Солнечные цветы Ван Гога

Жёлтый – цвет солнца, тепла и радости. Этот цвет наполняет человека энергией и внутренним светом. Именно этот цвет преобладает в серии картин «Подсолнухи» Ван Гога, ставшими символом всей его жизни. Но, этот цвет имеет и другую грань, не зря же ему отдают предпочтение многие люди, склонные к шизофрении
Жизнь, которую прожил Винсент Ван Гог нельзя назвать простой: были в ней и разочарования, и даже страдания. Но, в то же время, был и светлый период, когда художник жил на юге Арля и именно тогда он создал семь шедевров, семь удивительных полотен с подсолнухами. Были ли они выражением его спокойствия? – вряд ли. Они пронзительны, беспокойны, но не безмолвны, напротив, они словно кричат. Их надрывный голос рассказывает обо всём, что прочувствовал и понял творец в те дни, когда их писал. Кажется, что именно этого и хотел мастер. Ван Гог очень любил изображать цветы: розы, гвоздики, маки, анемоны и многие другие. Он видел в них символы и идеи благодарности и признательности. Но, самым любимым цветком мастера был подсолнух, это видно из его переписки с братом: «Я пишу и рисую с упорством, с которым обычно марсельцы уплетают свой рыбный суп; и, думаю, тебя это нисколько не удивит, - я пишу подсолнухи. Последняя из моих картин – «светлое на светлом» – надеюсь, станет самой удачной. Но, я на этом не остановлюсь это точно. Мастерская, которую я буду делить с Гогеном должна быть украшена как можно лучше. Только большие подсолнухи – больше ничего… и, если всё удастся, то у меня будет около десяти панно – моя собственная симфония синего и жёлтого».

Жёлтая горячка/
Наконец то сбылось долгожданное событие – к Ван Гогу приехал его друг Поль Гоген. Винсент радовался как ребёнок, ведь теперь гость сможет своими глазами увидеть его «жёлтые произведения». Гоген, казалось, был чем-то удручён, но, впервые увидев полотна с цветами, потерял дар речи – настолько они ему понравились. Однажды застав Ван Гога за работой над подсолнухами, Гоген решил написать его портрет. Художнику эта идея не понравилась, но возражать он не стал. Ван Гог, впервые увидев готовый портрет, подумал: «Неужели это я? Да, точно я, но только какой-то изнурённый и напружиненный» - именно таким и стал художник, за время работы над «Подсолнухами». И тут Ван Гог произнёс страшную, но как оказалось, пророческую фразу: «Это точно я, но только сошедший с ума!».
Этим же вечером друзья художники отправились в ближайшее кафе и заказали себе абсент. Они долго и оживлённо болтали, смеялись и перебивали друг друга, пока разговор не зашёл о картине с подсолнухами. Винсент вдруг переменился в лице и швырнул стакан с зелёной жидкостью в голову Гогену. Художник увернулся, и, скрутив другу руки, отвёл домой, где тот срезу же уснул. Этой ночью Гоген решил уехать подальше из этого места.
В последний вечер, перед отъездом Поль прогуливался в одиночестве вдоль реки, когда вдруг услышал за спиной знакомые шаги. Едва он обернулся, как Ван Гог кинулся на него с бритвой. Он выбил лезвие из рук Винсента и повалил его на землю, не сказав ни слова. Ван Гог впился в неприятеля глазами и лишь произнёс: «Вы не очень то разговорчивы, пожалуй, и я поступлю так же». После чего вырвался из рук Гогена и помчался прочь.
Эту ночь Поль провёл вдали от дома Ван Гога, не желая больше видеть опасного соседа. Сняв комнату в ближайшем отеле, Гоген спокойно лёг на кровать, и вскоре уснул. В это самое время, взволнованный и, вероятно, корящий себя за выходку Ван Гог, ходил взад вперёд, пытаясь забыться. Через пол часа он зашёл в мастерскую, посмотрел на свои любимые подсолнухи и пришёл в бешенство. Винсент хотел разрезать полотна с подсолнухами, но в итоге выплеснул ярость на себя, отрезав левую мочку уха. После этого, положив «кусочек себя» в конверт и подписав его, художник вышел из дома. Он бродил по ночному Арлю, истекая кровью, в поисках кого-то или чего-то. Он увидел впереди знакомую женщину и, не раздумывая, бросился к ней, вручил конверт, с просьбой передать его Гогену и побежал домой.
Под утро Ван Гога увезла в больницу карета скорой помощи, где пациент стал проявлять настолько сильные возбуждение и агрессию, что его были вынуждены определить в палату для буйнопомешанных. И снова художник остался наедине со своим внутренним миром – отсечённый от нормальной жизни. Ему постоянно грезились большие жёлтые цветы. Винсент Ван Гог сошёл с ума…
Первую картину Ван Гога из серии «Подсолнухи», вошедшую в список десяти самых дорогих полотен за всю историю живописи, продали в 1987 году японской компании «Ятсуда» более чем за сорок миллионов долларов.


Рецензии