Введение
Так как субъективная задача людей - содействовать объективному историческому процессу, то прежде всего и нужно понять суть этого объективного процесса, как в целом, так и на отдельных его этапах.
Разве мы можем сказать, что уже исчерпывающе понимаем закономерности мирового революционного процесса? Нет, это ещё не так, и очень далеко не так.
Цель этих текстов - попытаться разобраться в том, что ещё недостаточно понятно. Это очень большая и очень нелёгкая работа. Хотелось бы ещё раз просмотреть и продумать эту общую теорию, начиная, может быть, с общеизвестного и элементарного, поднимаясь ко всё более сложным вопросам.
- - - -
ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ СМЕНЫ СТРОЕВ?
Согласно известному закону, разработанному Марксом, изменения в устройстве общества происходят от развития его производительных сил. Почему это так и как это происходит?
Производительная сила какого-то конкретного уровня может приводиться в достаточно эффективное для общества действие лишь каким-то соответствующим этому уровню способом.
А от чего вообще зависит эффективность хозяйствования? Эффективность хозяйствования зависит от возможности качественно управлять производительной силой данного уровня. Другими словами - от возможности пользоваться ею во всей её полноте и достаточно чётко контролировать и производство, и распределение. При каждом определённом уровне развития производительной силы такая возможность достигается по-разному, в зависимости от характера этой производительной силы.
Отклонения от эффективного способа хозяйствования ухудшают результат, и это заставляет вновь возвращаться к правильному осуществлению этого способа. Он закрепляется, и под него (под эти так называемые производственные отношения) создаются потом все остальные общественные структуры, - ведь все они должны быть такими, чтобы не препятствовать этому способу хозяйствования, а наоборот - содействовать ему. Так под этот способ хозяйствования формируется весь строй общества.
* * *
Развитие производительных сил проходит три исторических этапа.
На 1-ом (раннее, первоначальное человеческое общество) - производительная сила общества, по причине её неразвитости, была не разделена и поэтому могла использоваться лишь как целое всеми работниками ВМЕСТЕ.
На 2-ом (первые стадии частнособственничества) - производительная сила общества, развиваясь, делилась на относительно самостоятельные части и использовалась отдельными работниками в отдельных, относительно самостоятельных хозяйствах.
На 3-ем (высокая индустриальная стадия) - производительная сила общества развивается и разделяется уже до такой степени, что относительная самостоятельность частей сменяется, наоборот, их соединением во взаимной зависимости и поэтому общая производительная сила может опять использоваться лишь как целое, лишь всеми работниками ВМЕСТЕ, но уже не по причине её неразвитости, а напротив - по причине её высочайшего развития.
Соответственно этому на 1-ом историческом этапе труд и распределение общинные; следовательно, была общинная собственность и соответствующее этому устройство жизни. На 2-ом этапе труд разделён между самостоятельными производителями, распределение осуществляется путём обмена между ними; следовательно, закрепляется отдельная (частная) собственность и соответствующее этому устройство жизни. На 3-ем этапе труд и распределение общественные; следовательно, имеет место общественная собственность и соответствующее этому устройство жизни.
Таким образом, имеется три крупных вида устройства общества в зависимости от характера собственности, соответствующего уровню развития производительной силы: с общинной собственностью, с частной собственностью и с общественной собственностью.
Попытка использовать производительную силу не соответствующим ей, а более низким или более высоким способом в обоих случаях ведёт к нарушению контроля за производством и распределением, нарушает управление хозяйством, порождает сильные отрицательности и снижает эффективность хозяйствования. Вот почему каждое из этих общественных устройств довольно устойчиво и не может выйти из своих рамок ни в одну, ни в другую сторону, пока существенно не изменится уровень развития производительных сил.
Всё это является азбукой марксизма и, конечно, хорошо известно всем, считающим себя марксистами. Но здесь, в вводной главе, это нужно было ещё раз повторить, прежде чем переходить к другим, логически вытекающим отсюда, вопросам.
(mvm88mvm@mail.ru)
Свидетельство о публикации №212092100817
Хочу сказать ещё о следующем:
Моё знание о марксизме находится на среднем уровне соответствующей программы технического ВУЗа СССР семидесятых годов. Из этих знаний и последующих 40 лет наблюдения жизни человеческого мира и чтения работ ряда авторов у меня сложилось мнение, что в известной мне системе марксизма недостаёт основополагающего пролога: "Люди". Маркс и его предшественники и последователи занимались конкретным вопросом, который стоял у них перед глазами: изучить закономерности капиталистического общества в привязке к экономике как к базе. Они произвели впечатляющие раскопки до сути того, что изучали, но дали из своей созданной модели такие аппроксимации в будущее, которые в будущем ввели множество теоретиков в заблуждение и практиков привели к провалу начинаний. Что не попало в область первоочередного внимания марксистов: изучение характеристик и закономерностей элементов той среды, в которой происходили исследуемые ими процессы. Элемент общества - человек. Изучение разнообразия свойств психики людей в состоянии их сведения в коллективные связи должно быть введением, предшествующим марксизму. Пренебрегая изучением свойств частиц среды бесполезно строить теорию процессов в среде. Образованию классов предшествует взаимодействие людей (не классов) в обществе. Например класс пролетариат, как и другие классы, состоят из частиц - людей с существенным разбросом психических свойств, вплоть до противоположных. Поэтому это не монолитное и однородное целое, и способно к метаморфозам. Марксизм катастрофически для своих конечных выводов этим пренебрегает.
Да, и ещё, по другому о том же: марксизм опирается на понятие "сознание" и пренебрегает фактом наличия подсознания. Но, если поразбираться, человеком руководит именно подсознание.
Владимир Прозоров 11.09.2019 14:46 Заявить о нарушении
"Отклонения от эффективного способа хозяйствования ухудшают результат, и это заставляет вновь возвращаться к правильному осуществлению этого способа. Он закрепляется, и под него (под эти так называемые производственные отношения) создаются потом все остальные общественные структуры, - ведь все они должны быть такими, чтобы не препятствовать этому способу хозяйствования, а наоборот - содействовать ему. Так под этот способ хозяйствования формируется весь строй общества."
- но здесь надо отметить, что характерно, под способ хозяйствования производителей (крестьян) в феодальном обществе например подстраиваются ни кто иные, как паразиты. Потому что какую полезную функцию хозяйствованию несут феодалы?
Владимир Прозоров 20.10.2019 20:30 Заявить о нарушении