Какой светильник разума угас!

Статья обновлена в сентябре 2023 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Николай Александрович Добролюбов (24 января [5 февраля] 1836, Нижний Новгород, Российская империя — 17 ноября [29 ноября] 1861, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе.

Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.


Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания.
По оценке Дмитрия Святополка-Мирского

    Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо.
Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов — статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками — «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.

Критика существующей системы воспитания. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», отчего он вырастает неподготовленным к жизни.

Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.


Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки. Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.

С другой стороны, некотрые именитые современники подвергали критике его философский подход. Так, А. И. Герцен, стоявший на националистических позициях, видел в нём революционного фанатика. Ф. М. Достоевский обвинял Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального. Напротив, Писарев с крайне левых позиций критиковал Добролюбова за излишнее увлечение эстетикой. Впрочем, все они признавали его талант как публициста.

«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к Родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856—1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи):

        Суров ты был, ты в молодые годы
        Умел рассудку страсти подчинять.
        Учил ты жить для славы, для свободы,
        Но более учил ты умирать.

        Сознательно мирские наслажденья
        Ты отвергал, ты чистоту хранил,
        Ты жажде сердца не дал утоленья;
        Как женщину, ты Родину любил,
        Свои труды, надежды, помышленья

        Ты отдал ей; ты честные сердца
        Ей покорял. Взывая к жизни новой,
        И светлый рай, и перлы для венца
        Готовил ты любовнице суровой,

        Но слишком рано твой ударил час
        И вещее перо из рук упало.
        Какой светильник разума угас!
        Какое сердце биться перестало!

        Года минули, страсти улеглись,
        И высоко вознесся ты над нами…
        Плачь, русская земля! но и гордись -
        С тех пор, как ты стоишь под небесами,

        Такого сына не рождала ты
        И в недра не брала свои обратно:
        Сокровища душевной красоты
        Совмещены в нем были благодатно…
        Природа-мать! когда б таких людей
        Ты иногда не посылала миру,
        Заглохла б нива жизни…


Задача  данной  статьи  -  выяснить,  что  стало  причиной  раннего ухода   из  жизни  НИКОЛАЯ  ДОБРОЛЮБОВА  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.
 
                Смотреть   предварительно  "Логикология  -  о судьбе  человека".

                Рассмотрим  таблицы  кода  ПОЛНОГО ИМЕНИ.

  5    20   22   39   54   66   97   99  114 117    131 141 152 167 179 180 190    191 203 209 220 238 239 253 258 275 290 293 303 327
  Д    О    Б     Р    О    Л    Ю    Б    О    В        Н    И    К    О    Л     А    Й       А    Л     Е    К    С    А    Н     Д    Р     О    В    И    Ч
327 322 307 305 288 273 261 230 228 213    210 196 186 175 160 148 147    137 136 124 118 107  89   88   74   69   52   37   34   24


 14   24   35   50   62   63   73      74   86   92  103 121 122 136 141 158 173 176 186 210     215 230 232 249 264 276 307 309 324 327
  Н    И    К    О    Л    А     Й       А    Л    Е     К    С    А    Н    Д     Р     О    В    И    Ч         Д    О    Б     Р     О    Л    Ю    Б    О    В
327 313 303 292 277 265 264    254 253 241 235 224 206 205 191 186 169 154 151 141     117 112   97   95   78   63   51   20   18    3

                ДОБРОЛЮБОВ  НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  =  327.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  327 = (исхо)Д О(т) (ту)Б(е)Р(кулёза) + (б)ОЛ(е)Ю(щий) + (за)БО(ле)В(а)НИ(е) (лёг)К(их) +(исх)О(д) Л(ет)А(льны)Й + (з)А(бо)ЛЕ(вание) (лёг)К(их) + (недо)С(т)А(точ)Н(ость) Д(ыхания) + (кисло)Р(одный) (г)О(лод) В (лёгк)И(х) + (кон)Ч(ина).

  327 = ,,Д  О,,  ,,Б,,Р,, + ,,ОЛ,,Ю,, + ,,БО,,В,,НИ,,  ,,К,, + ,,О,,  Л,,А,,Й + ,,А,,ЛЕ,,  ,,К,, + ,,С,,А,,Н,,  Д,, + ,,Р,,  ,,О,,  В  ,,И,, + ,,Ч,,.


Код  ДНЯ  УХОДА  ИЗ  ЖИЗНИ:  121-СЕМНАДЦАТОЕ  +  112-НОЯБРЯ  =  233.


            327-код  ПОЛНОГО ИМЕНИ  =  233-СЕМНАДЦАТОЕ  НОЯБРЯ  +  94-БОЛЕЛ  ТУБЕ(ркулёзом).


            327  =  63-(ко)НЧИНА  +  264-БОЛЕЛ  ТУБЕРКУЛЁЗОМ  ЛЁГКИХ.

                264  -  63  =  201  =  ЛЕТАЛЬНЫЙ  ИСХОД.


Рецензии