7. Проза и поэзия? Или поэзия и проза?
Бродят тут у меня в голове всякие мысли по поводу содружества «поэзии и прозы» - заметь, поэзию ставлю на первое место))) Но вот записать их всё недосуг: то работа «на износ», то после этой работы «на износ» падаешь «замертво». ))) Ну, и, соответственно, мысли продолжают бродить - беспризорные и растрёпанные. А тут вот как удар по голове - ещё одна мысль об ответственности за эти беспризорные мысли, которые бродяжничают себе в удовольствие. Надо их на какое-то место определить же… А пристрою я их в ответ на твои размышления, любезный друг Александр))))
Вот первое, что, по моей дилетантской точке зрения, обязательно надо учесть, объективно анализируя содружество «поэзия и проза». Кого-что на первое место в этой паре поставить? Так вопрос же сам собой решён ритмом сочинительного словосочетания. Ты попробуй сказать по-другому: «проза и поэзия». Вслух говори. Слушай. Что получилось? Ага, если человек обладает чувством ритма, то сразу поймёт: при таком порядке слов уже получается из них не поэзия, а только проза. А теперь опять вслух: «поэзия и проза»? Это же он, наш родной, любимый, благословенный ямб! «Поэзия», становясь перед «прозой», уже задаёт словосочетанию лёгкость и красоту ямбической строки. )))
Пушкин из любви к своей прекрасной Людмиле и поставил бы всё-таки её имя в заглавии первым - «Людмила и Руслан»… Нет, понимал поэт, что «не звучит»)))
Вслух: «Руслан и Людмила» - песня! Теперь: «Людмила и Руслан»? Что? Спотыкаемся как будто. Ну, мои домыслы можно всерьёз не принимать, однако…
Пришвин кто? Любой первоклассник, научившийся читать и отличающий «поэта» от «писателя», скажет, что Михал-Михалыч (или всё-таки Михаил Михайлович? ) Пришвин - это писатель, который пишет рассказы о природе. А сам Пришвин однажды написал о себе (в частном письме), что он "поэт, распятый на кресте прозы». Не знаю-не знаю, кто там кого на кресте прозы распял, но Пришвина читаю только как Поэта… Не-Поэт так о весенней воде не напишет: «Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это – вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды».
Про Пушкина вообще надо целый трактат написать… «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы», - знаменитый афоризм Поэта, который именно в школе Поэзии научился писать Прозу. «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят» ? Это что значит? Только то, что рифма-поэзия сделала своё учительское дело, дала художнику чувство слова, поэтому может спокойно и с улыбкой ( шалунья же она!) уйти, уступив место ученице-прозе. А проза у Пушкина вовсе не суровая - в нашем понимании этого слова. Она чистая - очищенная от ненужностей-болтливостей, она благоуханная - с несравненным ароматом Поэзии. Вот моё любимое, «додырзачитанное» место в «Капитанской дочке»: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...
Каждый раз образ метели ( в прямом и переносном смысле, в судьбе человека и в судьбе исторической) оживает с огромной силой, несмотря на то, что в этих отчеканенных строчках нет ни аховских эпитетов-прилагательных, ни сногсшибательных современных «выворотов» речи… Ну, конечно, понимаю, что к Пушкину я неравнодушна, поэтому моё восхищение можно всерьёз не принимать)))) Но хочется ещё и ещё раз перечитывать о метели: напряжение нарастает, слова притягивают, снег оживает…
Впрочем, я же ничего не доказываю, я просто беспризорные мысли пристраиваю)))
И я полностью согласна с твоими выводами: "Доктор Живаго" – лучший выход для поэта – создавай роман на основе стихов своих (или комментируй стихи свои, создавая роман))). В поэзии символично ведь всё, и люди по-разному их воспринимают. Соберись, объясни, что ты хотел в этих трёх строчках сказать (трудно самому, сложно, да? а другим каково твою … разбирать?)))»
Это вкратце, типа дополнение к «конспекту романа», на длинное «разбирательство» пока нет времени. )))
И ещё: я рада, что поэт Александр Тихонов состоялся и в качестве писателя Тихонова. )))) Пиши, не ленись!
Свидетельство о публикации №212092100665
Анатолий Шуклецов 06.10.2012 02:28 Заявить о нарушении
С уважением, Валентина.
Валентина Яроцкая 06.10.2012 07:12 Заявить о нарушении