Где Шурики, где девчата, где Петрухи наших дней?
Как и что снимают в год 100-летия российского кино
Экскурсия на «Мосфильм» и пресс-конференция с генеральным директором киноконцерна Кареном Шахназаровым была организована для журналистов из региональных российских печатных изданий Советом Федерации РФ в рамках ежегодной встречи руководителей верхней палаты парламента с пред-ставителями СМИ.
Ранее «Мосфильм» мне приходилось видеть только как надпись на экране телевизора, да в кинотеатре в самом на-чале фильма под знаменитой на весь мир скульптурой Мухи-ной «Рабочий и колхозница». Бренд создавался на века, но в последние годы, надо признать, чаще приходится читать о том, как приходит в упадок российский кинематограф: нет ярких, запоминающихся фильмов, нет зрителя в кинотеатрах, на крупный международный фестиваль нечего выставить…
Но вот – шанс попасть в мир по ту сторону экрана, где кино постепенно, шаг за шагом может стать самым впечат-ляющим зрелищем, которое когда-либо придумывало себе че-ловечество.
К 2008 году экскурсии на «Мосфильме» поставлены на поток. Параллельно с нами поглядеть на съёмочные площадки из автобуса вышла группа школьников, а чуть впереди уже внимали голосу экскурсовода туристы из Тулы. Всем инте-ресно как делают кино.
В многочисленных фойе и служебных проходах «Мосфиль-ма» тут и там внимание на себя обращают развешанные по стенам багетные рамочки с сюжетами из столь любимых и мгновенно узнаваемых всеми нами фильмов. Здесь каждый взгляд, каждый жест актёра пробуждает целую вереницу чувств и воспоминаний. А их действительно было немало в истории, столь замечательных кинокартин и артистов, и эти лики столь точно представляют нам ту, ушедшую эпоху, что невольно задумываешься – а что же сегодня?
Из 90-х годов прошедшего века можно вспомнить уже лишь несколько фильмов, в том числе, например, явно удач-ную комедию Карена Шахназарова «Мы из джаза». Восемь же лет нынешнего столетия – это в основном сериалы не совсем удачных лент и соглашательство на мысли «Ну, у нас всё же не Голливуд». А почему, собственно? К тому же зритель хо-чет от американцев в основном зрелищ, а от российских ре-жиссёров тонкого и глубокого проникновения в жизнь.
Тем временем на демонстрации в новгородском киноцен-тре фильма «Александр. Невская битва», снятом, казалось бы, специально для школьников к юбилею этой самой битвы, учителя с трудом удерживают порядок: шум в зале, светя-щиеся и пикающие мобильные телефоны и стреляющие в экран световые лучики того гляди сорвут киносеанс, как урок му-зыки у слабого учителя. Став свидетелем подобных сцен в кинозале, невольно подумал: вряд ли бы подростки себя так вели, если бы фильм был по настоящему интересным, захва-тывающим, а молодой Александр не читал бы согласно сцена-рию фразы словно из школьного учебника касательно перипе-тий в отношениях Великого Новгорода с монголами и шведа-ми.
Методист киноцентра Нина Дудина пожимает плечами: «На российские фильмы зритель идёт не охотно почему-то. Вот недавно две недели показавали «Исчезнувшую империю» Каре-на Шахназарова, но зритель так и не пришёл, хотя по худо-жественному уровню это, на мой взгляд, фильм очень непло-хой».
«На фоне Пушкина…»
Вот с таким подтекстом в голове заходишь на террито-рию «Мосфильма». Всего здесь в настоящее время 4 натурных площадки и 14 киносъёмочных павильонов. В них снимается и озвучивается около ста фильмов в год. Одними из последних нам довелось видеть декорации к фильму про Ивана Грозного – их уже готовили к разборке.
Палаты российского самодержца в павильоне кажутся не-большими – масштабный вид в качестве фона для разыгрываю-щихся драм у российского самодержца им придадут кинокаме-ры. Несколько непривычно было видеть Успенский собор мос-ковского Кремля без купола, но в мире грёз это необходимо – чтобы сверху подсвечивать съёмочную площадку. Журнали-стам фотографировать в павильоне не разрешили. Именно ки-ноплёнка сделает всё ещё более большим и впечатляющим, чем оно есть на самом деле.
К очень неоднозначно оцениваемой историками личности Ивана Грозного в 2008 году, как нам рассказали, обратился режиссёр Андрей Эшпай. Исторический материал нам будут преподавать в 16 сериях.
Коротко излагать мысли теперь не то чтобы не умеют, скорее всего, просто не хотят. Ведь чем больше серий – тем больше возможности собрать рекламу. Причём это не просто зрительские домыслы – хозяин «Мосфильма», режиссёр Карен Шахназаров, также подтвердил нам на пресс-конференции: в ближайшие годы царствовать в российском кинематографе будут именно сериалы. Такова уж, видимо, специфика кинематографа нашего времени, коммерческого по своей природе и оплачиваемого зрителем через яркие, с по-вышенным уровнем звука ролики про колготки, чистящий по-рошок и зубную пасту.
Из-под топота копыт
Работники «Мосфильма» вовсе не склонны скрывать своих секретов. Вот, например, экспонат, рассказывающий, что подводные баталии, живописующие нам манёвры субмарины меж торпед в советском фильме «Командир счастливой щуки», сняты, как оказывается, перевёрнутой камерой с потолка, а макеты мин подвешивались к нему же на тонких веревоч-ках... В результате на экране создалась полная иллюзия движения подводной лодки сквозь минное поле.
Впрочем, подобным методом так больше никто и не вос-пользовался в отечественном кинематографе, потому что мо-да на спецэффекты и комбинированные съёмки прошла. И кри-тикам, и кинематографистам стало вдруг понятно, что для настоящего успеха кино нужны скорее яркие образы, сильные характеры, притягательные лица, крылатые фразы, нежели эффекты.
Старейший работник киностудии Ирина Кислова с удо-вольствием рассказывает, что весь шумовой реквизит собран ею на «Мосфильме» методом естественного отбора. Хорошо скрипит старый стул – его тянут в студию, чётко стучат каблуки – им здесь и место…
Всё довольно просто! Ветер можно имитировать с помо-щью ветродуя, похожего на отрезанный у самолёта нос с пропеллером, топот лошадиных копыт передаётся постукива-нием деревянных стаканчиков по песку – посетителям пред-лагается даже самим попробовать, а вьюга «то как зверь завоет, то заплачет, как дитя», если элементарно покру-тить за ручку барабан с натянутой на него репсовой лен-той.
Со звуками проблем нет. А вот с жанрами, сценариями, музыкой прямо беда.
В тот час, когда мы посетили шумовую, на экране был застывший на короткий перекур кадр из новой комедии чёр-ного юмора под названием «Вареники с вишнями». За благо-звучным названием, как нам рассказали, вовсе не мелодра-ма, а история с кочующим трупом, пересказывать которую уже не хочется. Но кого-то она, как предполагают создате-ли фильма, повеселит.
Очень приятное впечатление оставила натурная площад-ка, стильно выполненная под российскую старину двух-трёх вековой давности. Кварталы жилых двухэтажных домов в мельчайших архитектурных и бытовых деталях передают атмо-сферу предреволюционных столетий. Впрочем, настоящая здесь только булыжная мостовая, а стены, орнамент и весь декор сделаны из самых дешёвых стройматериалов. Тем не менее, декорации под открытым небом оказались настолько удачными, что здесь был снят уже не один фильм, а теперь они предоставлены и туристам. И ничего, что через дорогу от «Мосфильма» идёт строительство высоченного небоскрёба – компьютерные программы легко уберут ненужное из кадра. Со временем декорации, как таковые, может, и вообще ста-нут ненужными.
В музей «Мосфильма» попадают вещи, которые по понят-ным причинам становятся народными любимцами. Их узнаёшь почти сразу – вот «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя», а вот «Мерседес-бенц», за которым всего за 15 минут выспался смертельно усталый Штирлиц. А как не умилиться перед автомобилем «Волга», именно про который сказано: «Наши люди на такси в булочную не ездят»! Собст-венно, чем ещё нам очень дорог кинематограф, так это как раз теми емкими, смешными и колкими выражениями, которые намертво запечатывают в память пережитую нами социальную эпоху.
«Мосфильм» сегодня по праву гордится своим арсеналом видеосъемочной, звукозаписывающей, копировальной техники. Свои залы он предоставляет и симфоническим оркестрам, и поп-группам – да кому угодно, лишь бы деньги платили и творили, потому что теперь «Мосфильм», как мы поняли, не столько представляет фильмы, снятые по заказу или собст-венному почину, сколько предоставляет площадки и технику для воплощения проектов в жизнь. Генератором идей для российского кинематографа при этом, как стало ясно со слов Карена Шахназарова, могут служить самые разные структуры – и государственные, и частные… Шоу-бизнес, од-ним словом.
«Огласите, пожалуйста, весь список»
Между тем «Мосфильм» - не просто фабрика грёз, а предприятие, призванное ковать национальное достояние России. «Производство колбасных изделий в достаточном ко-личестве и достаточного качества не может быть националь-ной идеей», - заявил на пресс-конференции журналистам Шахназаров. Здесь, конечно же, Карен Георгиевич прав. Но кто у нас не хочет ярких, триумфально шествующих по экра-нам кинотеатров киношедевров? «Мосфильм» уже около десяти лет под его чутким руководством. Хорошо, что крупнейшая в Европе киностудия набрала технические мускулы. И про-изошло это благодаря признанно талантливому режиссёру, сметливому хозяйственнику.
С середины 90-х вынашивались планы по приватизации «Мосфильма». Была такая иллюзия, что всё государственное – плохое, а вот придёт частник – и наведёт порядок, сама рыночная стихия всё отрегулирует. Похоже, с такими иллюзиями приходится прощаться. В 2008 году Карен Шахназаров с гордостью говорит о том, что ему удалось оставить «Мосфильм» в государственной собственно-сти. Возглавляемый им киноконцерн - это федеральное госу-дарственное унитарное предприятие, призванное действовать эффективно, с прибылью и смыслом. «Меня иногда даже назы-вают коммунистом, но на самом деле я просто отстаиваю свои убеждения, и уверен, что так лучше», - говорит ре-жиссёр в ранге генерального директора. Свою позицию ему удалось отстоять даже перед Владимиром Путиным в его быт-ность президентом России.
Между тем по итогам 2007 года доля российских филь-мов, как сообщается в СМИ, в общем объёме кинопроката со-ставила примерно треть, а по деньгам это около 170 мил-лионов долларов. Но только фильмы «Жара», «Любовь-морковь» и «День выборов» смогли окупила себя соответст-венно в 9,2, в 5,8, и 3,3 раза. По мнению экономистов, чтобы производители фильмов смогли компенсировать свои затраты, необходимо, чтобы сборы превысили его бюджет бо-лее чем в два раза. Такие ленты, как «Монгол», «Код Апо-калипсиса», «1612», «Слуга государев» не собрали в кино-театрах даже половины своих бюджетов. Малобюджетные кар-тины «12», «Ведьма», «Глянец» также не смогли добиться двукратного превышения сборов над бюджетом.
Конечно, эти цифры могли быть и выше, если бы не было столь распространено пиратство, которое практически уби-вает рынок DVD и домашнего видео. «У нас как было пират-ство, так оно и есть. Собственно, это может быть основным вопросом в развитии кинобизнеса, потому что в доходах тех же крупнейших американских компаний театральный показ со-ставляет только 17%, остальные доходы поступают от прода-жи DVD», - замечает Карен Шахназаров. Ведущий российский режиссёр предлагает даже ввести в кинотеатрах «электрон-ные билеты», которые позволят точнее контролировать кино-прокат, поскольку, как он утверждает, «цифры, которые у нас публикуются, мягко говоря, очень приблизительны».
В связи с такой идеей неизбежно возникает вопрос: а не следует ли тогда ввести и практику ранней, до начала съёмок фильма продажи билетов, чтобы лучше аккумулировать средства и загодя уже определять, какие фильмы и каких режиссёров могут пользоваться наибольшим успехом у рос-сийских зрителей. На такую идею, выдвинутую корреспонден-том «НВ», Карен Шахназаров ответил, что не верит в её ус-пех, подобное, мол, уже пытались пробовать, но ничего не получилось.
Действительно, задача режиссера и студии в целом не только угадать вкус зрителя, но и удивить его, повести за собой, поднимая планку художественного вкуса. Успешный фильм – это, как правило, сюрприз и новаторство. Собст-венно, угадать успех фильма – задача продюсера, а у нас их в последнее время развелось немало. Другое дело – кто у нас идёт в продюсеры…
Где Шурики, где девчата, где Петрухи наших дней?
Опубликовано с редакторскими попроавками в газете "Новгородские ведомсти".
Свидетельство о публикации №212092200474