Введение

              Мировой революционный процесс развивается, конечно, по каким-то закономерностям. Теория этого процесса идёт вслед за практикой, обобщая всё более растущий опыт. Задача марксистов - правильно прорабатывать накапливающийся материал истории для развития и углубления своих теоретических знаний.
      
      Так как субъективная задача людей - содействовать объективному историческому процессу, то прежде всего и нужно понять суть этого объективного процесса, как в целом, так и на отдельных его этапах.
      
      Разве мы можем сказать, что уже исчерпывающе понимаем закономерности мирового революционного процесса? Нет, это ещё не так, и очень далеко не так.

      Цель этих текстов - попытаться разобраться в том, что ещё недостаточно понятно. Это очень большая и очень нелёгкая работа. Хотелось бы ещё раз просмотреть и продумать эту общую теорию, начиная, может быть, с общеизвестного и элементарного, поднимаясь ко всё более сложным вопросам.

                - - - -

      
          ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ СМЕНЫ СТРОЕВ?

            Согласно известному закону, разработанному Марксом, изменения в устройстве общества происходят от развития его производительных сил. Почему это так и как это происходит?               
          
     Производительная сила какого-то конкретного уровня может приводиться в достаточно эффективное для общества действие лишь каким-то соответствующим этому уровню способом.
    
     А от чего вообще зависит эффективность хозяйствования? Эффективность хозяйствования зависит от возможности качественно управлять производительной силой данного уровня. Другими словами - от возможности пользоваться ею во всей её полноте и достаточно чётко контролировать и производство, и распределение. При каждом определённом уровне развития производительной силы такая возможность достигается по-разному, в зависимости от характера этой производительной силы.
    
     Отклонения от эффективного способа хозяйствования ухудшают результат, и это заставляет вновь возвращаться к правильному осуществлению этого способа. Он закрепляется, и под него (под эти так называемые производственные отношения) создаются потом все остальные общественные структуры, - ведь все они должны быть такими, чтобы не препятствовать этому способу хозяйствования, а наоборот -  содействовать ему. Так под этот способ хозяйствования формируется весь строй общества.

                * * *               
    

               
         Развитие производительных сил проходит три исторических этапа.
    
     На 1-ом (раннее, первоначальное человеческое общество) - производительная сила общества, по причине её неразвитости, была не разделена и поэтому могла использоваться лишь как целое всеми работниками ВМЕСТЕ.
    
     На 2-ом (первые стадии частнособственничества) - производительная сила общества, развиваясь, делилась на относительно самостоятельные части и использовалась отдельными работниками в отдельных, относительно самостоятельных хозяйствах.
    
     На 3-ем (высокая индустриальная стадия) - производительная сила общества развивается и разделяется уже до такой степени, что относительная самостоятельность частей сменяется, наоборот, их соединением во взаимной зависимости и поэтому общая производительная сила может опять использоваться лишь как целое, лишь всеми работниками ВМЕСТЕ, но уже не по причине её неразвитости, а напротив - по причине её высочайшего развития.
         
     Соответственно этому на 1-ом историческом этапе труд и распределение общинные; следовательно, была общинная собственность и соответствующее этому устройство жизни. На 2-ом этапе труд разделён между самостоятельными производителями, распределение осуществляется путём обмена между ними; следовательно, закрепляется отдельная (частная) собственность и соответствующее этому устройство жизни. На 3-ем этапе труд и распределение общественные; следовательно, имеет место общественная собственность и соответствующее этому устройство жизни.

     Таким образом, имеется три крупных вида устройства общества в зависимости от характера собственности, соответствующего уровню развития производительной силы: с общинной собственностью, с частной собственностью и с общественной собственностью.

     Попытка использовать производительную силу не соответствующим ей, а более низким или более высоким способом в обоих случаях ведёт к нарушению контроля за производством и распределением, нарушает управление хозяйством, порождает сильные отрицательности и снижает эффективность хозяйствования. Вот почему каждое из этих  общественных устройств довольно устойчиво и не может выйти из своих рамок ни в одну, ни в другую сторону, пока существенно не изменится уровень развития производительных сил.       
    
    
     Всё это является азбукой марксизма и, конечно, хорошо известно всем, считающим себя марксистами. Но здесь, в вводной главе, это нужно было ещё раз повторить, прежде чем переходить к другим, логически вытекающим отсюда, вопросам.

(mvm88mvm@mail.ru)

               


Рецензии
При чтении статьи (ну так написано) создаётся восприятие посылки о том, что производственные отношения и устройство общества подгоняются под формирующийся новый уровень производительных сил планомерно и сознательно некоторыми видимо существующими планирующими сознаниями и силами. На самом деле это слабоуправляемый естественный процесс в общественной среде, происходящий по естественным законам. Отсюда в частности кризисные революционные точки в истории.
Хочу сказать ещё о следующем:
Моё знание о марксизме находится на среднем уровне соответствующей программы технического ВУЗа СССР семидесятых годов. Из этих знаний и последующих 40 лет наблюдения жизни человеческого мира и чтения работ ряда авторов у меня сложилось мнение, что в известной мне системе марксизма недостаёт основополагающего пролога: "Люди". Маркс и его предшественники и последователи занимались конкретным вопросом, который стоял у них перед глазами: изучить закономерности капиталистического общества в привязке к экономике как к базе. Они произвели впечатляющие раскопки до сути того, что изучали, но дали из своей созданной модели такие аппроксимации в будущее, которые в будущем ввели множество теоретиков в заблуждение и практиков привели к провалу начинаний. Что не попало в область первоочередного внимания марксистов: изучение характеристик и закономерностей элементов той среды, в которой происходили исследуемые ими процессы. Элемент общества - человек. Изучение разнообразия свойств психики людей в состоянии их сведения в коллективные связи должно быть введением, предшествующим марксизму. Пренебрегая изучением свойств частиц среды бесполезно строить теорию процессов в среде. Образованию классов предшествует взаимодействие людей (не классов) в обществе. Например класс пролетариат, как и другие классы, состоят из частиц - людей с существенным разбросом психических свойств, вплоть до противоположных. Поэтому это не монолитное и однородное целое, и способно к метаморфозам. Марксизм катастрофически для своих конечных выводов этим пренебрегает.
Да, и ещё, по другому о том же: марксизм опирается на понятие "сознание" и пренебрегает фактом наличия подсознания. Но, если поразбираться, человеком руководит именно подсознание.

Владимир Прозоров   11.09.2019 14:46     Заявить о нарушении
Я всё хочу добраться до описания правильной формы диктатуры пролетариата. Но всё же, попутно:
"Отклонения от эффективного способа хозяйствования ухудшают результат, и это заставляет вновь возвращаться к правильному осуществлению этого способа. Он закрепляется, и под него (под эти так называемые производственные отношения) создаются потом все остальные общественные структуры, - ведь все они должны быть такими, чтобы не препятствовать этому способу хозяйствования, а наоборот - содействовать ему. Так под этот способ хозяйствования формируется весь строй общества."
- но здесь надо отметить, что характерно, под способ хозяйствования производителей (крестьян) в феодальном обществе например подстраиваются ни кто иные, как паразиты. Потому что какую полезную функцию хозяйствованию несут феодалы?

Владимир Прозоров   20.10.2019 20:30   Заявить о нарушении