Англия осенью. поездка по городам
Lincoln-York -Whitby-Scarborough- Chester- Conwy -Coventry - Warwick castle –Glouchester
Лондон не исключает возвращение, там кипит жизнь, культура, искусство, экономика - поэтому там появляется что-то новое, что будет непременно интересно узнать и увидеть. Так что мы еще вернемся в этот город, даже не смотря на то, что останавливаться нем дорого, а на улицах толпы цветных приезжих и шумных туристов, но пусть это будет в будущем,
Одной летней поездки в Великобританию нам показалось мало, поэтому мы решили отправиться на Туманный Альбион еще раз - осенью, воспользовавшись для этого полугодовой визой. ( Трудно по-забыть многочасовую очередь перед Британским визовым центром и легкую нервозность – а вдруг визу не дадут?) Конечно, Лондон не Хельсинки и не Осло, чтобы сказать про него: я там был и больше не поеду.
К сожалению, из трех дней проведенных в Лондоне только один оказался удачным на все 100% . Мы успели побывать в трех достопримечательностях – музее восковых фигур мадам Тюссо, ( сфото-графировались с Путиным, Медведева пока нет) Вестминстерском аб-батстве и Национальной художественной галерее.
С третьей попытки мы, наконец, попали в Вестминстерское аббатство. ( Первый раз были в цейтноте, второй - пришли в воскресенье, когда собор для туристов закрыт). Собор одновременно является главным храмом британцев, в нем происходят самые важные в исто-рии страны события, такие как коронация и отпевание монархов. Побродили с аудиогидом между саркофагов и надгробий.
В самой старой части аббатства находится могила 26 монахов, умерших в 1382 году от бубонной чумы. Почему монахов было имен-но 26 остается неизвестным, зато теперь понятно, почему в Баку рас-стреляли 26 комиссаров. Это было сделано именно в знак почтения и уважения тех божьих праведников из Вестминстерского аббатства, что умерли от беспощадной болезни. И если историю с комиссарами можно отнести к советской идеологической мифологии, то название улицы в Москве названной в память о них, можно считать улицей 26 Вестминстерских монахов.
Заканчивается экскурсия по аббатству скромной могилой неиз-вестного британского солдата. Вечный огонь на ней не горит, только простая плита из гранита обрамлена красными гвоздиками и текст. И никаких почетных караулов, пафосных венков, и визитов молодожен. Захоронение было произведено 11 ноября 1920 году, ровно через год после окончания Первой мировой войны. В основу был положен грунт из могилы неизвестного солдата в Париже.
Утром, на следующий день отправились с вокзала Виктория в Кентерберийское аббатство – своеобразную Троице-Сергиевскую лав-ру Англии. Тамаре очень хотелось прокатиться на английском поез-де, убедиться насколько их поезда отличаются от российских элек-тричек. Выяснилось, что самое существенное отличие – стоимость проезда, второе комфорт, плавный и почти бесшумный ход вагона, отсутствие безумных толп с узлами и баулами, работников художест-венной самодеятельности с гитарами и гармошками, а также продав-цов всякой ерунды: от мороженого до порножурналов.
В поезде ехали, наверно, часа полтора. Всю дорогу из окна можно было наблюдать за весьма однообразным пейзажем. Мы сиде-ли практически в пустом вагоне, лишь иногда входили новые пасса-жиры. Так на предпоследней остановке войди две девушки лет 14-16 с довольно вызывающим макияжем, прическами и нарядами, и еще пирсингом в ушах, губах, носу,– можно было бы подумать, что это панки, но это далеко не панки - это просто юные девчонки из пред-местий, стремящиеся быть экстравагантными, как впрочем, многое и их возрасте.
В Кентербери сначала пошли в монастырь августинцев. Точнее это были руины монастыря, который прекратил свое существование после реформы церкви проведенной королем Генри VIII в 16 веке. Су-дя по фундаментам и остаткам храмовых стен аббатство было весьма впечатляющим. Сейчас же смотреть на рассыпающиеся камни было скучно. И мы поскорее закончили с монастырем, чтобы направиться в Кентерберийский собор.
По пути Тамара опять вспомнила о современном электронном устройстве Айпаде (iPade) переносном компьютере, очень модном и популярном среди молодежи всех возрастов. И мы зашли в магазин электроники и начали интересоваться компьютерами, однако `iPada там не оказалось.
Перед храмом современная скульптура архиепископа Томаса Беккета, убитого рыцарями Генриха II. Они набросились на него в храме, когда священник готовился к службе. Удар мечом был настоль-ко сильным, что меч переломился. Сейчас там установлена скульпту-ра в виде сломавшегося меча. Беккет был похоронен в храме, его мо-щи обладают чудодейственной силой. К ним потянулись паломники. Вскоре мученик был объявлен святым. Место, где и был убит монах, со средневековых времен является местом паломничества пилигри-мов.
Что же стало причиной убийства монаха? Томас Беккет был на-значен Генрихом II архиепископом Кентерберийским, однако после этого изменил свои взгляды на некоторые предметы политической и общественной жизни, чем вызывал негодование и гнев короля. И в результате был убит.
Когда мы вошли в собор, увидели трибуну, повернутую лицом к входу, а задней частью к алтарю. На ней шла подготовка к выступле-нию. Трибуна постепенно заполнялась, в храм входили люди и распо-лагались на ней. Это были участники большого певческого хора, пе-ред ними симфонический оркестр. Когда я осматривал собор, нача-лась репетиция. Оркестр и хор исполнили «Реквием» Моцарта, впе-чатление от музыки и пения под сводами древнего собора было очень сильным.
Потом мы успели побывать в археологическом римском музее. Во время раскопок под центральной частью были найдены остатки римских строений. В античные времена здесь уже существовал боль-шой город. В музее на основе древних фундаментов воссозданы рим-ские бани. Пол и стены с подогревом через специальные дымоходы и воздуховоды в них должен был поступать теплый воздух от печи рас-положенной рядом с баней.
В Кентербери две железнодорожные станции , два вокзала – Вос-точный и Западный. С каждого можно уехать в Лондон, но разными маршрутами. Мы возвращались по одной из центральных улиц с множеством кафе и магазинов. Как уж так получается, что каждая прогулка по Кентербери, если начинается на Восточном вокзале, то заканчивается - на Западном. Или наоборот.
И вот мы уже вновь в поезде, прошли контролеры, обратная до-рога оказалась длиннее, за окнами было уже темно, возвращались или наоборот куда-то на дискотеку ехали подростки, а Тамара опять дос-тала телефон и почти все время играла в тетрис. Уже начале девятого и мы прибыли на другой лондонский вокзал.
После поездки в Кентербери уже было поздно идти в “Hard Rock Caf;”, хотя это была последняя суббота октября – известный праздник Хэллоуин. Я надеялся, что удастся увидеть, как проходит карнавал в Англии, когда участники наденут маски и зажгут свечки в тыквах. Даже в супермаркете Sainbury’s предлагался широкий ассортимент этих овощей. А на улицах встречались загримированные, и было много веселых, смеющихся детей с игрушками, возвращающихся с ве-черинок.
После поездки в Кентербери Тамара заболела, и на воскресенье все планы пришлось отменить. Я вышел из отеля и расположился с ноутбуком в открытом кафе, где можно было свободно курить и де-лать записи. Потом съездил на Пиккадильи в “Hard Rock Caf;”, , что-бы закрыть это эпохальное место. Там бывали участники Битлз, Рол-линг Стоунз. Когда Пит Таушенд узнал, что гитара Эрика Клэптона находится на стене кафе, он предложил повестить там и свою гитару. С этого в 1971 году началась коллекция предметов принадлежащих всемирным рок звездам. И стали открываться заведения под брендом «Хард-рок кафе» по всему миру.
Рядом со стойкой бара прислонена крышка гроба Джимми Хенд-рикса. Веселые посетители заведения попивали пиво и закусывали стеками с картошкой “franch fras”
Вечером в воскресенье мы прошлись до Кенсингстнского парка, до мемориала принцу Альберту, установленному напротив ‘Royal Albert Hall” . Поскольку было уже темно, позолоченная скульптура так сверкала в огне прожекторов, что на нее было больно смотреть.
Мы медленно возвращались по вечернему Лондону в свой отель. Я надеялся, что Тамаре станет легче, однако, к сожалению, этого не происходило. Она шла очень медленно, и все время жаловалась на упадок сил. Как жаль, что время в Лондоне, мы не смогли использо-вать максимально. На следующий день мы поднялись на собор Св. Павла и побывали в музее Тауэрского моста – первого в мире развод-ного моста, в механизмах которого была использована гидравлика. Англичане преподносят его конструкцию как шедевр инженерной мысли. В заключение отметили в одном из старинных пабов день ро-ждения Тамары.
2 ноября, вторник. Кембридж. ( CAMBRIDGE)
Наконец с Лондоном было покончено. Мы поймали такси и по-ехали на вокзал Виктория. Прощай тесный номер в гостинице Quality Crown Kensington за 126 фунтов, надеюсь, что мы больше туда нико-гда не вернемся. Выходит, чтобы получить комфортабельный номер с определенной уверенностью, что и все удобства будут предоставлены в полном объеме, и все будет вполне удовлетворительно, нужно за-кладываться на 300 долларов или постараться найти гостиницу по-дальше от центра.
На вокзале столкнулись с непредвиденной проблемой: как бес-платно выехать из города. Дело в том, что Виктория находится в плат-ной зоне ( стоимость въезда 9.в фунтов) но как объяснил мне работник прокатной конторы, оказалось, что он грузин и свободного говорит по-русски, можно проехать бесплатно, если не сворачивать на улицы отмеченные знаком «С» в желтом кружочке. Он даже начертил мне съему проезда на листке, по которой я с неимоверным напряжением и следовал.
Платная зона Лондона как выяснилось довольно большая, вклю-чает в себя практически всю центральную часть от Паддингтона до набережных Темзы, от Южного Кенсингтона до Тауэрского моста (Tower Bridge) включая Сити. Для Москвы это будет соответствовать примерно территории внутри Третьего транспортного кольца. Так что если московский мэр решится на организацию платного проезда это кардинально изменить ситуацию в городе, главное, чтобы это бы-ло сделано для всех машин, кроме такси и машин владельцев, живу-щих в центре.
Приветливый грузин спрашивал нас «Ну как там, в России сей-час?» Он работает в Лондоне уже восемь лет. «Да все по-прежнему – ответили мы – цены ломовые, даже на 76 бензин. У вас здесь в вашей хваленой Англии нигде не зальешь. Помните такой? – А как же – отве-тил грузин и рассмеялся. Он пожелал нам счастливого путешествия, а мы пригласили его в Москву открывать ресторан, поскольку грузин-ская кухня одна из самых лучших.
Путешествующему по Великобритании российскому автолюби-телю непривычно - не увидит он на дорогах Великобритании дорож-ных полицейских. Нет традиционных в России постов на выезде из города ( Почему пост ГАИ должен находиться на выезде из города, а не в центре. Это никем и никогда не было регламентировано.) Нет полицейских на оживленных перекрестках, на трассах и возле свето-форов, - их нет не дорогах вообще. Почти месяц мы колесили по Англии и только два или три раза видели проехавшую мимо поли-цейскую машину. Оказывается, что водители легко и вполне само-стоятельно могут справиться с маневрами, не нарушать правил и не создавать пробок. И не совершать аварий. Контроль за соблюдением скоростного режима и проездом на зеленый свет выполняют камеры. Более того, обслуживание и установка камер слежения передана ча-стной фирме. Этих камер оказывается вполне достаточно чтобы кон-тролировать движение и сохранять его правильность . Вполне доста-точно чтобы не было частых нарушений правил движения.
Наконец приехали в Кембридж. Чем он отличается от Оксфор-да? Тем, что Кембридж – это город в университете, а Оксфорд – уни-верситет в городе.
Сразу чувствуется, что оказались среди совсем другой публики – сту-денты, задорная молодежь, кто-то сосредоточен и деловит, кто-то без-заботен, передвигаются на велосипедах. По правилам или так модно, надевают пластиковые шлемы, как у настоящих велогонщиков, своих железных коней цепляют замочками к металлическим изгородям, где это разрешено. На многих фасадах домов висят объявления «велоси-пед на парковать».
Молодые люди разъезжают на велосипедах, кто с теннисными ра-кетками, кто с ноутбуком, кто с бутылками шампанского. Люди не озабочены тем, как побольше заработать. Вместо офисов спешат в библиотеки. О чем они думают? Или о своем научном проекте, или о предстоящих соревнованиях по гребле, или, быть может, о вечеринке в пятницу… Ну уж точно не о спекуляциях на бирже, деньгах и нажи-ве. Может, я заблуждаюсь, но университетский город оставил такое впечатление. И поэтому мне захотелось там остаться, разделить такой стиль жизни. Жаль, что уже годы не те, и бизнес на карьеру исследо-вателя не поменяешь.
Утром, когда я вышел на прогулку перед завтраком, было ощу-щение, что сегодня 1 сентября, когда все школьники и студенты ра-зом пошли учиться. Из всех кембриджиских подворотен выходили мальчики и девочки с школьными сумками, ехали на велосипедах, ждали на остановке автобусов. Со стороны вокзала двигалась целая демонстрация учащихся. Я закурил и подумал, что сейчас ко мне подъедет общественная инспекция и оштрафует за курение в детском учебном городе.
Пока еще не сгустились сумерки, мы спешили добраться от сво-его отеля “The Earl Derby”(75.00, 119.06) я выяснил дорогу в информа-ционном центре.
Во время первой прогулки побывали в King’s College где в часов-не присутствовали на вечерней службе., потом поужинали в итальян-ском ресторане. На следующий день побывали на территории в кол-леджа Magdalene, что находится в самом конце города, а потом в са-мом известном - Trinity, ( 36 нобелевских лауреатов).
Сфотографировалиcь напротив моста “Bridge Sighe” – копия мос-та в Венеции. Вокруг живописный парк. Поздняя осень, желтые ли-стья, сухая трава, георгины.
Встретили соотечественников, выпили с ними кофе и послушали рассказ о поездке в Тюмень, где на улицах полно зеков, который легко можно отличить от остальных граждан по особой старомодной одеж-де. Наши случайные собеседники Олег и Аля приехали из Питера, и мы обсудили возможность перевода туда столицы, и критиковали Москву за уродливую архитектуру. Потом восхищались красотой и академичностью Кембриджа, особенно осенью, когда спадает поток туристов и становится гораздо свободнее для прогулок.
В заключение побывали в изумительном богатом экспонатами музее “Fitzwillam”, созданным на основе коллекций переданных горо-ду работниками университета.
Стоимость обучения в Кембрижде составляет не менее 20 тысяч фунтов в когда, а судя по экстерьеру колледжей, порядку и чистоте, намного выше. Хотя все колледжи независимы, нет общего руково-дства, в каком бы колледже не учился студент, по окончании он по-лучает диплом Кембриджского университета.
Во второй половине дня выехали в город Или (Ely). Вместо пря-мой дороги А10 оказались на дороге А 14, но разворачиваться не ста-ли, а свернули на А 142, сделав таким образом крюк. Учитывая время, которое нам потребовалось бы, чтобы найти на расе разворот, вер-нуться и выехать на А10, быстрее оказалось проехать по дуге, тем бо-лее, что дорога было почти свободной.
В Или пошел мелкий дождь. В тумане и сумерках, размывал кон-туры взметнувшегося башен собора. На улицах не было ни души. Подъехав почти вплотную к собору, мы даже не стали оплачивать парковку. Риск, конечно, что нас оштрафуют, был, если наша маши-на простоит более разрешенного бесплатного получаса, но на улице было так уныло, плохой хозяин собаку не выгонит, что мы решили все-таки сэкономить 1 фунт.
В дальнейшем мы так больше никогда не делали, поскольку штраф превышает в несколько десятков раз цену паковочного билета.
Мы вошли в собор перед самым закрытием, зал уже опустел, и в тишине раздавались звуки шагов. Это один из самых больших в Анг-лии соборов. Он потрясает своими размерами. Можно было стоить стоять целый час и рассматривать интерьеры и расписной потолок, жаль, что мы приехали так поздно.
И поэтому, посещение дома-музея Оливера Кромвеля при-шлось отложить до лучших времен. Музей здесь открыт потому, что прежде чем стать парламентарием, Кромвель служил в Или сборщи-ком налогов. И запомнился своей принципиальностью.
Меня удивляло: почему в Англии столько древних руин? Имен-но разрушенных или сильно разрушенных построек, которые не стремятся восстанавливать. Почему голые камни аббатств, церквей, замков? Многие разрушения англичане списывают на период ре-формации, когда Генри VIII закрыл монастыри и реквизировал их имущество. А потом через 100 лет началась гражданская война. И уже в ходе нее революционные солдаты О.Кромвеля разрушали крепости, замки и соборы, если они представляли интерес для армии короля.
После отправились ночевать в Линкольн. Путь до Линкольна – стала самый трудным отрезком нашего путешествия, поскольку ехать пришлось ночью по второстепенным дорогам, которые вовсе не пред-назначены для скоростной езды. Они довольно узкие и на них часто встречаются населенные пункты, в которых скорость ограничена. Англия уже спаса. Даже не светились вывески магазинов. Ехать было скучно и поэтому изнурительно. Добрались в «Ибис» только в поло-вине десятого вечера
4 ноября четверг. Линкольн.
Утреннюю прогулку пришлось сократить до 10 минут. Поскольку наш отель “Ibis Lincoln” (GBP 45.00 USD 73.00) находился в пригороде, где собственно гулять негде да и неинтересно, тем более предстояло познакомиться с Линкольном и потом засветло прибыть в Йорк.
Прежде всего мы направились в кафедральный собор Линкольна. Неожиданно, лишь только вошли, женщина возле стойки с инфор-мационными проспектами предложила нам присоединиться к экс-курсии на крышу. Такая экскурсия проводится только три раза в не-делю, и нам удивительно повезло.
По узким коридорам, винтовым лестницам, комнатам и комнат-кам, различным внутренним помещениям мы пошли за местным ги-дом. Часто останавливаясь и слушая его рассказ. Он говорил о строи-тельстве собора, которое началось в 1078 году, затем устройства коло-кольни, перекрытий, лестниц, полов, системы отопления. В заключе-ние нам предстала уникальная панорама Линкольна с самой высокой его точки.
Экскурсию проводил наверно профессор истории архитектуры на общественных началах, мужчина средних лет, обладавший прият-ным голосом. Он говорил увлеченно и порой немного экспрессивно, что не свойственно профессиональным гидам, отчего его рассказ становился еще убедительнее и интереснее. Впрочем участники на-шей небольшой многонациональной группы слушали его невнима-тельно, постоянно отвлекались на фотографирование, а на крыше и вообще забыли про гида, увлекшись рассматриванием окрестностей.
После экскурсии продолжили осмотр собора самостоятельно. Я за-мелил нашего гида, идущего к выходу и подарил ему несколько от-крыток с видами Московского Кремля. Может потом, когда-то вспом-нит о далеких туристах из снежной России.
Размеры храма впечатляют. На чердаке наш гид показал макет собора в том виде, в каком он должен был бы предстать жителям го-рода после окончания стройки. А именно башни украшали остроко-нечные взметнувшиеся ввысь шпили.
В южном нефе установлена современная скульптура, видимо церковь относится с терпимостью к выставлению в соборе произве-дений искусства совсем разных стилей. Вспомнилась инсталляция Йоко Оно ( жена Дж. Леннона) в соборе Св. Павла в Лондоне. Пучок тонких нитей расходящихся из одной точки на уровне пола и теряв-шихся где-то под куполом.
Одна из скульптурных композиций на библейскую тему, где «Мария Магдалина приветствует Христа в день его вознесения». До-вольно оригинальное толкование образов, поскольку фигуры смахи-вают на доходяг. Впрочем, это не имеет значения. Поскольку видно желание скульптора подчеркнуть духовность Христа и Марии, их возвышенность и отрешенность от мирского.
После собора прошли в замок, он находится прямо напротив. И там армия О. Кромвели произвела некоторые разрушения. С разра-боткой новых видов оружия замок перестал представлять интерес как фортификационное сооружение, и был заброшен. Пока в позапрош-лом веке на его территории не организовали тюрьму. Этому заведе-нию и посвящено большинство экспонатов, таких как камеры, ре-шетки, уголовная атрибутика, предметы охраны – словом, все про-низано пафосом пеницитарной системы.
В заключение осмотрели римскую арку, которой судя по пред-ставленной информации более 1700 лет. Рядом на фотографии гру-зовик, врезавшийся в эту арку в 1964 году, и заплативший потом 1569 фунтов за разрушения. И хотя арка, точнее сказать обычные камен-ные ворота, не отличается художественными изысками, а довольно примитивна, но все рано стоит лишь представить, что здесь ходили древние римляне, сразу чувствуешь свою причастность к античности.
В соборе, в зале для собраний каноников выставлена одна из ко-пий « Великой Хартии вольностей» подписанной в 1215 году. Это уже вторая Хартия, которую мне довелось увидеть, путешествуя по Анг-лии. Первая находится в Солсбери и выставлена в витрине, где кате-горически запрещено фотографировать. Однако копия в Линкольне абсолютно доступна для фотографов даже со вспышками. Рассматри-вая бумагу и чернила, я заключил, что прошедшие 800 лет бумага (нисколько не истлела) не подверглась никакой коррозии, а чернила совершенно не выцвели. Документ представал зрителям практически в идеальном виде – как новый.
Рядом с витриной линкольнский Хартии развернута выставка из которой можно узнать о путешествиях Хартии по всему миру. В част-ности, как свидетельствует объяснение, неоднократно вывозили по разным городам Соединенных Штатов . На одной из фоток его рас-сматривает сам Обама. Предполагаю, что увиденные хартии являются искусно изготовленными современными копиями. Хотя столь глубо-кая древность документа тоже вызывает сомнения.
Время было уже 14-29, заканчивалась оплата парковки, и мы от-правились в древний Йорк.
По Англии мы путешествовали на голубом Форде «Фокусе» с автоматической коробкой передач. Наверно поэтому машина казалась мне туповатой и неэкономичной – расходовала почти 10 литров бен-зина на 100 км.
Сразу после Линкольна по сторонам дороги появились соору-жения явно оборонительного характера, видимо здесь квартируется военная часть. На обочине мелькнул наиглупейший знак « Низко ле-тящие самолеты» и сразу раздался оглушительный грохот реактив-ных двигателей. Над нами плавно прошла четверка современных ис-требителей-перехватчиков. По карте было видно, аэродром находится неподалеку.
Неожиданно на дороге А15 появился рыжий парень в ярко-желтом жилете, который заявил, что проезд закрыт.. И нам пришлось пробираться по шоссейкам в объезд. Посмотрели на провинциаль-ную Англию из окна автомобиля.
Проехали через огромный Хамберский мост в устье реки Узе возле портового города Гуль. (Goole )
Остановились на заправке и перекусили в уютном кафе за 13 фунтов, весьма недорого и вкусно. Запомнилось тем, что распоряди-тель никак не мог мне объяснить, вернее я никак не мог понять, что прежде чем садиться за стол, нужно подойти к повару и сказать что отрезать: кусок мяса, индейки или ветчины.
Потом выехали на дорогу А1079 и ехали до Йорка весь вечер. Там у нас был забронирован отель «Ибис» в центре города.
Вечером прогулялись по Йорку. Ресторанчики и пабы полны ве-селящейся публикой. Все чаще и чаще видим в этой поездке пригла-шения о встрече нового года. В некоторых магазинах Йорка уже вы-ставлены Деды Морозы, развешаны шарики и другие рождественские игрушки. Пошел мелкий дождь. Нам хотелось просто перекусить, зайти в какую-нибудь демократичную пиццерию или закусочную бы-строго питания. Не попадалось ничего подходящего. А дождь уси-лился. Наконец рядом с отелем мы увидели ресторанчик « у Троцко-го» и там поужинали курятиной с чипсами.
5 ноября пятница. Йорк.
На следующий день пошли осматривать город. Начать решили с самого древнего сооружения – башни Клиффорда. Она построена в 13 веке.
По пути к центру старого города, где находится башня, нам предстояло перейти мост через реку Уз, и войдя на него мы с удивле-нием заметили, что река сильно разлилась. Казалось, что наступила весна, и началось половодье. Фундаменты прибрежных домов были затоплены, открытые кафе на набережной тоже были под водой.
Башня Клиффорда (вход 1.6 фунта) это часть древних укрепле-ний, сейчас стены уже разобраны, а валы срыты. Поднявшись на неё по крутым каменным ступеням, мы увидели панораму старого горо-да.
Потом побывали в музее Йоркского замка, музее викингов Jorvik - center, и кафедральном соборе . York Minisyer. Еще одна древняя дос-топримечательность - Merkanter Advencher Hall - .
До башни к Кафедральному собору нужно было идти через ценрт города, который практически полностью занят разными магазинами. Не обошлось без шопинга.
Собор потрясает своим величием. Грандиозное строение впе-чатляет и заставляет задуматься. Это самый большой готический со-бор в Северной Европе. Он находился в центре религиозной и поли-тической жизни со времен римлян с I века. Длина здания составляет 158 метров, ширина 75. Из-за того, что первоначальный фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, его приходилось неоднократно ре-монтировать.
Сейчас здесь находится резиденция архиепископа Йоркского. Появилась она уже в 314 году, когда на месте собора находились воен-ные лагеря римлян. Удивляет как соседствовала христианская церковь с языческой религией римлян. Впрочем строительство собора нача-лось в 1220 году, когда легионы уже давно покинули страну, и про-должалось почти три века. Епископ Йоркского собора считается вто-рым по значимости в англиканской церкви после Кентерберийского.
О богатстве убранства англиканских церквей говорить здесь как-то не принято. Пока я осматривал внутренние помещении, заи-грал орган, что поразило меня до глубины души, поскольку акустика, и богатство звучания ( хотя скромно в сравнении звучал) На эту му-зыку нужно настраиваться ее чувствуешь не только душой но и всем телом.
Перед собором стоит римская колонна, которая была найдена во время ремонта южного трансепта собора в 1969 году. И потом уста-новленная перед собором в 1900 летнюю годовщину со дня основания города. Йорк. По мнению местных историков и властей город был за-ложен римлянами в 71 году, и называли его тогда Эборакум, он счи-тался столицей северных римских провинций. Здесь умер император Констанцой Хлор, и его сын, Константин Великий, был провозглашен новым римским императором. Уже сгустились сумерки, когда я вы-шел из собора и увидел почти перед самым входом в него величест-венный памятник императору Константину. Он сидит в кресле, левой рукой опираясь на меч, а правая откинута на спинку кресла.
Современное название город получил от датчан, пришедших сюда после ухода римлян, избравших его столицей датского королев-ства Йорк.
На колонне прикреплена табличка с надписью, что она являлась частью оформления штаб-квартиры шестого римского легиона рас-квартированного в этих местах.
Увиденные памятники римской эпохи невольно приводят к мысли, что современные британцы считают себя действительными наследни-ками римской империи. В каждом городе непременно установлен па-мятник римскому легионеру – основателю города. Начиная с Лондо-на, где возле Тауэра стоит римский военачальник и написано назва-ние Лондониум. Логическое подтверждение этого пафосного заявле-ния, в том, что современная Британская империя из этой логики яв-ляется как бы продолжением тех великих завоеваний осуществлен-ных древними римлянами.
Побывали в музее «Истории викингов». ( Активно рекламируется) Показалось, что жизнь этих диких людей создателями экспозиции весьма приукрашена жизнь.. Но даже и без сомнений из созданной в музее их реконструкции видно, что викинги не мылись. В их деревне не воссоздано ни одной бани, хотя воссоздан уличный туалет.
Весь день провели в городе, уехали только в шесть вечера и уди-вительно быстро и без задержек и проблем домчали до Durham Radisson воспользовались скоростной трассой А1, где можно разго-няться до 140 км. Жаль что в одном месте дороги был ремонт ( а мо-жет работы по расширению) и все ехали строго 60 км в час. Водители здесь в целом дисциплинированные, но несколько нервные. Видимо не привыкли себя правильно вести на дороге, поскольку не поучали битой по лобовому стеклу за навязчивые звуковые сигналы - за биби-канье – как это практикуется порой в России.
Над Даремом сверкали огни салюта, с третьего раза ( спросили ред-кого на британских просторах полицейского) нашли гостиницу, два раза проехали мимо, что в целом вполне обычные результат.
6 ноября, суббота. ДАРЕМ (DURHAM).
Окно нашего отеля выходило на реку, и лишь проснувшись, мы увидели, что сегодня удивительно ясный и солнечный день.
Позавтракали в номере, из соображений экономии (15 футов на человека). Осматривая предоставленный нам в Radisson номер невоз-можно было без слез вспомнить о лондонских апартаментах. Тем бо-лее что и стоил он на треть дешевле. Можно было бы съездить отсюда в Ньюкасл, к стене Андриана и в этот же день вернуться.
Когда мы вышли на улицу, в полной мере ощутили чистоту и свежесть субботнего утра. Многие горожане тоже решили прогулять-ся. На улицах было людно и даже, казалось, празднично.
По мосту мы перешли шумную стремительную реку и поднялись в древний город – к собору.
От входных ворот к обору вела изгибаясь средневековая улица, состоящая в основном из сувенирных магазинов, и заканчивалась Она заканчивалась открытой площадкой справа ль которой находился за-мок. К сожалению, он оказался закрыт на специальное обслуживание - встречу или отмечание годовщины. И мы поспешили в Кафедраль-ный собор.
В Дареме мы достигли самой северной точки нашего маршрута и повернули назад. Путешествие все еще продолжалось, но уже всту-пило в фазу возвращения. Думать об этом не хотелось, мысли о воз-вращении в холодную московскую рутину неприятны. Так хочется, чтобы лето продолжалось.
Однако поездка еще не пришло то состояние отрыва (обычно я вхожу в это состояние к середине второй недели) – того чувства , когда забываешь о прошлом и не думаешь о будущем, а живешь событиями путешествия - околоотельной суетой, потом осмотром замка, собора, музей., а есть только дорога и ожидание увидеть за поворотом что-то необычное, или во время остановки в следующем городе. Живешь только дорогой, дорожными заботами, когда погружаешься в эту увлекательную суету, а вместе с этим появляется возможность поразмыслить о вечном.
До реформации в Даремском соборе находились мощи святого Кутберта - сейчас на том месте положена мраморная плита с надписью “Kuthbertus”. В 1560 году во время Реформации гробница была разрушена, как и были выбиты витра-жи и замазаны краской роспись на стенах.
Осматривая собор, мы пошли к памятной плите, она лежит на пьедестале пе-ред алтарем или за главным престолом собора. Жаль, конечно, что не все сохра-нилось в том древнем виде, как было создано почти тысячи лет назад. К этой плите приходят паломники со всего света, чтобы поклониться святому Кутберту.
Radisson в Дареме располагала к спокойствию. Наблюдая за умиротворенно потягивающих пиво в холле пенсионеров, не хотелось куда-то ехать. Тем более что перед нами был древний собор, замок, с древними стенами.
Вернувшись в отель мы сфотографировавшись возле своей машины, как настоящие автопутешественники и стартовали в Уитби ( Whitby) Для этого снача-ла вернулись по моторвейю до поворота на дорогу А:689 ( Bradbury, Sedgelield), затем поехали по дороге А174 и далее до Scarborough. Как обычно в салоне зву-чала классическая музыка, мы всю дрогу слушали практически одну станцию, транслировавшую симфонические концерты, без рекламы и с короткими выпус-ками новостей, И вот между холмов показалось северное море.
Поездка пришлась на неудачное время – рано темнело, поэтому большая часть переездов проходила в вечернее время, когда уже не видишь ничего кроме дороги. Пока жили в Лондоне, съездили в Кентербери на электричке. Аббатство – резиденция англиканского архиепископа. А когда, наконец, было покончено с Лондоном у нас осталось всего 8 дней отпуска - этого совершенно недостаточно, чтобы во всей полноте почувствовать романтику путешествия на машине.
Утром выезжаешь из одного отеля, а вечером останавливаешься в другом, за десятки и сотни километров, а между ними целый день, заполненный музеями, храмами, замками, улицами городов, магазинами, видами полей, рек, лесов, за-правками, случайными встречами, маленькими открытиями и нескончаемой до-рогой.
А вечером, за станицами дорожного дневника уже с трудом, вспоминаешь, где и как начался этот день. Кажется, что время ускорилось и летит с невероят-ной быстротой, и в сутках уже не 24, они, кажется, растянулись до 25, 27, 30 часов. И вот когда перестаешь чувствовать время, значит, ты достиг или максимально приблизился к состоянию, я бы его назвал «состоянием вечного странника». И больше не вспоминаешь, не возвращаешься мыслями к прежней московской по-вседневности. Еще я часто называю такое состояние – состоянием полного отрыва от родины, от рутины, от всего, что творится у нас в стране.
Этот день стал, наверное, самым динамичным дней всей поездки, и хотя мы преодолели всего 310 километров, успели побывать в трех городах, два из кото-рых расположены на побережье Северного моря, а именно в Уитби ( Whitby) и Скарборо (Scarborough)..
Уитби, спокойный городок, расположенный на берегах уютной бухты, вошел в историю как место рождения великого мореплавателя Джеймса Кука (James Cook). совершивший три кругосветных путешествия. В те давние времена, в 18 веке это была рыбацкая деревня и будущий капитан, видимо, выходил на пристань, провожал рыбацкие шхуны, завидовал морякам и мечтал о далеких странствиях. Так я предполагаю. Книжка о его кругосветных путешествиях Ни-колая Чуковского была одной из моих любимых в детстве. И вот прошло каких-то 40 с небольшим лет, и я добрался до родных мест Джеймса Кука.
Уитби Как раз было воскресенье и на улицах было полно народа. Прямо праздник какой-то. Мы прогулялись по гранитной набережной, на краю которой перед морским простором памятник мореплавателю. А на другом, высоком бере-гу гавани, живописные руины древнего аббатства. Они так красиво смотрятся из-далека, что мы решили не приближаться, тем более что нужно было покупать би-лет и потом иди по голому полю к древним стенам,
До Скарборо было совсем недалеко – 30 километров, но город показался нам растянутым и запутанным. Пришлось сделать два круга, чтобы разобраться в улицах и выехать на набережную.
Огромные волны северного моря с грохотом разбивались о бетонные за-граждения и вспенившаяся вода выплескивалась на мостовую, заливая тротуар и ноги гуляющих. Вдали на скале был видны руины замка, а с другой стороны бе-лело здание отеля и несколько шатров непонятного назначения, но с виду похо-жих на цирки Шапито. Парковочные места вдоль набережной пустовали, и, раз-вернув машину лобовым стеклом к морю, мы устроили походный обед.
Подъехав к воротам в средневековой стене, чтобы добраться до руин замка на скале, но, к сожалению, прямо перед носом двери его закрылись – было уже 4 часа дня и рабочий день музейщиков из Британского наследства был закончен. Мимо пронеслись мальчишки на велосипедах, любители тюков на склонах, по узкой и кривой и неимоверно крутой тропинке.
Но все равно из-за стены открывался великолепный вид на гавань. Рядом висела табличка, информирующая любознательных, что уже 3000 лет ( три тыся-чи лет) а этом стратегическом месте находится дозорный пункт, из которого на-блюдают и за движением кораблей. А с другой стороны лежал город, улицы тя-нулись до холмов на горизонте, над которыми висело оранжевое заходящее солн-це. Как жаль, что наша поездка пришлась на позднюю осень, когда так рано тем-неет, ведь летом мы имели бы еще пять часов светлого времени потратить на ландшафты и монументы. А теперь ничего не оставалось, кроме того, чтобы сесть в машину и ехать еще почти 150 километров до города Huddersfield, где нас ждал забронированный в «Премьер Инне» номер.
Объехав скалу с замком по дороге вдоль моря, мы оказались, словно в дру-гом городе. Вдоль улиц сверкали сотни огней различных игорных заведений, рес-торанов и клубов. Тамара назвала это прямо Лас-Вегасом каким-то, и я не стал уточнять, что в действительности эта иллюминация лишь отчасти и очень отда-ленно напоминает ласвегасовскую. Поскольку в этих клубах игровых автоматов и, так называемых, казино предельно скучно, не сравнить с праздником жизни в Не-ваде.
Наблюдая из окна машины бессмысленное мигание разноцветных лампо-чек, я подумал, что видимо, не так уж и хорошо идут дела у британцев. Если они разрешают открывать игорные заведения.
Дальше наш маршрут проходил через весь остров, через города Йорк, Манчестер, скучный, деловой город, Честер туристический и торговый центр, со средневековыми стенами, и замок Конви ( мрачное суровое средневековье), кото-рый находится уже на другом побережье Британии перед Ирландским морем в Уэльсе.
7 ноября воскресенье. Манчестер. Гостиница Premier Inn Hadderfield
Напрасно Тамара надеялась увидеть демонстрацию трудящихся манчестерцев в честь годовщины социалистической революции, в Манчестере такие демонст-рации или проводятся кулуарно, в негритянских предместьях, или не проводятся вообще.
Мы сделали несколько кругов вокруг центра, пока не наткнулись на одну из многоэтажных парковок, как оказалось весьма дорогую ( 20 фунтов).
Как и предполагал Манчестер оказался совсем не интересным для туристов городом. Это промышленный деловой центр современной Британии, где люди живут, чтобы зарабатывать, а не приезжают, чтобы отдохнуть и развлечься. Обой-дя центральную часть постоял несколько минут на площади перед зданием ра-туши. Там установлено несколько памятников наиболее известным и знаменитым жителям этого города. Остальное время ходили по современным торговым цен-трам, где Тамара пыталась найти что-то оригинальное. Но к сожалению этого не удалось . Мы послушали уличных музыкантов, выпили кофе в сетевой забегалов-ке “Eаt”. И испытав только чувство разочарования от пестрых торговых центров с однообразным и неинтересным ассортиментом одежды, поехали дальше – в Честер. Единственное, что за этот день можно было зачесть как увиденную дос-топримечательность – это проезд утром через национальный парк “ Peak District “ и полюбовались из окна автомобиля его равнинами и взгорьями, петляющей ре-кой, лесом и искусственным озером. В общем-то, ландшафт привлекательный, но вызывающий весьма скромные чувства, если, проезжая там вспомнить, об альпий-ских дорогах.
8. четверг. Честер (Chester).
С утра идет мелкий дождь, и порывистый ветер вырывает из рук зонтик.. Для нас это первый непогожий день в Англии. У Тамары заболело сердце, и она передвигалась медленно-медленно. Поэтому прогулку по древней стене, окру-жавшей центральную часть города, я решил заменить посещением кафедрально-го собора.
В этом городе мы остановились в семейном отлете “Lloyd’s of Chester” (GBP 50.00,$79.30) в 10 минутах ходьбы от древней городской стены. Нам предложили номер на втором этаже, нужно было пониматься по узкой лестнице и потом прой-ти по такому же узкому коридору выложенному красным, тщательно вычищен-ным паласом. Комната оказалась просторной, окно открывалось, но опять в ней был только один стул и весьма скромное освещение. Но у отеля имелась бесплат-ная парковка во дворе, что было существенные преимуществом при бронирова-нии. Вечером меня встретил молодой человек, по видимому сын хозяина отеля, который появился только утром, и судя по тому, что он не спроси у меня никаких документов, был в курсе моего бронирования.
Строительство кафедрального собора в Честере было закончено в 1528 году, а начало еще в 9 веке. При входе собор показался несколько мрачноватым, наверно потому что день был пасмурный и солнечные лучи не попадали на огромные витражи. Мрачно, в духе древних времен католицизма и вершения инквизиции. Играл орган. И это создавало чувство возвышенности. И хотелось сидеть на лав-ке в соборе, слушать музыку, рассматривать древние стены и расписной потолок, а не идти наружу в дождь и рвущий из рук зонтик ветер.
Служащие в соборе оказались приветливыми, внимательными и обходи-тельными людьми. Удивившись в очередной раз, что мы из России, выдали нам листовку на русском языке. Такие листовки на русском предлагались практиче-ски во всех посещенных нами соборах, что свидетельствовало, что наши соотече-ственники здесь не редкие гости.
Тамара купила кольцо меняющее цвет в зависимости от кровообращения и показывающее таким образом внутреннее состояние человека. К покупке при-лагалась памятка, разъясняющая значение цвета – от темно-синего до черного. Женщина за прилавком объясняла, что значит unsettled – беспокойство из-за не-предвиденности чего-либо, тревога.
Прошли по улице торговых домов 12-14 веков, реставрированных в викто-рианскую эпоху. Туристическая часть этого города похожа на большой торговый центр, состоящий из множества бутиков одежды, антикварных изделий, картин безделушек мелких кафе и современных магазинчиков электронных товаров. И все это располагается в отреставрированных и стилизованных под фахверковые домах. Город оставляет приятное впечатление чистотой , нарядностью и воссоз-данным колоритом старины. Жаль только, что мы приехали в него, когда сезон уже закончился, и на центральных улицах велись земляные работы, строители в оранжевых робах долбили асфальт, гудел экскаватор, да и непогода также не спо-собствовала размеренным прогулкам.
Неожиданно с соседней улицы раздался шум марширующей толпы, это были команды левого марша. ведущий выкрикивал какие-то слова, видимо «ле-вой, левой! Кто там шагает правой? Левой.» Но вместо революционного матроса с коробкой маузера на поясе показался средневековый рыцарь в доспехах, в шлеме, копьем и мечом, а за ним следовала колонная не восставших рабочих, а детей из начальной школы. Они дружно повторяли призывы ведущего. Как выяснилось это был римский военный патруль Они шли из музея игрушек в музей Римского форта. Так организуются в Англии внешкольные уроки истории. Очень часто мы видели в музеях, подчас они и оставались единственными посетителями, шумели и бегали от экспоната к экспонату с какими-то планшетами, что-то зарисовывали и записывали, потом собирались группой и слушали рассказ экскурсовода или учителя ( Можете припомнить Кононова в роли Нестора Петровича из «Большой перемены» в музее римской истории? ) большие группы школьников разных классов.
И хотя Тамару неумолимо тянуло ходить по магазинам бесполезных вещей, я все-таки уговорил ее побывать в Гросвенорском (“Grosvenor museun”) музее - своеобразном краеведческом музее ( вход бесплатный). Там не только бесплатный вход, но и тепло, и есть кафе, и есть туалет, в котором для просвещения населе-ния развешаны таблички с тексом: « А знаете ли вы, кто придумал первый уни-таз?» Над водопроводным краном висит: «А как знаете ли вы, с каких времен лю-ди пользуются мылом?»
Сколько внимания уделяют англичане различным инженерным изобрете-ниям и усовершенствованиям. Развитие фундаментальной науки шло параллель-но с практическими разработками, и эти очень гордятся. Сколько музее посвя-щенных, паровозам, кораблям, автомобилям, моторам, самолетам, домашней бы-товой технике – везде присутствует пафос первых в мире ( вторых в Сибири) изо-бретателей и рационализаторов.
Из Честера мы выехали в Конви (CONWY CASTLE) – в древний замок ко-роля Эдварда I.. ( входной билет 4.6 фунта)
Средневековое сооружение хорошо сохранилось до наших дней, мрачные бастионы передают дух тех далеких суровых времен. Замок был построен в 1287 году на берегу стремительной реки Конви, практически в ее устье, для контроля над землями Северного Уэльса. В замке можно подняться в каждую из четырех больших башен, откуда открывается вид на город и реку. Во время отлива многие лодки оказались на мели. Ветер и никого вокруг. Музей закрывался в 16 часов. Потом мы прошли по узким переходам вдоль стен и спустились в темницу.
Осмотрев самый маленький домик в Британии, покрашенный красной краской фасад втиснутого между других домика на набережной не произвел осо-бого впечатления, выехали в Ковентри.
Главное было добраться до одной из основных магистралей Британии до-роги М6 и по ней уже домчать до места назначения. Совсем не порадовало нас обилие большегрузных автомобилей, которой порой занимали две из трех полос дороги. Шел мелкий дождь. Внешнего освещения не было. На станциях сервиса уже в половине восьмого было тихо и безлюдно. Ограниченный выбор блюд по-зволил скромно поужинать тем же, что обычно дают на завтрак - кусок жареного бекона с сосиской и фасолью, яйцом и половинкой жареного помидора. Это блю-до кажется неизменно во всех местах общественного питания вместе с традици-онными “Fish and Chips”.
9 ноября, вторник. КОВЕНТРИ.
В центре города построен собор, в современном стиле, это, пожалуй, един-ственный собор наших дней, что удалось увидеть за всю поездку. Он построен ря-дом с разрушенным во время бомбежки 16 ноября 1940 года кафедральным собо-ром, который стоит в руинах, напоминая молодежи об ужасах прошедшей войны. Напротив собора расположен Университет, мимо собора и по прилегающим ули-цам и ходит эта молодежь - многочисленные цветные студенты.
В центре было пустынно и дул пронизывающий ветер. Тамара надела в этот холодный день вязаную шапочку с помпончиком и шарфик, купленные в Честе-ре, застегнулась на все пуговицы куртку, под которую словно листья капусты ока-зались все свитеры и кофты, взятые в поездку, и стала похода на капризного гно-мика.
Запечатлев конную статую королевы Годивы, своеобразного символа горо-да, мы поехали в замок Уорвик.
Легенда о королеве Годиве, проехавшей на спор голой на лошади днем че-рез весь город позволяет предположить, что она имела редкую и ярко выражен-ную форму эксбиционизма, редко встречающей у женщин. Желая удовлетворить свою патологическую страсть она потребовала у короля снизить для горожан на-логи, что естественно вызвало у него удивление и протест. Иначе она будет ез-дить по городу верхом полностью обнаженной. И в первое же воскресенье при большом скоплении народа осуществила свои намерения. Чтобы больше не позо-риться из-за такой экстравагантной жены, король к всеобщей радости жителей города сократил поборы. И представил это как заслугу своей королевы, которую после этого стали считать настоящей героиней.
WARWICK CASTLE
Как и предполагал, замок Уорвик оказался хотя и очень красивым сооруже-нием с небольшим английским парков поодаль, но представлял собой филиал диснейленда. Высокие цены несколько печалили, но радость бегающих по сте-нам, комнатам дворца и подземельям детишек вдохновляла. Ряженые смотрите-ли развлекали экскурсантов рассказами, зазывали дикими криками в темницу ужасов, Вход в замок для взрослого стоил 20 фунтов, 5 фунтов стоила парковка, отдельный билет в музей ужасов, куда Тамара идти наотрез отказалась, стоил еще 20 фунтов. Она предпочитала лучше посидеть под раскидистой елью и поиграть на телефоне в тетрис.
Все чаще и чаще в этой поездке у неё в руках оказывался телефон, и она увлеченно нажимала на кнопки, как будто вокруг нет ничего интересного и нуж-но скоротать время. Или же путешествие по Англии ей уже порядком наскучило, она устала. Отчасти это было действительно так, поскольку это было осеннее пу-тешествие, когда уже закончился сезон, и немного поэтому грустное, мы ехали через всю страну по автострадам и второстепенным дорогам, по сельской местно-сти, и нас окружала увядающая природа. Может быть города, в которых мы ос-танавливались, были не очень интересны? Может мы утомились от повторяю-щихся достопримечательностей – соборов, замков, музеев?
Погода тоже не радовала, начались дожди, на прогулку без куртки и тепло-го свитера уже не отправишься. Конечно осень в Англии совсем другая, чем в России. Все-таки тепло, и утром по прежнему зеленая трава не покрывается ине-ем, а ночью температура не опускается до нулевой отметки. Нет низких свинцо-вых туч, пронизывающего ледяного ветра и холодного дождя превращающегося в ледяную крошку. С тревожной грустью выглядываешь ноябрьским утром в окно и вот они, появились в воздухе белые мухи. Пришла зима.
Во многих западных странах, в частности в Англии, прослеживается тен-денция организации музеев ужасов. Камеры пыток, тюремные подземелья, раз-личные предметы изуверства являются очень популярными в таких заведениях, где задача служителей попытаться напугать посетителей. Не говоря уже про Лон-дон, где работает London dangeros, нижний этаж музея мадам Тюссо, собственно «Музей тюрьмы», тоже самое мы увидели и в Йорке. И вот теперь даже маленьком диснейленде в Уорвике открыта темница страха. Приезжали бы лучше свободо-любивые англичане и американцы в город Пермь, где сохранен в реальном виде лагерь для заключенных. И тогда только от того, что они забрались в такую глушь, станет жутко, а если представить, что суждено провести в этих крайне не-уютных местах несколько лет, то охватит полное отчаянье. И главное, безуслов-ное и окончательное убеждение, что ничто нельзя изменить.
10.ноября среда. Глостер (GLOUCESTER). THE EDWARD HOTEL (GBP 57.50, $93.34)
К вечеру мы приехали в Глостер. Наш отель «Эдвард» находился на одной из главных улиц города – London roud - поэтому найти его не составило труда.
После того, как нас поселили в небольшой комнате на третьем этаже, больше похожей на мансарду, но с большим открывающимся окном на панораму города, мы решили прокатиться по улицам на машине, обследовать местность из окна автомобиля. И чуть не заблудились. Каким-то чудом, интуитивно я вырулил на нашу улицу Лондона и с облегчением вздохнул, поскольку Тамара уже приня-ла индифферентно безразличный вид, обиженного скучными скитаниями и ос-тавленного без ужина путника. Поскорее припарковав машину на свободной парковке отеля, мы пошли ужинать.
Помимо свободной парковки достоинством отеля являлось его расположе-ние – всего 15 минут ходьбы до центральной пешеходной части города. Это и оп-ределило мой выбор, даже не смотря на то, что комната предлагалась с двумя разными кроватями, а не как обычно, одной большой для семейных пар. Под-нявшись по крутой лестнице в нашу мансарду, мы обнаружили весьма уютное помещение с большим окном, столом, стульями, шкафом и другими полезными мелочами, душевая кабина имела автономный водонагреватель, а телевизор принимал множество каналов через индивидуальную антенну с роутером.
Вечером звон колоколов наполнил опустевшие улицы. Мы попытались найти итальянский ресторан, но не нашли, мало того, и в любом еще открытом пабе кухня уже не работала и нам могли предложить только выпить. С баши со-бора по-прежнему разливался громкий колокольный звон, разными тонами, в колокола били довольно долго, наверно более получаса. Наконец звон стих, а мы все кружили по безлюдным улицам.
Наконец мы зашли в один из пабов, рядом со своей гостиницей, оказавшимся уютным, с теплой домашней атмосферой, и присев перед камином. выпили по кружечке эля. Местные тоже пили пиво или эли, они тихо о чем то разговаривали, спокойно и мирно, кажется, обсуждали праздничное меню, и казалось, что весь мир улетел на другую планету.
На следующий день отправились в кафедральный собор. Подойдя к главному входу, увидели как из него навстречу появилась группа маленьких монахов. Ви-димо воспитанники местной семинарии, процессию возглавлял взрослый монах, видимо учитель. А может это внеклассное занятие воскресной школы по предме-ту «Закон Божий» Потом после детей начали выносить каменные фигуры, их ук-ладывали на тележки и увозили. Наверно смена экспозиции. Внутри храма цари-ла деловая суета, священники ходили по-деловому и отдавали распоряжения. А рабочие разбирали строительные леса, кто-то репетировал на органе.
В соборе установлена памятная доска создателю гимна Соединенных Штатов. Но самая впечатляющая скульптура – Иисус. При входе в нем распятие, где вме-сто привычного тела доходяги, истощенного и умирающего, а тело спортсмена, атлета, борца, не традиционно иссушенное, а полное сил, энергии и здоровья. И вместо гвоздей он прикручен к кресту болтами. И это пышущее здоровьем и си-лой тело легкоатлета, и это тренированное красивое тело утыкано сотнями иго-лок, лицо его искажено гримасой боли – без содрогания, мурашки по коже, и внутреннего трепета смотреть на это произведение невозможно
Скульптура соткана из сотен тонких алюминиевых проволок, и пустая внутри, концы этих проволок торчат наружу, словно иголки ощетинившегося дикобраза. Эти торчащие вот все стороны иголки ( концы проволоки) и есть ощущение по-стоянно источаемой острой боли.
Засмотревшись на современного Иисуса, на чашу для крещения 12 века, мы забыли подняться на главную башню, чтобы увидеть панораму города.
От кафедрального собора мы шли по узкой дорожке, она вела нас между от-гороженными яблоневыми садами, и на тротуаре валялись внушительного раз-мера треснувшие от удара о землю зеленые яблоки, они и сочно хрустели под но-гами. Одно из таких яблок, видимо, упало на голову Ньютону, и он открыл закон всемирного тяготения.
Пока я осматривал Исторические Доки и Музей речного судоходства Бри-тании, Тамара успела побывать во всех центральных универмагах. Я встретил ее, как условились на центральном перекрестке города перед башней Сент-Майкл. Опять она была разочарована ассортиментом товаров в магазинах, поскольку так и не нашла ничего достойного для покупки. И вот теперь мы вновь вместе, и можно легко прекратить блуждание и вернуться к отелю, где припаркована наша машина. И тогда только вперед – точнее назад – к аэропорту «Хитроу».
В Глостерских доках, это портовые склады, использовавшиеся с викториан-ских времен до середины прошлого века, сейчас восстановлены и отреставриро-ваны, превращены в современные офисы. В одном из 15 зданий из красного кир-пича находится музей, где я пообщался с приветливым гидом, осмотрел экспона-ты из жизни речных судоходцев. Было много детей, учителя проводили выездные уроки. Потом пошел в музей фольклора. Вход, что весьма удивительно в Англии, бесплатный. По пути видел конную фигуру основателя Глостера – римского ле-гионера.
В порту, вдоль пирсов пришвартовано много самоходных барж, когда-то использовавшихся для перевозки угля, а теперь переоборудованных в дома на во-де. Внешне они очень похожи на те, что стоят на каннах Амстердама, однако в них живут вовсе не бездомные или бедные люди, а наоборот весьма зажиточные, поскольку оплата аренды места в порту и обслуживание дома-баржи обходится в несколько тысяч фунтов год. Как правило эти люди имеют квартиры или дома, но, видимо, средств для покупки яхты у них не хватает, поэтому они совершают морские прогулки на бывших угольных баржах.
А прежде, когда баржи использовались по назначению, на них действи-тельно жили. В музее устроена тематическая выставка фотографий, рассказы-вающая об этих людях. Снимки сделаны в первой половине прошлого века. Уди-вительно, или нет, но эти люди не имели домов на суше, и проводили всю свою жизнь на воде – спали, ели, женились, растили детей, умирали - и все в беско-нечном плаванье по паутине каналов Англии. Они не работали, они жили, у них не было свободного времени, они всецело принадлежали своей лодке и своей судьбе перевозчиков угля.
Однако они относились к своей судьбе вечных странников, как принято сейчас говорить, креативно. Было принято раскрашивать свои водные дома раз-ными узорами и цветными картинами, укреплять деревянные фигуры, другие поделки – таким образом украшая своё жилище и разнообразя рутинное сущест-вование . Эти экспонаты и представлены в музее. На фотографиях предметы бы-та, утварь, игрушки, книги – все, что необходимо для домашнего хозяйства на барже-жилище.
Всматриваясь в простые загоревшие, огрубевшие от ветра лица этих людей, сфотографировавшихся на своих лодках целыми семьями, по пять - шесть чело-век, с взрослыми и грудными детьми, я заметил, что они чем-то напоминают российских мастеровых из уездных городов позапрошлого века.
В заключение нам предстояла легкая дорога в Хитроу по мотоpвейю. Вылет в 21-55. Всего за поездку проехали 1812 км.( 1089 миль) .
Последний раз остановились на площадке “Servises”, чтобы перекусить и заправиться возле города Reading. Внешне в Британии мне много напоминало Америку, особенно северо-восточного побережья, т.е. Новой Англии с той лишь разницей, что у американцев лучше, шире, богаче. И это можно заметить в ча-стности по такой несущественной детали как оформление rast area.
В очередной раз я залил полный бак 95 бензина, которого хватило, чтобы и уже заправляться не пришлось. Таким образом, за всю поездку заправляться пришлось три раза и общая стоимость бензина составила 59, 56 и 48 т.е. в общем, около 163 фунтов и поскольку мы заправлялись по 46 литров в разных районах страны, а проехали всего 1812 км, можно заключить, что в среднем 95 бензин стоит в Британии 51 – 53 рубля, что в два раза дороже, чем в России.
Стандартный сервис не радовал разнообразием. Кажется все они построе-ны по одному образцу в выбор заведений фаст-фуда минимальный. Кажется, что в Англии питаются исключительно составляющими английского завтрака – яйцо, бекон, сосиска, помидор и фасоль. И альтернатива этому бургеры, т.е котлеты из говядины.
А где свинина? - кричал какой-то турист услужливому официанту с вос-точным лицом – «В вашей хваленой британской империи даже куска жареной свинины не сыщешь?» Ничего не скажешь, бедно, в впроголодь живут англичане, питаются фасолью и вареной треской с безвкусным картофелем. Для оправдания собственной кулинарной нищеты придумали вегетарианство. Всячески расхва-ливают полезность этого образа питания, очевидно уже не понимая, как обкрады-вают свою жизнь, отказываясь от шашлыков, стейков, цыплят табака и разных других наивкуснейших блюд.
Перед аэропортом возникла по британским понятиям пробка, а по москов-ским – обычное рабочее движение. Машины минут 20 тащились со скоростью 10 км в час, однако никто не ехали по широкой резервной полосе. Над головой с грохотом шли на посадку огромные самолеты. Возвращение арендованных ма-шин происходит не в одном месте, как часто делается в Европе, а у все прокатных контор в разном, поэтому пришлось точно ориентироваться в многочисленных круговых дорогах вокруг аэропорта, чтобы найти наш “Sixt”. И вот мы погрузи-лись в микроавтобус-шатлл и были доставлены к первому терминалу.
Свидетельство о публикации №212092101534