругу единомышленников. Но выносить на публику, а тем более на международный уровень по всем законам он права не имеет. Личная свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Это универсальное правило межличностных отношений, которое, к сожалению, большинство людей абсолютно не интересует.
Другое дело, что есть еще одна загвоздка. Charlie Hebdo, который в суде столь упорно отстаивал свое право «свободы слова», а одновременно и право «смеяться над религией», почему-то упорно считает смешным только религию ислам. Карикатур на остальные, наиболее распространенные религии как христианство, иудаизм, буддизм, индуизм и прочие не появляются. А значит, столь ли искренни слова о защите «свободы слова». Ведь репутацию себе журнал строил едва ли не изначально на высмеивании исламских ценностей, которые, впрочем, совпадают с общечеловеческими.
Смех продлевает жизнь. Однако, смех по версии Charlie Hebdo вполне может заставить лить слезы и не отдельных людей, а целые нации. Печально, когда доводы «свободы слова» побеждают доводы разума. Стоят ли те деньги, которые заработал журнал со скандальными публикациями тех последствий, которые он принес?
Свидетельство о публикации №212092000983