Привыкание к горю Глава 11, 12

11

Мы с водителем пытались остановить хоть одну машину. Но всё бесполезно. Нас не замечали или делали вид. Никому на трассе не было до нас дела.

Водитель долго разговаривал со своими друзьями по телефону, просил привезти ему колеса из гаража. Он недавно переобулся в «новьё», а старые колеса дома в гараже. Наконец, один друг согласился привезти одно колесо. Мол, в багажник  у него входит только одно, а салон он не хочет марать.

Мама стонала и причитала. То давление поднималось, то сердце «прыгало», то трудно было дышать. Утешал как мог. Но было стыдно за маму перед водителем и его женой. Да, я  виноват, из-за меня мы в такой ситуации. Я настоял, чтобы мы с мамой поехали, уговорил людей. Но, неужели мама не может потерпеть? Неужели она не понимает, что лучшее в её состоянии сейчас потерпеть, успокоится, чтобы и давление не поднималось, и люди не думали о ней так плохо, но и заодно и обо мне.

-Мама, ну хватит.
-Ты меня ещё и одёргиваешь. Не надо. Я и так за сегодняшний день настрадалась. Тебе не понять. Каково это со сломанным позвоночником ходить по этажам. А тебе лишь бы от меня поскорее избавиться, вот и настоял, чтобы в ночь поехали.

Спрашивается, какое мне было дело до того, что могли обо мне подумать незнакомые почти люди. Однако я сидел и переживал. Мучился. Хотя через какое-то время ни постоянные упрёки мамы на меня перестали действовать угнетающе: «Зачем я согласилась ехать. Зачем тебя послушала? Ты угробить меня захотел? Как можно было в ночь с больным человеком ехать в такую даль? Ой, не выдержу, помру тут. Да что же это такое? Да когда же это кончится? Да вы-то как, опытный водитель, а запасное колесо не взяли? В такую далёкую поездку отправляетесь, а не подумали?»

Я сидел и просто подумал, что всё закономерно. Я неудачник. Мама неудачница. Мы оказались в неудачном месте в неудачное время. Ни в мамином существовании, ни в моём не было большого смысла. Ни она, ни я ничего в жизни не достигли. Я, как был, так и остался маминым сынком. И ничего уже впереди не светит. Детей у меня не будет. Денег больших тоже. И счастья – тем более. Мечты останутся неисполнившимися. Так может – замёрзнуть посреди тракта – это хороший выход. И после такого акта самоуничижения меня уже не злили, не сердили и не вгоняли в чувство вины никакие мамины «ахи».

Да и мама стала успокаиваться. Только ещё добрым словом вспоминала довозившего нас до Барнаула Ероху, мол, вот классный был таксист, нечета некоторым.
Жена водителя позвонила домой, там остались две дочки одни. Ей ответила старшая: «Алло, сиротки слушают». Привычные, значит, к подобным ситуациям дети.

А через полчаса приехал «спасатель». Заменили колесо и поехали дальше. Мама спала пол дороги. В час въехали в Горно-Алтайск. Город молчал. Ни одного человека на улицах. Желтым мигали в ночи светофоры. Хлопьями шёл снег.


12

Из маминого дневника

20 февраля 1980 г.
Родились племянницы: у Люды и Миши – Леночка, у Нины с Проней – Олечка.
Уже несколько дней тепло. Тает. А сын в валенках. За ним ушёл Саша, а я забыла бурки дать, и вот сижу, казнюсь.
У меня удалили зуб мудрости, сейчас немного знобит.

8 апреля 1980 г.
Побывали с сыночком в печальном «зимнем» Курмач-Байголе – 18 марта ездили на похороны племянника Димочки. Вот так довелось нам увидеть этого малыша, а Серёже увидеть, как играют зимой в Курмаче. Весь путь туда и обратно на вертолёте.

Сын вчера играл в города. При многократном повторе слово «Ленинград» превратилось в «Лининград», вот где было радости: «Мама – твой города!»

Вчера запаслась книжками, чтобы читать до одури – Саша отбыл в командировку.

9 апреля 1980 г.
Как можно получить число, например 6,  путём прибавления различными способами. Сын считает: 5+1, 4+2, 3+3. А вычитанием? 8-2, 10-4, 11-5 (!). Молодец.

Ел рыбу – сардину марокканскую, на его кусочке попалась чешуя. Кричит: «Почему зеркальце не убрали!? Потом называл чешую – «кожуя».

10 апреля 1980 г.
Приехал деда Яша. Сидят на кухне дед и внук, рисуют. Радости у обоих – уйма.

8 июня 1980 г.
Долго не писала про наши дела. Две недели назад, 26 мая, сын упал и ушиб ногу. Наложили гипс. Уже несколько дней у бабушки с дедушкой на улице Зелёной, там приехал Саша Климов. Показали сыну и Сане, как пускать мыльные пузыри – играли весь день.

А у меня настроение – «аж жуть» - идти снова в гинотделение…

29 июля 1980 г.
Мы в Курмач-Байголе с 22 июля. Из города прилетели в Турочак и сразу на автобусе до Бийки. Утром в 5 часов вышли пешком и в 4 часа дня уже сидели за столом. Сын дошёл, дотопал в этот раз сам. Есть фото, где мы в реке смываем болотную грязь.
Сын новое слово «придумал», вместо промокашка, говорит «покромашка».

4 августа 1980 г.
Вчера с Сашей ходили на озеро проверить жерлицы. На жерлицах щук не было. А вот на одну из закидушек попались налим и щука. Зато нажерлицу попалась дикая уточка. Вот так трофей! Затем ходили за грибами. Сколько же их там!
По дороге сын увидел так называемый сушняк – сухие ветки, сухостой, жалел, что нет бабы Оли, она всегда собирает такой хворост для бани. И всё время называл сушняк – сухомяткой.

6 августа 1980 г.
Вчера был день рождения племянницы Тани. Люба с Алёшей улетели в Турочак в больницу. Павлик с Серёжей пристали с рыбалкой. Поймали 8 пескарей. Дома сами почистили рыбу. Пожарила им. Поели юные рыбаки с удовольствием.
Сеет дождь, холодно, а Саша на рыбалке.

31 августа 1980 г.
Вот и лето ушло. Хорошее лето.
Вчера были на торжественной линейке сына. 1-ый класс. Учительница – Наталья Петровна Овсянникова. Саша снимал первый день сына в школе на цветную плёнку – хоть бы вышло!
Ну, добрый путь, сынок, в страну знаний! Терпения, старания, здоровья, успехов!
Ряд средний, парта последняя.
Сейчас Саша, Олег и Васеня, которая в субботу вернулась из стройотряда из Чечни, ушли к Оксане на торжественную линейку.

2 сентября 1980 г.
Повела 1 сентября сына в школу. Зашли в класс… а на его месте другой мальчик. Теперь сын сидит один на «Камчатке».
Вчера встречать его ходил Саша, и сегодня собирался, а сын притопал сам! Вообще-то рановато ему одному расхаживать, переходить через два проезда у Автовокзала и перекрёсток у магазина «Юбилейный».
В первый школьный день – принёс пятёрку за рисунок – Кремль, самолёты, облака.
Сейчас с отцом смотрят вьетнамский фильм. А на моей бедной шее 5 контрольных работ к зимней сессии, 3 экзамена и один зачёт.

7 сентября 1980 г.
Вчера была на первом родительском собрании. Тема: «Как помочь первокласснику учиться». Избрали родительский комитет. Сына пересадили на первый ряд, но снова последняя парта. С кем сидит – не знает имени.

25 сентября 1980 г.
Снова пересадили на первый ряд четвёртую парту. Сидит с девочкой. Имени не знает.

10 октября 1980 г.
Читает вместо «Школа пешеходных наук» - «Школа проходных наук». Балуется? Саша в командировке, а я снова ходила на собрание.

12 октября 1980 г.
Саша не приехал. В аэропорту выходной.
Что-то сильно допекает жизнь. Мир вокруг жесток и груб.

Декабрь 1980 г.
Саша пришёл с родительского собрания:
-Что-то ты, Серёжа, ни в плохих, ни в хороших не числишься.
Сын:
-А я общий человек.
Рассказывает про своё дежурство:
-Всё делал: стулья ставил, игры заводил, драки растаскивал.

5 декабря 1980 г.
Принёс «2» в дневнике за поведение. Вины своей не признаёт: «Я сидел смирно». Была в школе. Наталья Петровна говорит, что сын дерётся, обидел даже девочку.

(продолжение следует)

На фото мама


Рецензии