Прогулка в старой крепости

По воскресеньям солдатам давали увольнительные в город. Но Саша, даже если день у него выдавался совершенно свободным, обычно никуда не ходил, а предпочитал отдыхать на территории своей части. Город он и так видел каждый день, в магазины мог заходить, когда нужно.  За все время службы случилось всего несколько раз, когда он брал у командира увольнительную записку, облачался в парадную форму и отправлялся осматривать достопримечательности.

В тот раз он решил побывать в «Старом городе» — большой старинной крепости в центре Баку. Эта обширная территория обнесена высокой каменной стеной, а внутри, как ни странно, в тесных домах располагались обычные квартиры обычных городских жителей. Саша где-то читал, что именно здесь снимали эпизоды фильма «Бриллиантовая рука».

Все оказалось действительно таким, как в фильме: те же узкие и кривые улочки восточного города, двух-трехэтажные дома с плоскими крышами, так же сушилось белье на веревках над головами прохожих. Казалось — вот сейчас из-за угла выбежит артист Андрей Миронов, страстно жаждущий выбраться из этого лабиринта. Но вместо него навстречу попалось уставшее от долгой ходьбы и измученное жарой семейство любителей экзотики.

«Ага! Так и есть — руссо туристо», — догадался Саша.

— Извините, пожалуйста, — взмолились они, — вы не подскажете нам, как пройти к выходу, к воротам? Мы уже целый час кружим тут на одном месте и совсем заблудились.

— Вообще-то я сам только недавно сюда зашел и выхода пока не искал. А ворота, я думаю, должны быть где-то в той стороне…

Когда Саша заходил в крепость, он приметил на всякий случай, что внутри вдоль каменной стены проходит широкая дорога. Вероятно, она тянется вокруг всего «Старого города» и, если выйти из лабиринта узких улиц на эту дорогу, то дальше уже легко можно будет найти ворота.

На территории крепости туристы могли обозревать древние мечети, живописные развалины чего-то еще более древнего и — самое главное — Девичью башню («Гыз галасы» по местному названию). Эта башня красуется на всех открытках с видами Баку, она — туристический символ этого города. Организованным группам туристов экскурсоводы рассказывают красивые легенды о средневековых обитательницах этой башни. Что-нибудь о прекрасной дочери персидского шаха, или о не менее прекрасной наложнице того же властителя.

Вот и сейчас несколько человек с интересом внимали рассказчику, который хорошо поставленным голосом доносил до ушей слушателей нетленный шедевр восточного народного творчества. Саша тоже решил полюбопытствовать и подошел поближе...





 «...Много сыновей и дочерей было у могущественного правителя древней Персии шаха Бахтияра, но самой любимой его дочерью была красавица Лейла.

Она была стройна и грациозна, как благородная лань, ее кожа была нежна, как персик, освещенный утренним солнцем. Прихотливо изогнутая линия черных, как ночь, бровей оттеняла синеву ее глаз — бездонных, как море. Губы ее были подобны цветку распустившейся розы, а очаровательная улыбка открывала стройный ряд жемчужно-белых зубов.

Когда в сопровождении верных служанок сходила она по мраморным ступеням в тенистый дворцовый сад, со всех сторон слетались сладкоголосые соловьи, чтобы своими трелями ублажать ее тонкий слух. Но едва начинала она петь, аккомпанируя себе на лютне, как тут же смолкали все птицы, не в силах соперничать с красотой ее чудного голоса.

Прослышав о таком сказочном сокровище, многие славные витязи являлись к ней свататься, в надежде получить руку и сердце шахской дочери. Но гордая красавица оставалась холодна к достоинствам самых завидных женихов. Ее сердце давно уже принадлежало другому прекрасному юноше, увы! совсем не знатного рода. Это был придворный музыкант по имени Фархад. Своими нежными песнями и чарующей музыкой он покорил чувства юной девушки.

Лишь втайне от всех, темными безлунными ночами могли встречаться счастливые влюбленные. Однажды коварный шахский визирь прознал о тайных свиданиях и донес об этом своему господину. Страшен был гнев оскорбленного отца, узнавшего о постыдном поведении принцессы! Он безжалостно приказал заточить свою дочь в высокую крепостную башню — подальше от шахского дворца и от своих очей. Возлюбленному Лейлы, Фархаду, лишь чудом удалось скрыться и избежать неминуемой казни.

Сто самых свирепых стражников день и ночь стерегли безутешную красавицу, навеки разлученную со своим любимым. Но истинная любовь творит чудеса, и верный Фархад после долгих странствий по зову своего влюбленного сердца все же нашел место, где томилась та, кто была ему дороже жизни. Невзирая на опасность, встал он на морском берегу под стенами крепости и запел свою последнюю в жизни песню.

Услышала принцесса Лейла голос своего любимого Фархада и поднялась на самую вершину самой высокой крепостной башни. Оттуда послала она горячий и страстный воздушный поцелуй славному бесстрашному юноше. Выбежали тут из крепостных ворот вооруженные до зубов стражники, набросились на несчастного певца и изрубили его на куски своими острыми саблями. Как увидела эту страшную картину красавица Лейла — и разорвалось ее сердце от горя. Ступила она своей прелестной ножкой на башенную ограду и с прощальным криком бросилась вниз.

Внезапно из моря поднялась огромная волна и хлынула на берег. Стражники в ужасе разбежались, кто куда. А волна докатилась до крепостной стены, обняла своими лазурными струями бренные останки двух влюбленных и унесла их в морские глубины.

А эту башню с той поры люди стали называть — Девичьей башней».



Саша направился внутрь этого каменного исполина. Глаза после яркого солнца не сразу привыкли к полумраку внутренних помещений. В нижней части башни косые лучи света из узких окошек едва освещали большой круглый зал, уставленный стендами с экспонатами. В верхние этажи вела каменная лестница, завивавшаяся спиралью. На крутых ступенях лестницы было так тесно, что приходилось уступать дорогу некоторым дамам особо габаритной комплекции.

Верхняя площадка башни была открыта всем каспийским ветрам. Фуражку пришлось снять и крепко держать в руках, чтобы не улетела. Отсюда можно было обозревать всю крепость целиком. Чуть дальше сквозь яркую зелень пальм виднелась набережная, а за ней — широкий простор моря. Площадку башни окаймляло со всех сторон невысокое — не больше метра, пожалуй, — но широкое каменное ограждение с зубцами бойниц.

Саша подошел к ограждению. Что за чертовщина? Как будто какая-то сила подталкивала его подойти ближе к краю… еще ближе… Как-то очень ясно ему представилось, что вот сюда можно было бы поставить ногу, вот тут опереться рукой, оттолкнуться посильнее — и… «Нет! Ерунда! Глупости! Откуда взялись такие мысли? Пожалуй, надо поскорее убираться из этого заколдованного места. Причем — нормальным путем, по лестнице».

Весьма возможно, что древние легенды об этой башне возникли не случайно.


Рецензии