7. Проза и поэзия? Или поэзия и проза?

Ответ на: http://www.proza.ru/2012/08/30/1576

     Бродят  тут у меня  в голове всякие мысли  по поводу  содружества «поэзии и прозы» - заметь,  поэзию ставлю на первое место)))  Но вот  записать их всё недосуг:  то работа «на износ», то после  этой работы «на износ» падаешь  «замертво». ))) Ну, и,  соответственно,  мысли продолжают бродить -  беспризорные и растрёпанные. А тут  вот  как удар  по голове -  ещё одна  мысль  об   ответственности за  эти беспризорные мысли, которые бродяжничают себе в удовольствие.  Надо  их    на  какое-то место определить  же… А пристрою я их  в ответ на твои размышления,  любезный  друг Александр))))

      Вот  первое, что, по  моей  дилетантской точке зрения,  обязательно надо учесть,  объективно анализируя  содружество «поэзия и проза». Кого-что на первое  место  в этой паре   поставить?  Так вопрос же  сам собой решён ритмом   сочинительного словосочетания. Ты попробуй сказать по-другому: «проза и поэзия». Вслух говори. Слушай. Что получилось? Ага, если человек  обладает  чувством ритма, то сразу  поймёт: при таком порядке  слов уже получается из них не  поэзия, а  только проза. А  теперь  опять вслух: «поэзия и проза»? Это  же  он, наш родной, любимый, благословенный  ямб!  «Поэзия»,  становясь перед  «прозой»,  уже задаёт  словосочетанию лёгкость и   красоту ямбической строки. )))
 
        Пушкин   из   любви к    своей прекрасной Людмиле и поставил  бы  всё-таки  её имя в заглавии первым  - «Людмила и Руслан»… Нет,    понимал  поэт,  что  «не звучит»)))
Вслух: «Руслан и Людмила» - песня! Теперь: «Людмила и Руслан»? Что? Спотыкаемся как будто. Ну, мои  домыслы  можно всерьёз не принимать, однако…

        Пришвин кто?  Любой первоклассник, научившийся читать и отличающий «поэта» от «писателя»,  скажет,  что  Михал-Михалыч (или  всё-таки Михаил  Михайлович? ) Пришвин  -  это писатель, который пишет рассказы о природе. А  сам  Пришвин  однажды написал о себе (в частном письме), что он "поэт, распятый на кресте прозы». Не знаю-не знаю, кто там  кого на   кресте  прозы распял, но Пришвина читаю только  как Поэта…  Не-Поэт так о весенней воде не напишет: «Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это – вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды».

        Про Пушкина вообще надо  целый трактат написать… «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы», -   знаменитый афоризм   Поэта,  который именно в школе Поэзии  научился писать  Прозу. «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью  рифму гонят» ?  Это что значит? Только то,  что  рифма-поэзия сделала  своё  учительское  дело,   дала  художнику   чувство слова,  поэтому  может спокойно  и с улыбкой (  шалунья же она!)  уйти, уступив место  ученице-прозе.  А проза у Пушкина вовсе не суровая  -  в нашем понимании  этого слова.  Она  чистая  - очищенная  от ненужностей-болтливостей, она  благоуханная  -  с несравненным  ароматом Поэзии. Вот моё любимое, «додырзачитанное» место в «Капитанской дочке»:  «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...

            Каждый раз  образ метели  (  в прямом и переносном смысле, в судьбе человека и в судьбе исторической)   оживает с огромной силой, несмотря на то, что  в этих  отчеканенных строчках нет ни аховских эпитетов-прилагательных, ни сногсшибательных современных «выворотов» речи… Ну, конечно, понимаю,  что к Пушкину я неравнодушна, поэтому  моё восхищение можно   всерьёз не принимать)))) Но  хочется ещё и  ещё раз перечитывать о  метели:  напряжение нарастает,  слова притягивают, снег  оживает…

         Впрочем, я же ничего не  доказываю, я просто  беспризорные мысли пристраиваю)))
И я полностью согласна с  твоими выводами: "Доктор Живаго" – лучший выход для поэта – создавай роман на основе стихов своих (или комментируй стихи свои, создавая роман))). В поэзии символично ведь всё, и люди по-разному их воспринимают. Соберись, объясни, что ты хотел в этих трёх строчках сказать (трудно самому, сложно, да? а другим каково твою … разбирать?)))»

       Это вкратце, типа  дополнение к  «конспекту романа», на длинное  «разбирательство» пока нет времени. )))
 
       И ещё:  я  рада,  что  поэт  Александр Тихонов состоялся и  в качестве писателя Тихонова. )))) Пиши, не ленись!


Рецензии
Без чувства ритма и двух слов не связать,звучной фразы не составить, листа живой прозы не написать. Надо тонко различать и слышать тихую музыку слов. Вы очень умело это показали. Какой наглядный и ёмкий урок!

Анатолий Шуклецов   06.10.2012 02:28     Заявить о нарушении
Анатолий, спасибо, я вот как раз на Вашей странице собираюсь взять уроки ритма и живой прозы. Обязательно найду время для неторопливого чтения Ваших литературоведческих работ.
С уважением, Валентина.

Валентина Яроцкая   06.10.2012 07:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.