Дневник V-44 Тишина одиночества струится вокруг ме

Дневник V-44 Тишина одиночества струится вокруг меня

2 cентября 2003 г. Немного пустая жизнь. Всегда чего-то не хватает. Наверное любви, любви ко всем и ко всему.

Дана сказала, что после моего ухода из её квартиры у неё были тонкие переживания.

3 сентября. Мы с Даной были у вдовы замечательного поэта Николая Владимировича Шатрова. Маргарита Рейнгольдовна была красивая, мягкая, светлая, умно говорила, как от Бога. Она нам пела прелестные свои песни. Я пела свои песни-романсы. Дана своей восторженностью не давала мне петь.

У Маргариты Рейнгольдовны живёт кот по имени Гатти (итальянское слово), он большой озорник, любит сидеть на окне и рассматривать улицу.

Мы читали стихи друг другу. «Вы чудо! Я хочу Вас поцеловать», - сказала мне Маргарита Рейнгольдовна. Во время чаепития и пития кагора, который всегда есть в доме, она сказала: «Я хочу выпить за Галю — королеву XX века».

Маргарита Рейнгольдовна для Кости Кузьминского надписала книгу Геннадия Фёдоровича Пархоменко о поэте Шатрове: «Легенде XX века Константину Кузьминскому! Vivat! Вы должны знать стихи Николая Владимировича Шатрова. Успехов во всём! Жена Шатрова Маргарита Рейнгольдовна». Мы с Даной обалдели от радости.

Стихи Николая Шатрова:

Я не стихотворец. Я поэт.
Сочинил и вслух произношу.
И меня в живых на свете нет,
Хоть как будто бы хожу, дышу...

На земле у всех людей дела,
У поэта — праздник целый век.
Жизнь моя напрасно не прошла,
Потому что я — не человек.

*

Каждый миг не похож на другой,
День и ночь мы несемся сквозь время.
Хочешь знать, что такое покой?
Это роста духовного семя.

*

И счастье — путь. И горе — лишь дорога,
Которая познаньем дорогА.
Побудем на земле ещё немного
И убежим на звездные луга.

Какие травы там, цветы какие...
А спросит Петр, ключарь небесных врат,
Откуда мы? Ответим: "Из России...".
И прежде всех нас впустят в Божий Сад.

В метро мы никак не могли с Даной наговориться. Она была очень живая и восторженная.

Мы ещё потом с Даной по телефону поговорили. Маргарита Рейнгольдовна сказала обо мне, что я неповторимая и уникальная.

4 сентября. На Черкизовском рынке я купила себе одежду и туфли. Надоело носить старьё с чужого плеча. Всю жизнь из-за бедности я покупала себе одежду в комиссионках.

7 сентября. В церкви я молилась о Косте.

8 сентября. Не играю на фортепьяно и на блок-флейте, не рисую, не читаю, книгу не пишу, не издаю книгу стихов...

9 сентября. Лена И. холодный человек, не располагает она к сердечной дружбе. А кто располагает?

Слушала певца Франко Корелли. Он был неуверен в себе, красив, тонок, высок. Он учился вокалу, слушая великих певцов. Он пел с Марией Калас, с Ренатой Тибальди и другими певицами. 

Тишина одиночества струится вокруг меня. Муха жужжит, часы тикают, шум машин во дворе, собственное дыхание. Я зажгла ароматную палочку.

10 сентября. Снились ужасы, ситуации, грозящие гибелью, Христос, страдающий в земном человеческом теле, потом всё наладилось.

Дана воспринимает Костю глубже, чем я.

12 сентября. Полоса пустоты, богооставленности, невостребованности, хотя виделась с Даной — сестрой моей души.

Отправила письмо Косте. Полна дум о нём, памяти о нём, два стиха ему написала. «Ты моя старая любовь. Я всегда хорошо к тебе отношусь. Меня томит немота. Чувства полыхают, когда влюбляешься. Ты фактически как бы запретил мне писать стихи о тебе. Прости печаль мою. Обнимаю. Твоя Галя».

13 сентября. Пела с большими трудностями в греко-латинском Лицее три часа. Меня мучила регент. Потом говорила с Юрой, мужем Али Дружининой. Чрезвычайно интеллигентный человек, воспитанный, спокойный, умный, внимательный. Вот бы мне иметь такого рода друга. Он мне нравится, как человек.

14 сентября. Преобладающее начало в жизни - однообразие, повторы, отсутствие ярких красок, живых звуков, чисто божественных проявлений. Мы очень далеки от Бога. Люди ярятся, матерятся, кривляются, много лгут, осуждают.

Петя Старчик в отчаянии, у него не получается видеть детей.

Смотрела фильм о Маяковском, мне кажется, он из породы титанов. Лиле Брик в конце жизни незадолго до того, как она приняла яд, приснился Маяковский, она ругала его за то, что он застрелился, сердилась на него, он с улыбкой сказал ей, протягивая маленький револьвер: «Ты скоро сделаешь то же самое».

Как я могу любить старость, и что хорошего можно из неё извлечь?

Я рассказывала Дане о Володе Поветкине.

15 сентября. Я помогала Дане. У неё трудности.

16 сентября. Дана сказала, что вчера, когда я её тяготы взяла на себя, она получила обо мне откровение, что отныне она моя сестра, и я могу рассчитывать на неё, если мне понадобиться помощь. Она сказала мне: «Мало кто из людей способен помогать так, как это делаешь ты. Ты живёшь на свете, как Божий человек».

О Косте она говорит так: «Он оценил твою книгу. Он гений. Пиши ему ласковые письма. Ваша встреча — чудо!»

18 сентября. Сегодня день рождения Габриэля-Гарика Суперфина. У меня нет сегодня печали, и я бодра.

19 сентября. Я была у Мити Засецкого и его мамы. Она боится потеряться на улице. Почему душа не может оживить стареющее тело, стареющее лицо? Ужасно жалко Митю.

21 сентября. Душераздирающий фильм о брате императора Николая II великом князе Михаиле. Он женился на дважды разведённой Наталье Сергеевне — красавице. У них был сын Георгий. Николай II не хотел этого брака, посылал за границу сыщиков следить за ними.

Они тайно обвенчались в Вене. Князь был расстрелян большевиками, Наталья Сергеевна снимала комнату у дамы-эмигрантки, та её выгнала. Наталья Сергеевна заболела раком, скончалась в абсолютной нищете в богадельне. Дикие нравы...

23 сентября. В сумерках я была в парке. Ходила у воды, она плескалась, было тепло.

24 сентября. У Веры Малый пели Щютца «Страсти по Матфею», Баркароллы Феликса Мендельсона романтично-воздушные, дивные.

25 сентября. Грусть не кончается. Душа закрыта. Умер путешественник Юрий Сенкевич.

На Алексеевской пластической гимнастике ни бегать, ни прыгать не было сил.

26 сентября. Дни стоят погожие. А я сижу дома, болею простудой. Но выехала в Южное Бутово петь в храме, ехала час и пятьдесят минут. Регент спокойный с хорошими руками. Больше меня не позвали, а я и рада — в такую даль не хочется ехать.

Здесь неуютно, домА коробки, пейзаж унылый, но воздух чище, чем у меня в районе. Много женщин с колясками стояло у дверей храма. Очень приятное лицо у настоятеля храма. Много народу исповедовалось.

27 сентября. Говорили с Володей Наседкиным, его жена Ира больна, она слышит какие-то голоса, и её отправили в психушку. Володя купил пять томов книги некой Пановой об ангелах, на третьей книге он разочаровался в книгах этих.

Я совсем тупая от печали и простуды.

У Лермонтова есть стихотворение «Монолог», оно написано без рифм, но в конце в последней строфе рифмы есть. Великие люди такое себе позволяют.

Мои ранние стихи:

Раненое сердце бродит одиноко
По дорогам мира. Ты же спи глубоко.
Этой колыбельной сердца не залечишь.
Только отвлечёшься шелестящей речью.
Тихими слезами плачь, пока не видят.
Но когда обступят — прячь скорей обиду.


Рецензии