Выдуманный комический текст с неожиданной концовко
Сравним анекдот городской и деревенский. В традиционном народном анекдоте смех наступает сразу, с самого начала и держится на повторении. Вот пример деревенского анекдота про НАБИТОГО ДУРАКА:
«Жил в одной деревне набитый дурак. Говорит ему мать: - Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся, да ума набрался. Пошел дурак по деревне, видит – два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого. Мужики озлобились и принялись его цепами потчевать, едва дурак домой приполз.
- Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им :- Бог помочь, добрые люди! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить! Они б тебе дали гороху.
На другой день идет дурак по деревне, навстречу несут покойника. Увидал он и давай кричать: - Бог помочь! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить! И т. д.
В городском фольклоре анекдот повторять нельзя. Городской анекдот - это жанр остроумного ответа, нового и неожиданного. НАБИТЫЙ ДУРАК из деревенского анекдота попадая в город трансформируется в СУМАСШЕДШЕГО; ПОШЕХОНЕЦ превращается в ЧУКЧУ (т. е. в того, кто не приобщен к нашей культуре и цивилизации).
В анекдотах о СУМАШЕДШИХ врач зачастую сам оказывается сумасшедшим, этакое мерцание нормальности и ненормальности.
ДИСТРОФИКИ помогают увидеть мир в неожиданной форме. А вовсе это не насмешка над несчастными.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ анекдот это компенсация за страх, насмешка над тем, кто стоит выше, властвует над тобой, часто и над самой смертью. Это преодоление страха, освобождение от режима. Парадоксально, но чем строже режим, тем больше анекдотов. Среди политических анекдотов есть особые, они только для посвященных, для тех, кто в теме,
т. е. исключительно для советских граждан.
- Солнышко село.
- Ну, это уже слишком!
Право на советский анекдот – это право на избранничество, на членство в закрытом клубе со своим уставом и условностями, пропуск в табуированную культуру, которой владеет каждый советский человек.
Помните мечту мелкого чиновника о теплой шинели, закончившуюся бунтом против значительного лица. Право на шинель, как право на анекдот – это борьба за естественную, но недоступную норму человеческого существования.
Первым анекдотическим героем был ПУШКИН. И как в русской традиционной культуре поэт – шут, Пушкин, как народный поэт выставляется весельчаком.
А народные любимцы, интеллектуалы ХОЛМС и ШТИРЛИЦ выставляются дураками, хотя большинство анекдотов про Штирлица имеют чисто лингвистический смысл.
В конце 80–х начале 90-х появилось множество анекдотов про ВОВОЧКУ. Имя Владимир – особое имя в русской культуре. Имя княжеское, а позже народное. Вовочка нарушает все культурные нормы, в отличие от благородного Владимира. Недаром самое распостранённое анекдотическое имя новых русских – ВОВАН.
Кстати, о НОВЫХ РУССКИХ. Они пришли на смену ГРУЗИНАМ. Только в отличие от грузин, у новых русских нет акцента и нет сексуальной озабоченности. Это был новый повод обыграть двусмысленность, которую раньше никому и не приходило в голову обыгрывать.
- У Вас родился мальчик, три восемьсот.
- Базара нет.
АБСУРДНЫЕ анекдоты тоже традиционны для русского фольклора. Архаичная их форма - НЕБЫВАЛЬЩИНЫ, НЕЛЕПИЦЫ: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота…»
В современном виде это выглядит так: Летят два крокодила, один зеленый, другой налево.
ДВУСМЫСЛЕННОСТИ.
Вот анекдоты,появившиеся после аварии не ЧАЭС:
- Не дуйте ветры с Украины.
- Улетай,тучка, улетай.
- А все бегут, бегут, бегут…
А ведь тексты песен были написаны задолго до трагедии.
Анекдоты про героев МУЛЬТФИЛЬМОВ основаны на противоположности. Если в мультике герои дружат, то в анекдоте они враги, моральноустойчивые – не устойчивы, а добрые становятся злыми. Герой нужен для того, чтобы навязать на него анекдот. В анекдоте герой не главное – главное текст и неожиданная развязка.
Анекдот не рассказ, а сценка. Здесь главное уметь рассказывать. Принцип жанра – новизна! Анекдот может быть старым, в отличие от традиционного фольклора, который старым быть не может. Еще в отличие от фольклора у анекдота всегда есть автор.
Т. о. анекдот– явление современной культуры, один из самых мощных и характерных жанров современного городского фольклора.
Свидетельство о публикации №212092101831